В статье рассматривается проблема соотношения институтов «отказа от договора (отказа от исполнения договора)» и «расторжения договора». На основе анализа судебной и правоприменительной практики выявлены причины смешения этих понятий между собой, создание в договоре новых формулировок права стороны на отказ от договора (отказ от исполнения договора) и предложены возможные пути для решения указанной проблемы.
Ключевые слова: отказ от договора, отказ от исполнения договора, расторжение договора, прекращение договора.
Вслед за развитием экономических и общественных отношений, и, в целом, частного права, в целях совершенствования законодательства, формируются и принимаются новые положения ГК РФ, что, в свою очередь, влияют на закрепление уже сложившихся отношений, на зарождение и развитие новых.
Одним из важных направлений в совершенствовании законодательства являются изменения в обязательственном, договорном праве, в том числе изменения, касающиеся такого института гражданского права, как отказ от договора (отказ от исполнения договора), отказ от осуществления права по договору.
Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных статьей 310 ГК РФ, дополнена новой статьей Гражданского кодекса 450.1 общего характера, которая устанавливает порядок осуществления отказа от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору, определяет момент прекращения действия договору и другое [1, с. 26].
Рассматривая отказ от договора (отказ от исполнения договора), что является составной частью института изменения и расторжения договора, можно выделить проблему соотношений таких понятий, как «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» и «расторжение договора». Указанная проблема может содержаться, во-первых, в отсутствии закрепленного термина «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» в законодательстве и, во-вторых, отсутствии точности в формулировке названия главы 29 Гражданского кодекса.
Отсутствие такого понятия, как «отказ от договора (отказ от исполнения договора)», как и было упомянуто выше, выявляет проблему соотношения этого понятия с понятием «расторжение договора». Проблема кроется в том, что данные понятия на практике путают между собой, формулируют из них среднюю категорию для своего удобства, которая в себе совмещает признаки, как расторжения договора, так и отказа от него, либо совмещают эти термины в «расторжение договора» или «прекращение договора».
Исследуя данную проблему, а именно проблему формулирования средних категорий между «отказом от договора (отказом от исполнения договора)» и «расторжением договора» стоит обратиться к практике. Так, в заключенном договоре подряда от 30.12.2019 № 19–02/1338 между Фондом (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) пунктом 15.1. предусмотрено следующее: «Заказчик в любой момент до окончания выполнения работ вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем досудебном порядке. Уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора вручается другой стороне за 7 календарных дней до предполагаемой даты одностороннего расторжения договора». [2]. Также, еще одним примером может послужить пункт 10.4.8 договора аренды от 20.03.2018 № 790 между ЗАО «Стремберг» и «Торговая компания «Лэнд», где закреплено, что условием для досрочного немотивированного расторжения договора в одностороннем порядке является банкротство одной из сторон договора [3].
Таким образом, анализируя вышеприведенную судебную практику, можно выявить, что причина выделенной проблемы, а именно использование таких формулировок в договоре, как «отказ от исполнения договора в одностороннем порядке», «досрочное немотивированное расторжение договора в одностороннем порядке», кроется в попытках контрагента при составлении и заключении договора прописать в таком договоре четкие и выгодные условия относительно расторжения и прекращения договора, в частности, отказа от договора (отказа от исполнения договора). Но необходимость в таком четком закреплении права на отказ от договора (отказ от исполнения договора) отсутствует. Для закрепления такого права будет достаточно сделать ссылку на статью 450.1 ГК РФ [4].
Также, по причине создания и употребления вышеназванных формулировок отказа от договора (отказа от исполнения договора), рассматриваемую проблему можно наблюдать и в судебной практике. Например, Арбитражный суд Республики Башкортостан в своем решении от 22 ноября 2021 г. по делу № А07–24658/2020 называет отказ от договора «досрочным немотивированным расторжением договора в одностороннем порядке» [5].
Проблема соотношения понятий «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» и «расторжение договора», как было упомянуто ранее, содержится не только в создании и применении на практике формулировок, которые содержат в себе признаки расторжение договора и отказа от него, но и в обобщении их в такие термины, как «расторжение договора» и «прекращении договора». Оба этих термина закреплены в статье 450.1 ГК РФ. Несмотря на то, что, на первый взгляд, они различаются между собой, на самом деле, в отношении отказа от договора (отказа от исполнения договора) они являются синонимами. Но, необходимо учитывать, что они являются последствиями отказа от договора, поэтому будет не верным совмещать между собой «расторжение договора» и «отказ от договора (отказ от исполнения договора» в «расторжение договора» и «прекращение договора».
Решением выявленной проблемы может стать формирование и законодательное закрепление понятия «отказ от договора (отказ от исполнения договора)».
Для полноценного подхода к формированию определения понятия «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» необходимо обратиться к толковым словарям, а также к законодательству, судебной практике и мнению ученых-цивилистов.
Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова под отказом понимается отсутствие согласия на что-нибудь, выражение несогласия, отклонение от себя чего-нибудь, отречение от чего-нибудь [6, с. 102]. В большом толковом словаре русского языка С. А. Кузнецова отказаться означает не принять, отвергнуть что-либо [7, с. 153] (договор, соглашение).
Изучая толковое значение таких слов, как «отказ», «отказать», «отказаться», возникает вопрос о понятии «юридического отказа», который также необходимого изучить для раскрытия понятия «отказ от договора». Данный термин не закреплен в законодательстве, однако, существует устоявшееся понятие юридического отказа, которое сформировала И. П. Гладышева на основе анализа наиболее существенных признаков. Ирина Павловна Гладышева в своей научной работе дала следующее определение: «Юридический отказ — правомерный акт волеизъявления управомоченного субъекта путем принятия решения о прекращении либо недопущении правореализационного процесса в целях полного, либо частичного удовлетворения отдельных личных или общественных интересов вследствие отрицания их индивидуальной или социальной полезности, вызванного влиянием внутренних (субъективных) оценок, внешних факторов и правоприменительных воздействий, выражающийся в формах активного воспрепятствования, функционального бездействия либо информационного оповещения управомоченного субъекта в отношении соответствующих адресатов» [8].
Далее для формирования определения понятия «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» стоит обратиться к законодательству. В соответствии с ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ сторона может отказаться от исполнения договора, если право на такой односторонний отказ от договора (исполнения договора) предоставлено Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Такое право может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления.
Согласно ч. 4 ст. 450.1 ГК РФ отказ от договора должен быть добросовестным, разумным и совершаться в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. При этом, отказываясь от исполнения договора, сторона должна также учитывать права и законные интересы другой стороны. В случае, если данные обязанности будут нарушены одной из сторон договора, то это может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения [9]. Так, Арбитражный суд Красноярского края, рассмотрев в судебном заседании дело № А33–18600/2017 о признании незаконным одностороннего отказа от договора, выраженном в письме от 31.07.2017 № 637-ек, выяснил, что таким договором не предусмотрен односторонний отказ от исполнения. По условиям договора договор может быть расторгнут по общим правилам статьи 450 ГК РФ, то есть по соглашению сторон или в судебном порядке. Таким образом, одна из сторон договора действовала недобросовестно, то есть такой отказ совершался не в пределах, предусмотренных договором. В результате чего судом было вынесено решение о признании недействительной односторонней сделки администрации города Красноярска об отказе от договора на размещение временного сооружения от 26.06.2014 № С/6455 [10].
Также, обращаясь к судебной практике, стоит обратить внимание на позицию Высшего Арбитражного суда. В одном из постановлений ВАС РФ указал: «Односторонний отказ от исполнения договора, осуществляемый в соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжению договора» [11]. То есть односторонний отказ от исполнения договора (отказ от договора) — это конкретное жизненное обстоятельство (действие), которое ведет к расторжению заключенного между сторонами договора.
Для понимания термина «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» также можно отдельно рассмотреть понятие «исполнения договора». По аналогии с позицией ВАС РФ относительно термина «одностороннего отказа от исполнения договора» под исполнением договора понимается юридический факт, который ведет к прекращению договора. То есть это правомерное, волевое, юридически значимое действие, которое влечет юридические последствия в виде прекращения договора.
Таким образом, проблему соотношение понятий «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» и «расторжение договора» можно решить, во-первых, путем переименования главы 29 Гражданского кодекса, а именно включение в название главы «отказ от договора (отказ от исполнения договора», что, в свою очередь, поможет разграничить между собой рассматриваемые понятия [4].
Помимо проблемы соотношения между собой понятий «отказ от договора (отказ от исполнения договора)» и «расторжение договора», была выявлена проблема отсутствия точного определения понятия «отказ от договора», вследствие чего стороны договора придумывают новые формулировки такого отказа, либо совмещает рассматриваемые понятия в одно, что порождает проблемы различного толкования, как в правоприменительной практике, так и в судебной. Решением названной проблемы может послужить толкование, то есть закрепление определения понятия «отказ от договора (исполнения договора)» в Гражданском кодексе. Таким образом, под отказом от договора (исполнения договора) следует понимать добросовестное, разумное действие управомоченной стороны договора, право на которое предоставлено Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором, осуществляемое в соответствии с законом или договором, выраженное в уведомлении другой стороны о таком отказе, ведущее к прекращению или изменению договора с момента получения данного уведомления другой стороной договора.
Литература:
- Реформирование гражданского законодательства: общие положения о сделках, обязательствах и договорах / И. З. Аюшеева, И. С. Богданова, Е. С. Болтанова [и др.]; отв. ред. В. В. Долинская. — Москва: Проспект, 2018. — 192 с.
- Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2021 по делу № А07–26080/20.
- Постановление Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 27.08.2021 г. по делу № А56–71511/2020.
- Рыжов Р. О. Расторжение договора и односторонний отказ от его исполнения. вопросы соотношения // E-Scio. —2020. — № 10 (49).
- Решение Арбитражного суд Республики Башкортостан от 22.11.2021 по делу № А07–24658/2020.
- Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. — Москва: Аделант, 2014. — 800 c.
- Большой толковый словарь русского языка: [БТС: А-Я] / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2004. — 1534 с.
- Гладышева И. П. К вопросу о понятии «Юридический отказ» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2010. — № 2 (13).
- О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22. 11. 2016 г. N 54 // Рос. газ. — 2016. — № 275 (5 декабря). — С. 21.
- Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26.01.2018 по делу № А33–18600/2017.
- Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 5782/08 от 09.09.2008 по делу № А19–9645/07–26.