Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 353 раза

Библиографическое описание:

Трофимова, А. В. Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз / А. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92361/ (дата обращения: 02.05.2024).



Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Трофимова Аделина Викторовна, студент магистратуры

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных вазах.

Ключевые слова : стилизации, композиция, керамические вазы, эскиз, формообразование, растительный мотив.

Основной идеей для создания керамических ваз, послужил богатый и разнообразный растительный мир родного края. Для выявления главных признаков и черт, характерных для растений данной местности, анализировалось их строение, виды и их поведении при воздействии на них природных факторов. Опираясь на эти результаты, в итоге сформированы идеи формообразования ваз и их декора.

Стилизация — это творческий процесс создания декоративного произведения. Существует несколько способов построения стилизованной композиции: плоскостной, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы; конструктивный, когда в любой форме необходимо увидеть, прежде всего, структуру, формообразование; орнаментальный, когда предмет превращается в деталь орнамента; образный, когда происходит переработка реалистического изображения в образ [1, с. 251].

Кроме того, Г. М. Логвиненко отмечает, что произведение может быть декоративным за счет упрощения формы предметов, применения активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Но в нём не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов [2, с. 36].

Основным приемом художественного проектирования являются технологические приемы. На основе данных приемов определятся и отображаются все возможности построения керамических ваз. Главная особенность керамических ваз заключается в формообразовании и расположении орнамента, раскрывающего красоту, структуру и форму. Чтобы выявить такие особенности, требуется особый подход к формированию композиции ваз. Композиция в проектировании имеет свои особенности. Во-первых, это переход от трехмерного пространственного изображения к двумерному, отказ от линейной воздушной перспективы и линейного объема. Во-вторых, это процесс работы с плоскостью, с формированием изображения плоскости. В-третьих, это разделение плоскости на части, поиск масштаба этих частей [3, с. 46].

В основе композиции для керамических ваз лежит рельефная фигура, воплощающаяся сопряжением нескольких геометрических форм, а также строение и плавные изгибы полевых растений. Основными компонентами при создании эскиза являются базовые элементы композиции: точка, пятно, линия. Композиция, в свою очередь, основана на использовании цвета и формообразования.

Особое внимание при построении композиции для керамических ваз обращается на простоту самих технологических приемов, их логичность. Это связано особенностью формы ваз, способом нанесения на изделие рисунка, что обуславливает трактовку творческого замысла в определенном стилизованном виде. Имеется ввиду, что творческий замысел дизайнера-проектировщика должен быть трансформирован в виде соответствующей композиции. Формирование композиции можно разделить на следующие этапы:

1 этап — выбор сюжета, формирование основной идеи композиции;

2 этап — стилизация композиции;

3 этап — определения масштаба композиции и ее восприятия;

4 этап — определение цветового решения для полноты восприятия идеи.

Для их стилизации выбран способ типизации. Этот способ выявляет наиболее характерные и общие черты растений, посредством опускания одних черт и упрощения других. Выбор данного способа стилизации обусловлено способом нанесения рисунка на вазу и его формой, которая состоит из сложной геометрической формы. Графическое изображение полевых растений формирует динамичный мотив, изображенный на рис. 1.

Эскиз элементов растительного орнамента

Рис. 1. Эскиз элементов растительного орнамента

При работе над эскизами немаловажную роль играют и формообразование ваз. Связи с чем велись композиционные поиски, связанные с визуальным восприятием формы создаваемого изделия. Для стилизации необходимо определить масштаб изделия в соответствии с окружающей средой. Вследствие чего найдены основные размеры керамических ваз и способ их визуального построения [4, с. 25].

Технический рисунок

Рис. 2. Технический рисунок

Последним этапом при композиционном проектировании является правильный подбор цветовой гаммы. Большое внимание при этом уделяется сочетанию цветовой гаммы друг с другом.

При поиске цветовой гаммы для реализации проекта, главной задачей стало подобрать оттенки цветов при котором не терялась рельефность формы ваз, воплощающаяся сопряжением нескольких геометрических форм.

Для декорирования керамических вазы выбран светло-зеленый цвет. Цвет подобран для создания на вазе эффекта наполненности. Керамические вазы в цвете представлены на рисунке 3.

Цветовой вариант ансамбля керамических ваз

Рис. 3. Цветовой вариант ансамбля керамических ваз

Данные эскизы представляют собой сочетание различных оттенков зеленого, начиная от болотного до темно зеленого и белого цвета.

Таким образом, при создании стилизованной композиции с мотивами полевых растений, особое внимание стоит уделить плановости изображения и использованию геометрических форм в передаче объема керамических ваз. Все элементы декоративной композиции должны подчиняться основной идее, при этом не обязательно добиваясь полного сходства с изображаемым растением, но следует передать основные её особенности, чтобы стилизованные объекты остались узнаваемы зрителем. Эти правила являются основой создания гармоничной композиции.

Литература:

  1. Даглидян К. Т. Декоративная композиция. — М.: Феникс, 2010. — 312 с.
  2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. — М.: Владос, 2005. — 144 с.
  3. Устин В. Б. — Учебник Дизайна. Композиция, методика, практика. -М., 2009.
  4. Кимберли Элам. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. — 2011. — 103 с.
  5. Васютинский, Н. Золотая пропорция/ Васютинский Н, Москва, Молодая гвардия, 1990, — 238 с.
  6. Аркелян Г. Математика и история золотого сечения. М.: Логос. 2014. — 404 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ваз, цветовая гамма, основная идея, особое внимание, родной край, стилизация, стилизованная композиция, формирование композиции, формообразование, этап.


Ключевые слова

формообразование, композиция, эскиз, стилизации, керамические вазы, растительный мотив

Похожие статьи

Принципы композиционной организации флорального мотива...

В основном это были сочетания сближенных по цветовой гамме или дополняющих друг друга оттенков.

Обе фризообразные композиции демонстрируют яркую и мощную стилизацию.

Стилизация спиралеобразных завитков во всех вариантах орнамента была практически...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Одним из ведущих жанров в творчестве Римского-Корсакова является опера. Композитор написал пятнадцать опер в большинстве из которых, так или иначе, обращался к фольклору: цитирование народной песни, стилизация её, включение в произведение какого-то обряда.

Тема современности в композиции панно отечественного...

Стилизация и переработка образов, реалистическая трактовка изображений и декоративность соединились в целостные гармоничные композиции панно.

Перед глазами зрителя проходили сцены жизни советского человека, труд и отдых. Александр Дейнека уделяет особое внимание...

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Стилизация объекта по собственному или заданному свойству. Для создания декоративной композиции на основе реальных объектов, как правило, используется прием стилизации. Для стилизации по заданному свойству нами были проведены следующие этапы

Орнаментальная композиция как способ получения различного...

Орнаментальная композиция ткани благодаря усилению её декоративных качеств может стать тем отправным моментом, который определит общее композиционное решение.

Основное внимание уделяется пластическому, колористическому и тональному решению мотивов.

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывчивости...

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы... Виды и функции пейзажных описаний в литературе.

Последний структурный элемент можно часто встретить в современных стилизациях казахского народного костюма (рисунок 1, в).

К вопросам развития композиционного мышления студентов...

- формирование у студентов университетов знаний создания орнаментальной композиции и особенностей различных способов стилизованного изображения элементов; - изучение возможностей орнамента в процессе освоения практических умений и навыков выполнения...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Формообразование – это процесс создания дизайнером формы в соответствии с ценностными установками культуры и требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Похожие статьи

Принципы композиционной организации флорального мотива...

В основном это были сочетания сближенных по цветовой гамме или дополняющих друг друга оттенков.

Обе фризообразные композиции демонстрируют яркую и мощную стилизацию.

Стилизация спиралеобразных завитков во всех вариантах орнамента была практически...

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Одним из ведущих жанров в творчестве Римского-Корсакова является опера. Композитор написал пятнадцать опер в большинстве из которых, так или иначе, обращался к фольклору: цитирование народной песни, стилизация её, включение в произведение какого-то обряда.

Тема современности в композиции панно отечественного...

Стилизация и переработка образов, реалистическая трактовка изображений и декоративность соединились в целостные гармоничные композиции панно.

Перед глазами зрителя проходили сцены жизни советского человека, труд и отдых. Александр Дейнека уделяет особое внимание...

Фирменный знак как основа имиджа и особенности его разработки

Стилизация объекта по собственному или заданному свойству. Для создания декоративной композиции на основе реальных объектов, как правило, используется прием стилизации. Для стилизации по заданному свойству нами были проведены следующие этапы

Орнаментальная композиция как способ получения различного...

Орнаментальная композиция ткани благодаря усилению её декоративных качеств может стать тем отправным моментом, который определит общее композиционное решение.

Основное внимание уделяется пластическому, колористическому и тональному решению мотивов.

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из...

В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывчивости...

Некоторые методические аспекты работы над пейзажем

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы... Виды и функции пейзажных описаний в литературе.

Последний структурный элемент можно часто встретить в современных стилизациях казахского народного костюма (рисунок 1, в).

К вопросам развития композиционного мышления студентов...

- формирование у студентов университетов знаний создания орнаментальной композиции и особенностей различных способов стилизованного изображения элементов; - изучение возможностей орнамента в процессе освоения практических умений и навыков выполнения...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Формообразование – это процесс создания дизайнером формы в соответствии с ценностными установками культуры и требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Задать вопрос