В рамках данной статьи рассматривается оценка эффективности банковских инноваций. Автор объяснил, для чего необходимо оценивать эффективность внедрения инновационных технологий в банковском секторе. Также автор определил, по каким принципам банкам строить свою систему оценки и каким требованиям она должна соответствовать.
Ключевые слова: банковские инновации, эффективность, показатели.
За последнее десятилетие мир сделал большой инновационный скачок. Цифровая трансформация затронула буквально все сферы общественной жизни. Каждый день вокруг нас рождаются новые инновационные бизнес модели и предприятия, а те компании, которые до сих пор не представлены в интернете рискуют проиграть огромную долю рынка своим конкурентам.
Одним из самых инновационных секторов экономики России по праву является банковский сектор. Более того, российская банковская система, одна из самых инновационных в мире. И дело не только в уходе от стандартной модели обслуживания клиентов в отделении, переходе на дистанционные каналы обслуживания, но и в подходе к созданию продуктов, управлению персоналом и рисками.
Сами инновации — это не случайность или стихийное событие; это управляемый процесс преобразования новых идей для достижения бизнес-целей компании. А управлять можно только тем, что поддается измерению и оценке. Именно поэтому банки так много ресурсов затрачивают на оценку эффективности внедрения конкретного новшества.
Однако, оценить эффективность конкретной введенной инновации зачастую не представляется возможным. Все дело в следующих факторах:
— эффект от многих внедряемых инноваций является долгосрочным и стратегическим;
— внедрение нововведений всегда сопровождается повышенными рисками и зачастую совершается в условиях полной неопределенности. Всё дело в том, что разработка — это довольно длительный процесс, а мир вокруг меняется невероятно быстро.
Для того, чтобы принять решение относительно внедренной инноваций и понять эффект банкам необходимо разрабатывать свою систему показателей эффективности инновационной деятельности по следующим причинам:
— Система показателей эффективности инновационной деятельности основывается на измеримых данных, позволяющих оценить результат нововведения, и в конечном итоге принять правильное управленческое решение;
— Система показателей эффективности инновационной деятельности поможет грамотно распределить ресурсы между «традиционной» и инновационной деятельностью компании;
— Наличие собственной системы показателей может отображать стратегические цели компании. Инновационный процесс должен быть интегрирован в деятельность банка, а она в свою очередь должна быть направлена на достижение поставленных бизнес-целей.
— Плановые и фактические значение показателей такой системы помогут понять насколько подтвердились или опроверглись ожидания от внедренных нововведений.
— Показатели эффективности инновационной деятельности являются стимул для персонала и заставляют их мыслить нестандартно. Ведь для того, чтобы сделать банк по настоящему инновационным необходимо понимать, что инновации не могут рождаться в обыденности. И именно от сотрудников зависит доведение новых продуктов, услуг и технологий до клиентов. Персонал должен понимать, и принимать стратегические цели развития банка и вносить свой вклад в достижение общего результата.
Таким образом можно понять почему важна корпоративная система показателей эффективности инновационной деятельности. Но также необходимо, чтобы она отвечала требованиям, которые в своей работе четко описала Л. В. Кох:
- «Показателей не должно быть слишком много, опыт успешно функционирующих систем показывает, что оптимально иметь в системе восемь-десять показателей для уровня топ-менеджеров. Чем понятнее и практичнее показатели эффективности инновационной деятельности, тем больше шансов установить разумные значения целевых величин и разработать научно обоснованные стратегии для их достижения.
- Создавая систему, следует отбирать в ее состав показатели, не коррелирующие друг с другом. Иными словами, показатели эффективности должны быть максимально независимы между собой и отражать различные стороны инновационной деятельности.
- Система показателей должна включать не только качественные, но и количественные показатели. Динамика изменений качественных показателей поможет вовремя выявить проблемы в корпоративной системе управления инновациями и принять меры до наступления кризиса.
- Система показателей эффективности инновационной деятельности должна быть встроена в систему корпоративных показателей эффективности банка. Показатели должны быть соотносимы с принятой в банке системой финансовых и других внутрикорпоративных показателей или в идеале быть её частью.
- Недопустима разработка автономной системы показателей эффективности инновационной деятельности для отдельных подразделений предприятия» [5]. Это требование наиболее актуально для банка, где зависимость подразделений друг от друга минимальна. Так, например, дополнительное размещение акций банка на фондовом рынке может привести к появлению новых банковских продуктов и услуг. Этот маневр позволит банку не только привлечь дополнительные ресурсы, но и разместить их. В этом случае результат внедрения новых банковских продуктов будет напрямую зависеть от той цены, по которой были размещены привлекаемые активы, а также от стоимости ресурсов, используемых на активных операциях фондового рынка. В таком случае практически всегда можно оценить абсолютную эффективность, что и будет являться примером показателей инноваций. Но не стоит рассматривать деятельность банка только со стороны привлечения и размещения ресурсов. Существует множество альтернатив фондовому рынку. Здесь не стоит забывать про первоначальную бизнес-модель банка, а именно привлечение депозитов и выдачу кредитов. Выход на фондовый рынок как инновацию следует также рассматривать в совокупности со всеми видами банковской деятельности.
Подводя итог всему вышесказанному следует сказать, что любая система показателей эффективности инновационного процесса должна согласовываться с системой самого банка, тем самым реализуя подход от частного к общему.
Для того чтобы современный банк оставался конкурентоспособным на рынке необходимо, чтобы его деятельность носила клиентоориентированный подход. В свою очередь, система показателей эффективности инновационной деятельности должна в первую очередь отражать удовлетворенность клиентов от предлагаемых им инновационных продуктов, услуг, технологий. Если банк начнет фокусироваться только на прибыли, то о его конкурентоспособности можно забыть.
В данном случае Л. В. Кох рекомендует использовать в системе такие показатели как:
— «отношение количества клиентов, принимающих и использующих банковские инновации, к общему числу клиентов банка;
— отношение количества клиентов, считающих банк инновационным, к общему числу клиентов банка и т.п.» [5].
Банк — это динамично развивающийся бизнес. Необходимо постоянно актуализировать используемые показатели эффективности инновационной деятельности, т. к. они просто-напросто могут устаревать.
Для избегания ошибок в будущем система показателей должна показывать не только положительный эффект инновационного процесса, но и отрицательный. Создание такой системы показателей — сложная задача. Однако для успешного функционирования коммерческого банка в нынешних условиях необходимо уделять ей должное внимание.
Литература:
- Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. — 2007. — № 3. — С. 60–66.
- Борлакова А. И. Развитие инноваций в коммерческом банке: автореферат дис. на соискание ученой степени к. э.н. — Ростов-на-Дону, 2020. — С. 13–15.
- Викулов В. С. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегий коммерческого банка //Финансовый менеджмент. ― 2010. ― № 5. ― С. 106.
- Кох Л. В. Банковский менеджмент: учеб. пособие / JI. В. Кох, Ю. В. Кох. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — 280 с.
- Кох Л. В. Методологические подходы к оценке экономической эффективности инноваций в банковском бизнесе // π-Economy. 2008. № 5 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-otsenke-ekonomicheskoy-effektivnosti-innovatsiy-v-bankovskom-biznese (дата обращения: 20.05.2022).
- Кох JI. В. Нейросетевые экспертные системы как пример инноваций в области банковских информационных технологий / JI. В. Кох, В. С. Просалова // Научно-технические ведомости СПбГТУ. — 2006. — № 5. — Т. 2. — С. 299 304.