Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Ушакова, В. Е. Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда / В. Е. Ушакова, Т. Д. Зайнуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 621-623. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91832/ (дата обращения: 30.04.2024).



На сегодняшний день в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. Почти половина педагогов — пенсионеры, а средний возраст учителя — 44 года в Республике Татарстан [1].

Почему молодежь не стремится работать в школе? В исследовании среди опрошенных студентов Казанского Федерального Университета педагогических направлений сделан акцент на следующие вопросы: причины выбора профессии, мотивация к учебе, профессиональные планы. В работе раскрыты причины, влияющие на дальнейший выбор пути профессиональной деятельности студентов-педагогов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональный интерес, студент, учитель, преподаватель, школа, условия работы.

С каждым годом педагогические колледжи, институты и университеты, их филиалы, расположенные чуть ли не в районных центрах, увеличивают выпуск молодых учителей, но мало кто из них, закончив учебное заведение, собирается пойти работать в школу.

По данным Министерства образования и науки РТ в школах преподают около 36 577 учителей [2]. Министр подчеркнул, что в настоящее время в республике не хватает учителей физики, русского языка, математики, биологии и химии. По его мнению, необходимо проводить профориентационную работу среди учеников 7-х и 8-х классов. «Нехватка учителей в этом году ощущается, потому что не все приходят работать в школы. Из учреждений среднего профессионального образования в школы пришли около 90 % выпускников, остальные поступили в высшие учебные заведения. Но это хороший показатель по сравнению с другими российскими регионами. И 85 % молодых учителей, которые окончили вузы в этом году, начали работать в школах», — констатировал он [3].

Для изучения отношения к педагогической деятельности в школе на этапе обучения студентов педагогических направлений Казанского Федерального Университета было проведено исследование: «Студенты педагогических направлений — что дальше?». Общее количество студентов, принявших участие, составило чуть больше ста человек, учащиеся были из различных институтов и направлений подготовки: физика и математика — 40 %, русский язык и иностранный (английский) — 36 %, история и английский язык-10 %, химия-10 %, дошкольное образование-3 %, логопедия-1 %.

Стоить отметить, что третий курс является переходным этапом для студентов. В этот период учащийся полностью заканчивает формирование целостной картины о своём предназначении, о своих профессиональных интересах и мотивах к будущей работе по выбранной специальности. В своем исследовании мы проводили эксперимент среди учащихся всех курсов:

 1 курс — 33 %;

 2 курс — 40 %;

 3 курс — 3 %;

 4 курс — 19 %;

 5 курс — 5 %.

Исследование показало, что мотивы для поступления в педагогический университет и выбора профессии учителя достаточно разнообразны. На основе полученных данных можно утверждать, что первичными мотивами при поступлении являются склонность к преподаванию — 53 % и любовь к работе с детьми — 49 %. Также не менее важными послужили следующие факторы:

 нравятся профили обучения — 29 %;

 мечта детства — 23 %;

 династия педагогов в семье — 13 %.

Некоторые мотивы поступления абсолютно не связаны с педагогической деятельностью. В этой категории максимальный процент голосов заняли такие факторы, как требование родителей (7 %), для получения «корочки» (15 %), не хватило баллов ЕГЭ на желаемую специальность (12 %), человек не решил, кем хочет быть, и поступил на пед. направление (19 %), а также достойная заработная плата, нежелание идти в армию.

Данные анкетирования показали, что подавляющее большинство опрошенных учащихся имеет склонность к педагогической деятельности. Но выбор профиля обучения не гарантирует профессиональное будущее студентов в школе. Стоит учесть, что недостаточный уровень информированности при выборе профессии и понимания требований профессии в дальнейшем способствуют изменению отношения студентов к выбранной сфере деятельности.

Среди опрошенных студентов 69 % собираются работать в школе после окончания ВУЗа, но 31 % все же предпочитает альтернативу учительской деятельности. Какие для этого могут быть причины? Самыми весомыми причинами являются: низкая заработная плата учителей (65 %) и количество бумажной работы (60 %).

Не менее важными причинами отвержения профессии школьного учителя являются вмешательство в личную жизнь учителя, загрузка дополнительной работой (это может быть участие в различных школьных мероприятиях, классное руководство, проведение классных часов и родительских собраний, работа внутри коллектива), и также давление со стороны администрации. Есть малая доля тех, кого не устраивает строгий дресс-код и рабочее время в школах. Можно предположить, что данные утверждения учащихся основаны на педагогической практике, которая начинается с первых недель учебной деятельности в университете и проходит, как правило, в общих учебных заведениях. Возникает разрыв между представлениями о работе в школе и действительностью, то есть с чем пришлось столкнуться на пути к профессиональной деятельности. Еще одной причиной могла послужить и сама учебная деятельность студентов, и, как показал опрос, треть учащихся недовольна обучением в университете, здесь снова появляются противоречия между представлениями и реальностью. Как же учеба в университете могла повлиять на отношение студентов к будущей работе по выбранной специальности? 64 % опрошенных считают, что в учебной программе есть множество лишних предметов, что на них «выливается» большой поток ненужной информации, а чуть меньший процент оценивает лекции, семинары и иные виды дисциплин скучными. Это значит, что преподаватели не могут, а возможно даже не хотят заинтересовать учащихся своим предметом. Они предпочитают однотипные и монотонные лекции, вследствие чего у студентов теряется интерес к познанию предмета, получению новых знаний и возникает полное отсутствие мотивации работать по своей профессии. Можно предположить, что многое зависит от преподавателей в университете, ведь 26 % студентов уверены, что в их сторону направлено неуважение, как к будущим коллегам со стороны преподавательского состава и 13 % считают, что многие из них нарушают преподавательскую этику, т. е. они халатно относятся как к своему предмету, так и к самим студентам.

Если студенты после окончания университета не планируют работать по специальности, какую же тогда альтернативу они предпочтут школе? 72 % студентов уверены, что хотят работать либо репетитором, либо преподавателем в онлайн-школах. Возможно, в первую очередь, это связано с большой разницей заработной платы школьного учителя и теми, кто не является государственным работником. Четверть студентов собирается учиться дальше и, возможно, работать педагогом не в школе, а в колледжах или университетах, а треть опрошенных не собирается связывать профессиональную деятельность со сферой образования, они планируют перепоступать на другие специальности или же выбрать сферу, не требующую университетского образования.

В ситуации рассогласования эталонов, взглядов, моральных общепризнанных мерок, ценностей, которые исповедуются школой и университетом, а также реальной жизнью, которая строится на других ценностях, верх берет реальность.

Пока статус и социальная защищенность учителя, а главное, размер вознаграждения за труд, который, кстати говоря, соизмерим лишь с прожиточным минимумом, останутся на нынешнем уровне, до тех пор школы будут испытывать острую нужду в учительских кадрах. Мнение о том, что именно размер заработной платы является основным средством решения обсуждаемой в статье проблемы, совпадает с официальной точкой зрения.

Однако, сколько еще ожидать изменений к лучшему в сфере школьного образования, кажется, пока никто не знает. Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что результаты проделанной работы отображают различного рода противоречия, а также несогласованность в социально-профессиональном сознании студентов.

Отношение и интерес к педагогической профессии не являются личным делом каждого студента. Вопрос профессионального, а также жизненного самоопределения учащихся педагогического университета в нынешних обстоятельствах необходимо анализировать в наиболее просторном социо-цивилизованном контексте. Данная проблема имеет социальные, экономические корни, и решать ее необходимо, учитывая все факторы.

Литература:

  1. В Татарстане с 2022 года повысят зарплату учителям, БизнесOnline. — https://kam.business-gazeta.ru/news/532101
  2. Итоги работы системы образования и науки республики татарстан за 2020/2021 учебный год, инфографика. — https://mon.tatarstan.ru/
  3. Ильсур Хадиуллин: Принято решение о повышении зарплаты учителей с января 2022 года. — https://mon.tatarstan.ru/index.htm/news/2037528.htm
Основные термины (генерируются автоматически): студент, школа, педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, будущая работа, заработная плата, Казанский Федеральный Университет, педагогический университет, русский язык, школьный учитель.


Похожие статьи

Подготовка студентов университета к педагогической...

Для эффективной подготовки студентов университета к педагогической деятельности в первую очередь надо создавать психолого-педагогические, организационно-методические условия, способствующих профессионально-личностному развитию и формированию...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

 В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом. Этот мотиватор связан с конечными

В Педагогической энциклопедии термин «профессиональная подготовка» рассматривается как совокупность специальных знаний...

Педпрактика по замене учителей сельских школ выпускниками...

В 1988 году в Юньнаньском педагогическом университете проходил эксперимент с заменой местных учителей. Студенты-практиканты были направлены в общеобразовательные организации, находящиеся в поселке, а местные учителя проходили переподготовку в данном...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Профессиональная деятельность педагога в школе. Автор: Станченко Елена Николаевна.

Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и

3. Особенности профессиональной деятельности педагога в школе.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Кузовлев, В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический

Сериков, В. В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования [Текст] / В...

Педагогический вуз: кого он готовит? | Статья в журнале...

И педагогический вуз должен уметь искать будущих учителей с этими качествами еще на школьной скамье, развивать эти качества в

Это мог быть учитель из школы, в которой учился студент, проходил практику, из школы рядом с домом. И такой портретный ряд показал...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

 В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе.

Похожие статьи

Подготовка студентов университета к педагогической...

Для эффективной подготовки студентов университета к педагогической деятельности в первую очередь надо создавать психолого-педагогические, организационно-методические условия, способствующих профессионально-личностному развитию и формированию...

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

От профессионализма учителя, его компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

 В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом. Этот мотиватор связан с конечными

В Педагогической энциклопедии термин «профессиональная подготовка» рассматривается как совокупность специальных знаний...

Педпрактика по замене учителей сельских школ выпускниками...

В 1988 году в Юньнаньском педагогическом университете проходил эксперимент с заменой местных учителей. Студенты-практиканты были направлены в общеобразовательные организации, находящиеся в поселке, а местные учителя проходили переподготовку в данном...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Профессиональная деятельность педагога в школе. Автор: Станченко Елена Николаевна.

Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и

3. Особенности профессиональной деятельности педагога в школе.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Кузовлев, В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический

Сериков, В. В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования [Текст] / В...

Педагогический вуз: кого он готовит? | Статья в журнале...

И педагогический вуз должен уметь искать будущих учителей с этими качествами еще на школьной скамье, развивать эти качества в

Это мог быть учитель из школы, в которой учился студент, проходил практику, из школы рядом с домом. И такой портретный ряд показал...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

 В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе.

Задать вопрос