Ключевые слова: латентная преступность, преступление, преступное поведение.
Количество зарегистрированных преступлений отличается от количества реально совершенных преступлений. Латентность является одним из свойств преступности, проблема латентной преступности состоит в том, что она скрыта. Таким образом, анализирую преступность, которая зарегистрирована, невозможно давать точные прогнозы преступности. В этом и состоит проблема латентной преступности.
В настоящий момент нет единого понятия латентной преступности. Например, Иншаков С. М. считает латентной преступностью фактическую часть преступности, но которая не была зарегистрирована [1]. Горшенков Н. Г. определяет латентную преступность как часть реальной преступности, но которая остается за пределами регистрации преступлений [2]. Сазанова Н. В. характеризует латентную преступность как часть преступности, которая внешне выражена в совокупности преступлений, но не вошедшая в систему учета преступлений, также которая характеризуется особенностью возникновения, развития, социальным характером, и имеющую количественные и качественные характеристики [3]. Таким образом, на основании вышеперечисленных определений преступности можно выделить одно. Латентная преступность — это криминологическое явление, которое характеризуется скрытой и не зарегистрированной преступностью, имеющее количественные и качественные показатели, социальные и правовые характеристики.
Причин латентной преступности достаточно много. Они могут зависеть от уровня правосознания граждан, сотрудников правоохранительных органов, состояние здоровья, уровень общественной опасности деяния и так далее. Таким образом можно выделить группы причин латентной преступности.
Первая группа. Уровень правосознания. С точки зрения теории государства и права правосознание — это часть общественного сознания, которое отражает отношение к праву, то есть человек на основе своих установок, убеждений, принципов, эмоций и оценок вырабатывает определённое отношение к праву [4]. В психологии сознание понимают как состояние психики, которое выражается в субъективном переживании объективных событий. В психологии правосознание — это состояние психики, которое выражается в определенном отношении к праву через свой собственный опыт. Таким образом, каждый человек по-своему относится к правовой действительности. Также нередко встречается деформация правосознания. Деформация правосознания — это искажение правовой действительности в сознании человека. Она может выражаться в недостаточности правовых знаний, игнорирование права, а также в «перерождении» правосознание, то есть искажение правосознания, приводящие к совершению преступления. Таким образом, уровень правосознания влияет на отношения к праву, в том числе на соблюдение и знание законов. В зависимости от уровня правовых знаний человек может совершать или не совершать преступление. Например, все знают, что кража, грабеж, мошенничество являются преступными деяниями, однако есть такие преступления, которые некоторые лица не считают таковыми. Таким образом, когда они сталкиваются с преступным деянием, они не заявляют и не сообщают о преступлении. Бывают ситуации, когда сообщают о преступлении, но правоохранительные органы не принимают заявление, либо отказывают в возбуждении уголовного дела. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» в обязанности полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления о преступлении [5]. Таким образом, уровень правосознание влияет на латентную преступность. Низкий или деформированный уровень правосознания является проблемой появления латентной преступности. Можно выделить несколько вариантов для снижения уровня латентной преступности, связанной с правосознанием, могут быть следующими:
Первый вариант. Повышение уровня знаний о праве. Проведение в школе дополнительных уроков по праву. Данные уроки должны будут обучать школьников основным правам, а также рассказывать о преступном поведении, и что оно за собой влечёт. Включение во всероссийские контрольные работы отдельной дисциплины права. Также стоит в общественном транспорте (автобусах, электробусах, трамваях и так далее), а также на вокзалах, напоминать о преступлениях, делать стенды с соответствующей информации. Социальные сети тоже можно использовать для повышения уровня знания о праве, например, отделы средств массовой информации могут не только размещать информацию о совершённых преступлениях, а также и теоретическую информацию о праве. Также профилактика преступности направлена на борьбу с детерминантами преступности. Профилактика преступности включает в себя определенную деятельность правоохранительных органов, то есть проведение мероприятий, определенных экономических мер, а также культурное воспитание население.
Второй вариант. Борьба с деформацией правосознания у сотрудников правоохранительных органов. В ситуациях, когда люди, которые не сталкивались с правоохранительными органами, заявляют о преступлении, но у них не принимают заявление, объясняя это тем, что отсутствует состав преступления, однако они обязаны проводить процессуальную проверку по каждому заявлению. Люди не знают куда можно обратиться, чтобы приняли заявление, а некоторые даже убеждаются в том, что преступление не было совершено. Таким образом, и рождается латентная преступность. Было бы целесообразно создать специальную независимую горячую линию для всех правоохранительных органов, которая бы разъясняла людям, как и куда им обращаться по вопросам, связанным с правоохранительными органами. Данная горячая линия могла повысить выявляемость нарушений, допускаемых правоохранительными органами, а также давать рекомендации куда обращаться в той или иной ситуации, к примеру, в какой правоохранительный орган необходимо обращаться в той или иной ситуации.
Вторая группа. Нежелание огласки интимных сторон жизни. Данная группа характерна для преступлений, связанных с половой неприкосновенностью и половой свободой личности. Люди стесняются освещать интимные подробности, считают постыдным сложившуюся ситуацию, а также могут считать себя виновными в том, что случилось. Также существует проблема, когда потерпевшими являются малолетними и не понимают, что в отношении них было совершено преступление. В современном мире данная проблема стоит достаточно остро. Предлагаются различные решения данной проблемы. В качестве одного из решений предлагают вести в школах уроки полового воспитания. Детям необходимо объяснять, что не является нормой в отношении них, что такое интимные места, а также что объяснять, что бывает преступное поведение, конечно, в таком случае необходимо учитывать возраст ребенка, на основании этого подбирать определенный тип проведения такого урока. Однако помимо уроков полового воспитания необходимо родителям проводить беседы с детьми. Также важно объяснять, что жертва в данной ситуации не виновата. Это поможет снизить уровень латентной преступности.
Третья группа. Угрозы преступника и уверенность в избежание наказания преступником. Данные причины обусловлены тем, что преступник может запугать жертву, внушить, что ответственность за содеянное он не понесет. Например, преступники могут угрожать похищением детей или совершением насилия. Решение данной группы причин — это работа с общественностью, проведение каких-либо профилактических работ, а также защита потерпевших.
Данные причины тем или иным образом влияют на латентность преступности. Безусловно, полностью решить проблему латентной преступности на данном этапе невозможно, однако благодаря представленным решениям данных проблем можно снизить латентность преступности.
Литература:
1. Иншаков, С. М. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности / С. М. Иншаков. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 839 c.
2. Горшенков, Н. Г. Криминологический словарь / Н. Г. Горшенков. — 2-ое изд., доп. — Н. Новгород: нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2007. — 263 c.
3. Сазонова, Н. В. Латентная преступность: понятие, причины, измерение: специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Сазонова Наталья Васильевна; Красноярский государственный университет. — Красноярск, 2004. — 164 c.
4. Честнов, И. Л. Теория государства и права: учебное пособие. Ч. 2. Теория права / И. Л. Честнов. — Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. — 118 c.
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»// Российская газета, 08.02.2011, № 25.