В статье представлен проект, способствующий финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста через знакомство с особенностями жизни и традициями народов Югры. Создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности используя разнообразные виды деятельности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическое воспитание, родной край, коренные народы, традиции и промыслы народов Ханты и Манси.
В настоящее время мы находимся с вами в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами-дошкольниками задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах, таких как: бережливость, трудолюбие, смекалка, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности — одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. [7].
Приобщение ребенка к миру экономической действительности — одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Исторически Югра представляет собой один из наиболее значимых регионов для экономического развития России. В прошедшие века она поставляла драгоценную пушнину, в настоящее время — поставляет нефть. Важность Югры отражается в одном из титулов русских царей: с XVII в. они именовались «князьями Югорскими», так что любые финансово-экономические преобразования на территории региона имели стратегическое значение. [3; с107]
Так как мы живем в ХМАО-Югре, то мы решили, что знакомство детей дошкольного возраста с азами финансовой грамотности начать через проект «Формирование основ финансовой грамотности посредством ознакомления старших дошкольников с родным краем».
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с 6–7 лет посредством ознакомления с родным краем.
Задачи проекта:
1. Познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий: взаимосвязь понятий «труд — продукт — прибыль (деньги)» и то, что прибыль зависит от качества и количества продукта (товара); об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.
2. Развивать позитивные установки и уважительное отношение к коренным народам нашего края; учить воспринимать и ценить окружающий мир родного края, как результат труда людей.
3. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики, любознательности в процессе познавательно-игровой деятельности.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, «новыми знаниями», тем больше возникает у них вопросов.
Так случилось и у нас в группе. Традиционно, ко дню нашего округа — 12 декабря, в нашем дошкольном учреждении проводится тематическая неделя по теме: «Край, в котором мы живем». Используя разнообразные виды деятельности, мы с ребятами знакомились с особенностями и уникальностью жизни коренных жителей нашего региона. И когда обсуждали с ребятами промыслы ханты и манси, кто-то из ребят спросил: «А деньги они за свою добычу получали? За что они покупали ружья, патроны, сети, лодки и другие орудия труда?».
И вот так воспитанники поставили проблему: а как в нашем округе развивались финансовые отношения у коренных народов ханты-манси? Поэтому мы решили расширить кругозор дошкольников в вопросах финансовой грамотности и разработать наш познавательный проект.
Наш проект построен на основе блочной системы, способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников в процессе ознакомления с особенностями финансовых отношений у народов ханты и манси.Цель нашего проекта — не только расширять экономический кругозор дошкольников, но и обогатить (пополнить) их знания о товарно-денежных отношениях коренных жителей нашего края.
В первом блоке «Что такое — Югра?» воспитанники нашей группы знакомились с разнообразием окружающей среды нашего края, формировали основы знаний о природном богатстве ХМАО — Югры, о разных временах года, их особенностях и признаках. Для этого мы использовали разнообразные формы работы:
– учебно-наглядное пособие для дошкольников «Моя Югра. Край, в котором я живу», в котором собран наглядный и практический материал о нашем крае;
– портал о народах Севера — «Дети Арктики», где представлен большой познавательный материал в виде видеоэкскурсий, разнообразных игр, мультфильмы, тесты. Материал «подан» в очень доступной для дошкольников форме; [2].
– презентации «Знакомство с тайгой», «Животный и растительный мир севера»;
– дидактические игры: «Кто где обитает», «Что где растет»; «Найди животное по следу» и др.;
– подвижные игры: «Важенка и оленята», «Рыбаки и рыбки», «Олени оленеводы», «Капканы», «Муравейник» и др.; [5].
– чтение сказок и загадок об особенностях природного мира нашего края;
– посещение музея «Старый Сургут».
Все эти знания помогли воспитанникам ответить на вопросы: откуда брали (берут) средства ханты и манси (не обязательно деньги) и как они ими распоряжаются. Научили выделять в окружающем мире экономические характеристики. Мы учили их развивать умение выделять экономическое содержание из особенностей жизни и быта отдельного народа. Подвели к понятию: область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам.
Во втором блоке «Коренные хозяева Югры» мы знакомились с историей жизни и бытом народов ханты и манси. Формировали у детей элементарные представления об особенностях жизни этих народов в тайге. Основные традиционные занятия: охота, рыболовство, оленеводство и собирательство дикоросов — это основные источники заработка (товарных отношений) ханты и манси. На этом этапе знакомили детей с особенностями орудий труда и предметов добычи. С этой целью использовались:
– сюжетно-ролевые игры: «Рыбаки», «Охотники», «Стойбище оленеводов»;
– дидактические игры: «Что растет в тайге», «Съедобное-несъедобное», «Отгадай на вкус» и др.;
– мастер-класс с родителями «Ягодка-клюквинка», «Кукла Акань»;
– презентации «Ханты и манси: жизнь, быт и культура», «Народные промыслы».
Воспитанники группы получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Поэтому, чтобы жить комфортно — нужно добывать «плоды» свое труда и обменивать или продавать их.
Рассматривая и обсуждая с дошкольниками основные способы (промыслы) народов ханты и манси, — пришли к выводу, чтобы получать хорошую добычу, — необходимы хорошие качественные орудия труда. А чтобы их получить — нужно что-то отдать взамен. И, предположили, что один род — хорошо ловил рыбу, другой — успешно занимался оленеводством. Третьи — были отличные охотники. Четвертые — специализировались на изготовлении предметов одежды и быта, сувенирных товаров.
Поэтому постепенно «перешли» к реализации задач третьего блока «Товар. Товарообмен».
Обмен товарами и услугами — путь удовлетворения экономических потребностей.
Предположили, что ханты и манси пришли к выводу: обмен товарами своего труда выгоднее, чем каждому роду заниматься всеми производствами одновременно. К примеру, оленя можно поменять на рыбу или мясо(шкуру) определенного зверя. Ягоды — на «вышивальный мешочек» или набор бисера и т. д. Но со временем люди поняли, что и это неудобно. Почему? Для этого им приходилось ездить от стойбища к стойбищу для того, чтобы найти нужные принадлежности и товары. Поэтому воспитанники предложили свое решение проблемы: «Ярмарка своих товаров, где люди могли общаться, обмениваться опытом и товарами своей добычи».
Мы с воспитанниками группы организовали и «поиграли» в сюжетно-ролевую игру «Ярмарка», в ходе которой попытались ответить на «интересные» вопросы:
— Как обменять мясо (шкуру) оленя на унты или саху (двойную меховую шубу) или платок…..?
— Что делать, если у тебя есть рыба, а тебе нужен топор? Выгоден ли обмен рыбы на топор?
— Допустим, сегодня у тебя 2 ведра клюквы или брусники, а тебе нужен отрез ткани, чтобы сшить платье? Что будешь делать?
После этих игр — экспериментов воспитанники пришли к выводу о том, что деньги — это универсальный товар, который поможет решить народам ханты и манси вышеупомянутые проблемы. И, возможно, ярмарка помогала им решать эти проблемы.
Важное место в системе работы по обогащению игрового опыта дошкольников занимает экскурсия. В процессе экскурсии дети знакомятся с деятельностью людей и отношениями между ними в естественных условиях. Поэтому нами вместе с родителями наших воспитанников была организована экскурсия в сургутский Краеведческий музей. Наша экскурсия имела понятную и близкую для ребенка цель — ближе и наглядно познакомиться с особенностью природных условий Югры и особенностями жизни народов ханты и манси в нашем регионе.
Экспозиция называлась «Люди большой воды». При этом перед экскурсией напомнили детям, куда идем, что будем смотреть, с кем познакомимся и на что обращать внимание. На экскурсии обращали внимание детей на те экспонаты, которые помогали коренным жителям организовывать свой быт в условиях тайги, что они имели возможность четко видеть предметы быта. Наблюдение проводилось при активном участии педагогов, экскурсовода и родителей, которые обращали внимание детей, на действие людей, их последовательность, орудия труда, предметы быта, возникающие между ними отношения фиксируя их в речи и восприятии.
По возвращении в детский сад, дети обменялись впечатлениями о прошедшей экскурсии. Так же используя прием «комментируемого рисования», педагог рисовал совместно с детьми, оговаривая содержание рисунка на тему: «Как мы ходили на экскурсию в музей. Во время экскурсии были сделаны фотографии, которые мы собрали, чтобы оформить в альбоме.
В музее, изучая вопрос товарообмена, дети узнали, что в XIX веке в Сургуте действовала « Рождественская ярмарка», которая была учреждена распоряжением Тобольского Губернаторского Правления от 15 мая 1866 г. Располагалась она вблизи города и проводилась ежегодно. Целью утверждения ярмарки было с одной стороны предоставить возможность инородцам с выгодой для себя сбыть привезенный ими товар, с другой — развить торговлю между жителями Сургута, чем поднять его благосостояние. Основными предметами торговли на ярмарке, с одной стороны, были пушнина, рыба и рыбий жир, в незначительном количестве привозили мерзлые ягоды (морошка и клюква), дичь, лебяжьи шкурки, гагарьи шейки, перо, пух, кедровые орехи, оленьи шкуры. Пользовались спросом у русского населения остяцкие плетеные короба из кедрового корня, зимняя промысловая одежда и обувь из оленьего меха. [4].
Блок четвертый «Труд в профессии».
В ходе организации деятельности по реализации этого блока воспитанников знакомили с главными отраслями хозяйства основной массы хантыйского населения и промысловыми угодьями.
Угодья принадлежали, как правило, жителям близрасположенных юрт и были поделены между семьями. Границы угодий точно определялись по речкам и мысам. Владение угодьем означало не частную собственность, а только право пользования. Уважая это право, ханты считали чужое угодье неприкосновенным и не позволял себе охотиться там или ловить рыбу. Когда во время охоты зверь перебегал на чужое угодье, то охотник прекращал преследование, если же все-таки убивал зверя, то шкуру отдавал владельцу территории, а мясо брал себе. Даже срубить дерево для долбленой лодки на чужом угодье считалось проступком. Однако в этих нормах обычного права были разумные границы. Голодный человек не только мог наловить себе рыбы на чужом угодье, но даже взять ее из чужой ловушки — правда, лишь столько, чтобы поесть. Владение территорией не давало права закладывать или продавать ее, можно было лишь сдать ее в аренду, да и то с согласия других жителей селения.
Многие столетия ханты добывали пропитание небольшими коллективами — семьями, в отдельных случаях — несколькими семьями, но чаще все-таки в одиночку. Чтобы свести к минимуму экологический урон, вызванный необходимостью существования только за счет природы, приходилось жить маленькими поселениями. Они были удалены друг от друга на многие десятки и сотни километров, разделены болотами, тайгой и реками. Реки разъединяли людей, но благодаря лодкам одновременно и соединяли; тайга и тундра разъединяли, но лыжи, олени и нарты соединяли. Не будь этих средств передвижения, непреодолимы были бы реки, тайга и болота. Именно в таких малых разобщенных коллективах сформировался и развился обычай таежного сибирского гостеприимства и обмена товарами собственного производства, который так украшает ханты и манси и по сей день.
Воспитанникам было предложено помочь жителям тайги и поучаствовать в усовершенствовании их орудий труда. И ребята решили на занятиях по конструированию с конструкторами Лего придумать и построить современные модели для добычи рыбы, хранения и переработки ягод.
Пятый этап «Реклама». У воспитанников возник вопрос: где можно купить продукцию коренных жителей? Ведь это — экологически чистые и полезные продукты, красивые и необычные предметы быта. Есть немного мест, где можно все это приобрести, но — не многие люди об этом информированы. Поэтому мы дали воспитанникам домашнее задание: вместе с родителями — «найти» эти места в нашем городе и сделать рекламные листы-плакаты. Дети поддержали эту идею.
Мы считаем, что успешное решение задач по формированию экономической грамотности старших дошкольников через знакомство с родным краем при поддержке и тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применении комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, дает возможность получить положительный результат в педагогической деятельности и воспитании у ребят интереса к новым познаниям и воспитанию патриотических чувств.
Литература:
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 56 с.: ил.
- Науменко, 2017 — Науменко Е. Е. Введение денежного обращения у коренных народов Югорского Севера: опыт Екатерины II // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 2. С. 107 –120.
- Михайлова, М. А. Сургутская Рождественская Ярмарка / М. А. Михайлова // Бизнес-партнер. — 2008. — № 3 (57). — С. 18–19.
- О Сургутской Рождественской ярмарке и об особенностях ведения торговли между купцами и самоедами в конце 19 — начале 20 веков.
- Синявский Н. И., Власов В. В., Фынтынэ О. А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методическое пособие. — Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003.- 83с.
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
- Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
- Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада / Н. А. Хламова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015г.). –Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С.39–41.
- Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников . Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. — М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
- ДетиАрктики РФ.Портал о народах Севера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://arctic-children.com/