Смешанная модель обучения как способ успешного функционирования образовательных организаций военно-морской направленности в современной открытой образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 05.06.2022

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Бецина, Е. Н. Смешанная модель обучения как способ успешного функционирования образовательных организаций военно-морской направленности в современной открытой образовательной среде / Е. Н. Бецина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92625/ (дата обращения: 17.12.2024).



Год 2020 внес весомые коррективы в различные сферы жизни современного общества. По мнению многих исследователей именно «пандемийный» год явился объективным водоразделом процесса — мир «до» и мир «после», обозначил новые тренды развития и адаптации человеческого сообщества в изменившихся условиях жизнедеятельности. Общие процессы трансформации жизни затронули и образовательную сферу, в том числе, образовательные организации военно-морской направленности, призванные обеспечивать подготовку будущих офицерских кадров для российского флота.

В современных условиях именно интеллект, креативность и способность к плодотворной практической деятельности превращаются в ведущий фактор развития, следовательно, образовательные организации военно-морской направленности должны быть нацелены на подготовку кадров, обладающих установкой на рациональное использование времени и проектирование будущего, критически думающих, способных творчески подходить к решению поставленных задач, нацеленных на сотрудничество в условиях глобального мира.

Однако необходимо учитывать, что в образовательном процессе нет места для безрассудных экспериментов, а для успешной трансформации образовательного процесса, особенно в организациях военно-морской направленности, решающих, в том числе, специфические задачи по подготовке будущих офицерских кадров, преподавательскому составу важно знать современные образовательные тренды, понимать их суть, трезво оценивать шансы на реализацию в практической деятельности и грамотно выстраивать свою педагогическую траекторию.

Среди ведущих векторов развития современного открытого образовательного пространства большинство исследователей называют: персонализация образования, цифровизация, геймификация, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), непрерывное обучение, адаптивный и интегральный подходы, технологии VR и AR (расширенная и дополненная реальность), активная проектная работа, Аgile и Scrum-технологии [3].

Справедливости ради заметим, что и проверенная временем классическая (традиционная) образовательная модель не раз доказывала свою жизнеспособность и эффективность, несмотря на инновационные разработки, а значительное число инноваций так и оставались нововведением «на бумаге и в теории» без реального и эффективного применения в учебной практике.

В таких условиях, на наш взгляд, целесообразно в образовательном процессе использовать смешанную модель обучения, которая оптимально сочетает в себе инновации и традиционализм. Стоит заметить, что для реализации смешанного обучения и его компонентов образовательные организации военно-морской направленности имеют необходимые ресурсы, в том числе классы-аудитории, IT-специалистов, доступ в Интернет и к цифровым образовательным платформам («ЯКласс», другие), компьютеры и планшеты, интерактивные доски, сервисы беспроводного взаимодействия (Zoom, Skype, другие). Конечно, материально-технический потенциал необходимо наращивать и совершенствовать, но это реализуемо.

Cмешанное обучения — это сочетание традиционных форм классно-урочного (аудиторного) обучения с элементами электронного обучения, в котором целесообразно используются информационные технологии, такие как компьютерная графика, видео и аудио, онлайн-курсы и уроки, интерактивные элементы. При смешанной модели последовательно во времени чередуются этапы классического и цифрового обучения.

Преимуществами смешанного обучения являются формируемые в классно — урочном режиме прямое межличностное взаимодействие и спонтанность, что обеспечивает более быстрое усвоение новых знаний, и формируемые при цифровом обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность и глубина рефлексии [1].

Гибкость предполагает, что время и место обучения для обучающихся не ограничены физическим пространством образовательной организации и строгими рамками урока, а темп и ритм работы каждого обучающегося, по сути, жестко не привязаны к темпу и ритму всех обучающихся в классе. Таким образом, смешанная модель обеспечивает максимальную вовлеченность в процесс обучения.

Адаптивность как один и трендов образования реализуется в возможности организовывать учебный процесс для обучающихся с разными запросами и мотивацией.

Персонализация (индивидуализация) осуществляется через выстраивание образовательной траектории в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, где методические подходы и педагогические технологии, которые преподаватель использует в очной форме на уроке, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением.

Интерактивность достигается использованием вариативных форм и способов взаимодействия как самих участников образовательного процесса друг с другом, так и с образовательным контентом. Таким образом активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для развития их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя предметную информацию, и выполняет функцию наставника в учебной работе, одного из источников информации. Интерактивность является важной характеристикой дистанционного обучения и реализуется в нем на двух уровнях: на уровне взаимодействия обучающегося и преподавателя и обучающихся между собой, на уровне взаимодействия обучающихся с используемыми ими цифровыми средствами обучения [4].

Смешанная модель обучения предполагает органичное сочетание компонентов:

  1. Традиционное классно — урочное обучение с прямым личным взаимодействием участников образовательного процесса (преподаватель — обучающиеся — обучающиеся друг с другом — преподаватель);
  2. Интерактивное взаимодействие, которое опосредовано компьютерными информационными технологиями и цифровыми онлайн и офлайн ресурсами;
  3. Самообразование.

Объем и пропорции компонентов зависят от объективных и специфических характеристик конкретной образовательной организации и могут варьироваться в зависимости от целей и задач организации.

Модели смешанного обучения классифицируются в группы и подгруппы. Группа моделей «Ротация» состоит из моделей «Автономные группы», «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон», а группа моделей «Личный выбор» включает в себя модели «Новый профиль», «Межшкольная группа» и «Индивидуальный учебный план» [4].

В образовательных организациях военно-морской направленности, с учетом их специфики» преподаватель может комбинировать модели, однако наиболее целесообразными для реализации, на наш взгляд являются модели «Перевернутый класс», «Новый профиль» и «Межшкольная группа».

«Перевернутый класс» — это модель, где традиционная подача учебного материала и организация домашних заданий меняются местами. Cуть в том, что часть учебного материала, который обычно изучается в классе, изучается обучающимися самостоятельно посредством традиционного учебника, видеолекций, подготовленных преподавателем и с помощью сетевых цифровых ресурсов в режиме онлайн или офлайн. В основе модели лежит идея организации дистанционной помощи в самостоятельной работе по освоению программного учебного материала. Реализация этой модели стала реальностью с приходом в учебные заведения Интернета, доступности современных гаджетов, позволяющих обращаться к образовательным ресурсам и преподавателю в удобном месте и в подходящее время. Обучение в рамках модели «Перевернутый класс» осуществляется по примерному алгоритму:

— преподаватель подбирает для обучающихся материал из классического учебника, готовит несколько видеолекций в неделю или подбирает материал из сетевых ресурсов в режиме онлайн или офлайн;

— обучающиеся работают с материалов самостоятельно дома или в стенах образовательной организации;

— традиционное урочное время используется для ликвидации пробелов в понимании материала, его закрепления и практической отработки.

Обучающиеся также в процессе обучения могут делиться на мини — группы по уровню мотивации, уровню знаний и подготовленности.

Конечно, реализация модели, особенно на первых порах, потребует от преподавателя дополнительной подготовки и увеличения нагрузки. Однако эти затраты в дальнейшей работе будут компенсированы экономией времени, активизацией обучающихся при изучении материала, стимулированием их дальнейшего самостоятельного творчества и направленностью на практическое применение полученных знаний.

Для организации модели «Перевернутый класс» преподавателю следует учитывать ряд существенных моментов:

1) каждый цифровой образовательный ресурс или конкретное видео, материал традиционного учебника следует сопровождать четкими учебными целями и детальной инструкцией;

2) сопровождать каждый цифровой образовательный ресурс или конкретное видео, а также материал традиционного учебника обязательным и конкретным заданием (или группой заданий);

3) в обязательном порядке привлекать обучающихся к написанию конспектов или заметок в рабочей тетради при использовании цифровых ресурсов сети Интернет, материалам традиционного учебника, личным видеолекциями преподавателя;

4) проводить обязательный мониторинг уровня знаний обучающихся в различных формах, ликвидировать пробелы в знаниях и понимании материала, своевременно корректировать учебный процесс.

В дополнение к модели «Перевернутый класс» целесообразно использовать модели «Межшкольная группа» и «Новый профиль». Первая модель предполагает объединение обучающихся образовательной организации военно-морской направленности с другими профильными организациями или школьными учреждениями, вне зависимости от их расположения. Группы могут образовываться с учетом разных параметров и могут быть не связаны с изучением какой — либо конкретной учебной дисциплины, к примеру, группа может объединять обучающихся в работе по разным направлениям деятельности с использованием электронных ресурсов.

Такое дистанционное взаимодействие способствует развитию как информационных компетенций, так и компетенций коммуникативных и регулятивных. Вторая модель формируется среди обучающихся внутри одной параллели образовательной организации с фиксированным набором именно профильных курсов для изучения в онлайн или офлайн форматах под руководством преподавателя.

В заключение хочется отметить, что модель смешанного обучения и ее отдельные компоненты является вполне реализуемой в организациях военно-морской направленности в условиях современной открытой образовательной среды. Смешанное обучение является не просто отдельным и не связанным между собой набором дополнительного образования, использования на уроке автоматизированных тестов и цифровых образовательных ресурсов, онлайн и офлайн форматов обучения, рассылка домашнего задания обучающимся в сетевом пространстве. Смешанное обучение является основным системным и последовательным образованием в сочетании различных форм, способов и уровнях взаимодействия преподавателя, обучающихся, онлайн и офлайн среды, целесообразная и взвешенная оптимизация образовательного процесса, индивидуализация (персонификация) обучения. Стоит заметить, что в результате применения смешанного обучения в целом, или его компонентов, сами преподаватели приобретают компетенции, направленные на реализацию ФГОС нового поколения, используют новые виды контроля и коммуникации в образовательном процессе [6]. Стоит отметить, что преподаватели также преодолевают «цифровой разрыв» между ними и обучающимися, приобретают возможность работать с высокомотивированным обучающимся контингентом, что в целом, соответствует духу времени и стратегии развития образовательных организаций военно-морской направленности в современной открытой образовательной среде.

Литература:

  1. Аверкова М. А. Смешанное обучение: возможности и риски. — Пенза.: «Центр комплексного обслуживания и методологического обеспечения учреждений образования», 2020. — C. 44
  2. Наумова М. В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе. // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7 — С. 129 -133
  3. Тренды современного образования. — Алматы.: BilimMediaGroup, 2017. — C. 326
  4. Фабриков М. C. Инновационная педагогика. — Владимир.: ВлГУ, 2020. — С. 256
  5. Фабриков М. C. Современные образовательные технологии. — Владимир.: ВлГУ, 2021. — С. 224
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — С. 48
  7. Хуторской А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. — 2013. — № 4. — С. 157–164
Основные термины (генерируются автоматически): военно-морская направленность, смешанное обучение, образовательный процесс, обучающийся, образовательная организация, модель, преподаватель, традиционный учебник, современная открытая образовательная среда, учебный материал.


Похожие статьи

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Воспитательная функция информационного права как учебной дисциплины в процессе подготовки будущих юристов в сфере информационной безопасности

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Современные образовательные технологии как педагогический инструментарий повышения качества подготовки обучающихся на занятиях общеобразовательных дисциплин (из опыта работы)

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Похожие статьи

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Воспитательная функция информационного права как учебной дисциплины в процессе подготовки будущих юристов в сфере информационной безопасности

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Применение исследовательского подхода к обучению как неотъемлемое условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Современные образовательные технологии как педагогический инструментарий повышения качества подготовки обучающихся на занятиях общеобразовательных дисциплин (из опыта работы)

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Задать вопрос