Увеличение подростковой преступности в настоящее время требует активного применения современных эффективных инструментов и методов ее предупреждения и предотвращения. В настоящее время медиативные технологии апробированы в большинстве сферах жизнедеятельности человека и признаны эффективными. Медиация — новая технология, которая позволяет разрешить конфликтные ситуации и предотвращает совершение правонарушения подростком. Данная технология выступает профилактическим средством правонарушений среди подростков, что в свою очередь способствует выполнению принципа защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств. Снижается социальная напряженность в обществе за счет применения медиации в работе с подростками с девиантным поведением, в следствии воспитательного и профилактического эффекта.
Ключевые слова: медиация, девиантное поведение, подросток, правонарушение, профилактика.
Актуальность настоящего вопроса применения медиативных техник сформирована в условиях крайне неблагоприятных тенденций подростковой преступности как в Приморском крае, так и в целом в Российской Федерации.
Стоит отметить, что происходящие на сегодняшний день социально-экономические процессы усложняют процесс формирования позитивного опыта конструктивного взаимодействия у современного подростка.
В целях всестороннего рассмотрения указанного вопроса авторами проведен анализ состоянию подростковой преступности.
Так, по итогам 12 месяцев 2021 г. отмечен прогнозируемый рост на 3,9 % количества оконченных производством уголовных дел, возбужденных по преступлениям, совершенным несовершеннолетними или при их участии, также удельный вес данных преступлений, от общего числа оконченных остался на уровне прошлого года и составил 4,2 %.
Динамика роста количества преступлений, которые совершены несовершеннолетними, за отчетные периоды текущего года зависела от динамики роста преступности и распределилась следующим образом (Рисунок 1).
Рис. 1. Динамика роста подростковой преступности
Анализ структуры подростковой преступности показывает, что основную массу совершаемых ими преступлений обычно составляют кражи (57,8 %).За указанный период в структуре подростковой преступности возросло количество, фактов причинения тяжкого вреда здоровью (+350 %, с 4 до 18); факты причинения вреда здоровью средней степени тяжести остались на уровне прошлого года и составляют 14; краж (+6,9 %, с 361 до 386); разбои остались на уровне прошлого года и составили 10; изнасилований (+100 %, с 2 до 4) и преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (+3,0 %, с 33 до 34), угоны АМТ (+25 %, с 60 до 75).В общей структуре подростковой преступности, доля подростков, которые имеют опыт криминальной деятельности, достаточно высокой и составляет почти треть — 30,1 % (2020–30 %).
Основными причинами совершения повторных преступлений, ранее судимыми несовершеннолетними, являются: недостаточно эффективная индивидуально-профилактическая работа с данной категорией подростков в первую очередь со стороны органов системы профилактики, а именно на первоначальном этапе работы с несовершеннолетними. В результате у подростков в отсутствии положительных примеров своевременного корректирующего воздействия возникают устойчивые деструктивные жизненные установки, отсутствие авторитета взрослых.
Также совершению повторных преступлений способствует существующая позиция судов. В соответствии с которой к подросткам, совершающим повторные преступления, в большинстве случаев применяются принудительные меры воспитательного характера, которые ввиду специфики личности большинства таких подростков не имеют на них никакого влияния.
Таким образом, одной из важнейших задач современной системы охраны детства и научного сообщества является пересмотр своего отношения к целесообразности границ применения карательного подхода и внедрение идей медиативных технологий. Профилактика деструктивного поведения в современном обществе сегодня — одна из актуальных проблем. Все вышеперечисленные формы девиации — это реалии сегодняшнего дня. И так можно констатировать следящее: по мере развития человеческой цивилизации число отклонений в поведении растет, появляются новые виды девиаций, активизируются асоциальные и антисоциальные субкультуры, в частности это касается одной из самых уязвимых групп населения — детства.
Следовательно, становится в более очевидным, что требуются более действенные методы разрешения конфликтов. По нашему мнению, медиация является одним из таких методов.
Медиация стала правомерной процедурой разрешения конфликтов в Российской Федерации с 1 января 2011 года, с момента вступления в силу ФЗ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Закон установил четкое определение процедуры медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Для отечественного научного сообщества медиация — новое явление, не апробированное, но уже доказавшее свою эффективность. Привлечение посредника, человека, не участвующего в конфликте, способствует снятию эмоциональной напряженности, а это в свою очередь способствует достижению согласия между сторонами конфликта.
Профессиональное и квалифицированное внедрение медиативных техник в образовательных учреждениях, ориентировано на включение в эту работу детей, родителей и сотрудников учреждения.
Медиация позволит в процессе работы с подростком, который совершил правонарушение, отделить правонарушителя ребенка от проступка, а также не позволит изменения социального статуса подросткам и предотвратит стигматизацию.
Предотвращение усугубления ситуации, выработку пути коррекции отклоняющегося поведения, оказание социальной помощи. Стигматизированный или исключенный ребенок имеет потенциал к девиантному поведению, следовательно, правонарушению. Понимание данной закономерности позволяет изменить подход к организации профилактической работы, здесь большую роль могут сыграть медиативные технологии.
Медиативные технологии способствуют успешной ресоциализации девиантного подростка, помогут восстановить его социальные связи. Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что проблемы предупреждения девиантного поведения подростков продолжают оставаться весьма актуальными. Преступность несовершеннолетних и социальное благополучие выступают индикатором, который позволяет прогнозировать криминогенную ситуацию на ближайшую, а также отдаленную перспективу. Поэтому проблемы отрицательной девиации несовершеннолетних требуют поиска новых подходов к ее предотвращению и нейтрализации. Стоит отметить, что успешная реализация данной деятельности невозможна без грамотного, профессионального и научно, обоснованного понимания проблем причинного комплекса.
Литература:
- Пудовочкин Ю. Е. Дружественное к ребенку пра восудие и проблемы ювенальной юстиции / Ю. Е. Пудовочкин, Э. Л. Раднаева // Российское правосудие. — М., 2014. — С. 100–104
- Садовникова М. Н. К проблеме девиантного пове дения несовершеннолетних: причины и возможности медиативных технологий в воздействии на них / М. Н. Садовникова, М. А. Сутурин // Дру жественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии: материалы V Междунар. научно практ. конф., 22–25 сент. 2015 г., Иркутск — Улан Удэ. — Улан Удэ, 2015. — С. 180–186.
- Хломов К. Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67972.shtml