Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Сахнов, Р. Ф. Оценка особенностей регионального консолидированного бюджета и перспектив его развития на примере Республики Бурятии / Р. Ф. Сахнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 575-577. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92227/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В статье предложены направления минимизации данных угроз.

Ключевые слова: бюджетный потенциал, региональное развитие, экономическая безопасность, бюджет региона.

Актуальность научного исследования на тематику «Оценка и прогнозирование бюджетного потенциала региона» обусловлена тем, что текущее функционирование, рациональное взаимодействие и перспективное развитие экономики региона в значительной степени зависят от состояния и способности региона самостоятельно финансировать свою жизнедеятельность, то есть от его бюджетного потенциала.

Бюджетный потенциал региона характеризуется совокупностью фондов денежных средств, которыми распоряжается регион. Они создаются путем перераспределения совокупного регионального общественного дохода. Такой накопленный капитал является значимым фактором экономического роста региона.

Показатели консолидированных бюджетов имеют особое значение при осуществлении перспективного планирования в целом. Кроме того, величины применяются при расчетах, характеризующих разные типы обеспеченности граждан государства и его территорий.

В таблице 1 представлены показатели, характеризующие бюджетный потенциал республики Бурятия.

Таблица 1

Показатели бюджетного потенциала Республики Бурятия, млн. руб.

Наименование показателя

2019

2020

Отклонение 2020–2019

Сумма, млн. руб.

Темп прироста, %

Доходы консолидированного бюджета, млн. руб., всего, из них:

71 293,30

86 077,90

14 784,60

20,74

– Налог на прибыль организаций

8 013,40

6 580,20

-1 433,20

-17,89

– НДФЛ

15 279,00

16 671,60

1 392,60

9,11

– Налоги на имущество

5037,6

5267,8

230,20

4,57

– Безвозмездные поступления

42 963,30

57 558,30

14 595,00

33,97

– Расходы консолидированного бюджета, млн.руб.

52 409,70

62 291,70

9 882,00

18,86

– Общегосударственные вопросы

3 970,00

5 077,10

1 107,10

27,89

– Национальная экономика

6 901,30

8 596,80

1 695,50

24,57

– ЖКХ

4 466,70

2 856,00

-1 610,70

-36,06

– Социально-культурные мероприятия

37 071,70

45 761,80

8 690,10

23,44

Разница между доходами и расходами

18 883,60

23 786,20

4 902,60

1,88

Таким образом, на основе таблицы 1 можно сделать вывод о том, что бюджетный потенциал республики Бурятия характеризуется благоприятным положением, о чем свидетельствует рост доходов консолидированного бюджета и несущественный рост расходов консолидированного бюджета региона. Также следует сказать, что объёмы расходов и доходов прямо пропорциональны друг другу и состояние бюджета характеризуется как профицитное.

Динамика и прогноз доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия представлена на рис.1.

Динамика и прогноз доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия

Рис. 1. Динамика и прогноз доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия

По предварительным данным прогноза в перспективе ожидается рост доходов консолидированного бюджета Бурятии. Так, в 2021 году ожидается значение данного показателя равное 100 000 млн.руб., в 2022 году — 110 000 млн.руб., в 2023 году — 130 000 млн.руб. Коэффициент аппроксимации принимает значение 1, что говорит о высокой степени достоверности данного прогноза.

В общей структуре доходов мы наблюдаем сокращение объёма налогов на прибыль организаций в размере 1433 млн.руб., или 18 %, что может свидетельствовать о возможном нарушении организациями достоверности предоставляемых сведений налоговой отчетности.

Далее изучим динамику и прогноз расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия, которые представлены на рис.2.

Динамика и прогноз расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия

Рис. 2. Динамика и прогноз расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия

По предварительным данным прогноза в перспективе ожидается рост расходов консолидированного бюджета Бурятии. Так, в 2021 году ожидается значение данного показателя равное 72 000 млн.руб., в 2022 году — 80 000 млн.руб., в 2023 году — 90 000 млн.руб. Коэффициент аппроксимации принимает значение 1, что говорит о высокой степени достоверности данного прогноза.

В общей структуре расходов консолидированного бюджета отмечается сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 1 610 млн.руб., или 36 %, что может свидетельствовать о сокращении расходов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расходов на содержание и ремонт объектов благоустройства, реконструкцию жилищного фонда, расходов на ремонт сетей, расходов на содержание жилого фонда и коммунальной инфраструктуры и благоустройство. Полученные данные могут говорить об уменьшении уровня жизни населения в данном регионе.

Таким образом, исходя из полученных данных предыдущего раздела мы можем сделать вывод о наличии следующих угроз:

1) Занижение налоговой базы ряда организаций в республике Бурятия;

2) Угроза уровню жизни населения региона ввиду сокращения расходов на благоустройство в сфере ЖКХ.

Необходимо осуществлять всесторонний анализ системы внутреннего финансового контроля и аудита, обеспечивающий более полный и своевременный контроль внутренних бюджетных процедур, результатом которого станет принятие управленческих решений, направленных на устранение недостатков и снижение рисков, повышение качества финансовой и исполнительской дисциплины органов государственной власти Республики Бурятия.

Литература:

  1. Закон Республики Бурятия от 18 марта 2019 года № 360-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года». — URL: https://docs.cntd.ru/document/553221182 (дата обращения: 18.05.2022).
  2. Валько, Д. В. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 150 с.
  3. Лихолетов, В. В. Стратегические аспекты экономической безопасности: учебное пособие для вузов / В. В. Лихолетов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 201 с.
  4. Перцик, Е. Н. Территориальное планирование: учебник для вузов / Е. Н. Перцик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 362 с.
  5. Региональная экономика: учебник для вузов / Е. Л. Плисецкий [и др.]; под редакцией Е. Л. Плисецкого. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 532 с.
  6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2020. 1242 с.
  7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с.
  8. Правительство Республики Бурятия: Официальный сайт. — Улан-Удэ. — URL: https://egov-buryatia.ru/ (дата обращения: 18.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Бурятия, консолидированный бюджет, консолидированный бюджет Республики, бюджетный потенциал, бюджетный потенциал республики, сокращение расходов, коэффициент аппроксимации, прибыль организаций, прогноз доходов, прогноз расходов.


Ключевые слова

экономическая безопасность, региональное развитие, бюджетный потенциал, бюджет региона

Похожие статьи

Способы укрепления доходной базы местного бюджета

В статье на основе аналитических данных обозначены основные проблемы наполняемости доходной базы местных бюджетов, а также определены основное направления и способы ее укрепления.

Экономический потенциал здравоохранения Курской области

В статье рассмотрены основные тенденции развития кадрового и финансового потенциала здравоохранения Курской области, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

Экономический потенциал региона на примере Республики Бурятии

В данной статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а в частности Республики Бурятия. Особое внимание уделено анализу экономического потенциала республики. На основе, проведённого анализа, были опр...

Роль прогнозирования в социально-экономическом развитии регионов (на примере Сахалинской области)

В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования социально-экономического развития регионов России. В частности, на примере Сахалинской области проведен анализ ключевых проблем осуществления прогнозирования социально-экономического разв...

Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности региона

В нынешних реалиях значимую роль играет бюджетная система региона. Для ее наилучшей и эффективной работы всплывает такой немаловажный фактор как его экономическая безопасность. В данной статье рассмотрена роль бюджетной системы региона в непосредстве...

Направления обеспечения экономической безопасности Волгоградской области

В статье рассмотрены вопросы предотвращения угроз экономической безопасности на примере Волгоградской области. Кроме того, проанализированы основные проблемы, являющиеся последствиями кризиса, а также предложены направления обеспечения экономической ...

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

О некоторых факторах инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан

В данной статье рассмотрены факторы инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан. Дана оценка основных факторов инвестиционной привлекательности для обоснования направления действий региональных органов власти. Выделены экономические, с...

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

Финансовая устойчивость предприятий на современном этапе развития российской экономики

В рамках данной статьи рассмотрены сущность финансовой устойчивости предприятия и необходимость проведения ее анализа. Определены цель, задачи и последовательность проведения анализа финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрены факторы, влияющие ...

Похожие статьи

Способы укрепления доходной базы местного бюджета

В статье на основе аналитических данных обозначены основные проблемы наполняемости доходной базы местных бюджетов, а также определены основное направления и способы ее укрепления.

Экономический потенциал здравоохранения Курской области

В статье рассмотрены основные тенденции развития кадрового и финансового потенциала здравоохранения Курской области, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

Экономический потенциал региона на примере Республики Бурятии

В данной статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а в частности Республики Бурятия. Особое внимание уделено анализу экономического потенциала республики. На основе, проведённого анализа, были опр...

Роль прогнозирования в социально-экономическом развитии регионов (на примере Сахалинской области)

В статье рассматриваются вопросы необходимости прогнозирования социально-экономического развития регионов России. В частности, на примере Сахалинской области проведен анализ ключевых проблем осуществления прогнозирования социально-экономического разв...

Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности региона

В нынешних реалиях значимую роль играет бюджетная система региона. Для ее наилучшей и эффективной работы всплывает такой немаловажный фактор как его экономическая безопасность. В данной статье рассмотрена роль бюджетной системы региона в непосредстве...

Направления обеспечения экономической безопасности Волгоградской области

В статье рассмотрены вопросы предотвращения угроз экономической безопасности на примере Волгоградской области. Кроме того, проанализированы основные проблемы, являющиеся последствиями кризиса, а также предложены направления обеспечения экономической ...

Проблемы реализации государственных программ и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и р...

О некоторых факторах инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан

В данной статье рассмотрены факторы инвестиционной привлекательности Республики Каракалпакстан. Дана оценка основных факторов инвестиционной привлекательности для обоснования направления действий региональных органов власти. Выделены экономические, с...

Проблемы достижения финансовой самостоятельности муниципальных образований

В статье проанализированы проблемы формирования сбалансированного муниципального бюджета, причины низкой доходности муниципального бюджета. В процессе использования аналитического метода, метода экспертных оценок и синтеза полученных результатов сфор...

Финансовая устойчивость предприятий на современном этапе развития российской экономики

В рамках данной статьи рассмотрены сущность финансовой устойчивости предприятия и необходимость проведения ее анализа. Определены цель, задачи и последовательность проведения анализа финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрены факторы, влияющие ...

Задать вопрос