Педпрактика по замене учителей сельских школ выпускниками педвузов как новая модель подготовки будущих учителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.10.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Джанг, Ксяожинг. Педпрактика по замене учителей сельских школ выпускниками педвузов как новая модель подготовки будущих учителей / Ксяожинг Джанг. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85030/ (дата обращения: 06.12.2021).



В статье рассматривается новая модель педпрактики в педагогических учреждениях Китая, определяется замена моделей как эффективное средство повышения качества подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: педагогическая практика, педпрактика по замене учителей, подготовка педагога, грамотность студентов педвуза, высшее профессиональное педагогическое образование.

Педагогическая практика бакалавра является важным звеном в процессе подготовки учителей и необходимым средством при переходе от статуса «выпускник вуза» к статусу «учитель» и при формировании профессиональной идентичности будущих педагогов. По ряду причин в системе профессионального высшего образования всегда встают вопросы обеспечения необходимого качества проведения практики в школах, не имеющих потенциала; отсутствия мотивации детского сада и школы при заключении договора о проведении практики с вузом и так далее [1]. Способом решения этих вопросов становится изучение новой модели педпрактики. Особый вид педагогической практики представляет собой модель по замене учителей сельских школ выпускниками педвузов (далее — замена моделей в педпрактике): студенты педагогических вузов проходят практику, заменяя учителей в школах; при этом учителя, которых заменяют студенты, направляются в педвузы для переподготовки и повышения. Данная модель может помочь повысить эффективность практики и окажет активное влияние на качество подготовки учителей.

Замена моделей в педпрактике впервые начала проводиться в 1970-х годах. В то время студентов старших курсов педагогических направлений подготовки математического факультета Сипинского педагогического колледжа (с 2002 года — Цзилиньский педагогический университет) направили на уроки в сельские школы с целью прохождения практики и замещения преподавательского состава местных школ. В 1988 году в Юньнаньском педагогическом университете проходил эксперимент с заменой местных учителей. Студенты-практиканты были направлены в общеобразовательные организации, находящиеся в поселке, а местные учителя проходили переподготовку в данном вузе. Синьянский педагогический колледж (ныне Синьянский педагогический университет), Нанкинский педагогический колледж Сяочжуан (ныне Нанкинский университет Сяочжуан) и ряд других учреждений того времени внедрили данную модель образовательной практики. Например, введение «Проекта 411» в Ичжоуском педагогическом колледже оказало положительное влияние на проведение практики студентов старших курсов и поддержало сельское образование. В пятом семестре студенты отправились на стажировку в школы неблагополучных районов, чтобы облегчить проблему дефицита учительских кадров и получить педагогический опыт в реальной образовательной среде. Таким образом, эта модель практики призвана решить проблему нехватку мест для практики в сельском образовании, что постепенно принимается многими педагогическими заведениями.

Замена моделей в педпрактике тесно взаимосвязано с реализацией программы по улучшению школьного образования и повышению квалификации учителя в экономически отсталых регионах. В период с 2000 по 2002 год профессор Чжан Шия из Юго-Западного университета предложил программу по созданию проекта обновления содержания профессиональной деятельности учителя базового образования в неблагополучных районах, аргументируя ее внедрение необходимостью формирования долгосрочной и институционализированной системы стажировок на высшем уровне, что способствовало изменению сегодняшнего состояния образовательных стажировок и изучению путей решения проблемы нехватки кадров (учителей) в сельских школах. Его программа была одобрена и внедряется Министерством образования Китая.

В 2006 году Министерство образования КНР опубликовало «Мнения по активной поддержке сельских учителей городскими учителями»; в 2007 году издало «Мнения по активному продвижению стажировки и участию в программе по улучшению школьного образования в экономически отсталых регионах», которые четко требуют от высших педагогических учреждений организовывать прохождение практики в начальных и средних школах студентами старших курсов педагогических направлений подготовки как минимум в течение одного семестра. Это свидетельствует о том, что замена моделей в педпрактике была утверждена на национальном уровне. В упомянутом выше национальном документе 2006 года прямо указано: «Студентам, которые участвовали в стажировках в сельских школах, будут предоставлены рекомендации для трудоустройства и приоритет при приеме на работу» [2]. Очевидно, что данные меры действительно повысят мотивацию студентов педагогических вузов при выполнении главной задачи.

Количество педагогических колледжей и университетов, предлагающих замену моделей в педпрактике, значительно увеличилось, и практика организуется совместно различными высшими педагогическими учебными заведениями. Более того, замена моделей стала основной формой образовательной практики для студентов, получающих бесплатное образование в педвузах. В 2010 году началась реализация государственной программы переподготовки учителей начальной и средней школы, включающая в себя проект подготовки педагогического состава в деревнях западного и центрального регионов страны. Замена моделей получает широкое развитие по всей стране: студенты педвузов старших курсов занимаются преподавательской и воспитательской деятельностью на должностях учителей в сельской местной школе в течение одного семестра, и в то же время университет проводит программу переподготовки и повышения квалификации замененных учителей.

Существуют некоторые различия между заменой моделей и традиционной стажировкой (таблица 1) [3].

Таблица 1

Различия между заменой моделей и традиционной стажировкой

Категории

Традиционная стажировка

Замена модели в педпрактике

Главная задача практики

Подготовка студентов вуза

Подготовка студентов вуза и переподготовка сельских учителей

Организатор и администрация практики

Университет принимает на себя основную ответственность за управление практикой

Орган местного управления образования, школа и университет осуществляют совместное управление

Расходы на практику покрывают

Вузы

Вузы и орган местного управления

Задачи студента-практиканта

В основном выполнить преподавательскую работу по предмету, приобрести навыки, практический опыт в школе

Взять на себя полную ответственность за исполнение обязанностей учителя, которого заменяет в школе

Для выпускника бакалавриата замена моделей не только является педагогической практикой, но и дает право работать учителем в школе. Благодаря большей продолжительности и самостоятельности при данной модели студент-практикант приобретает всестороннюю и достаточную подготовку. Исследования ученых показали [4; 5; 6], что данная модель:

— способствует формированию профессиональной компетенции, повышает уровень педагогических знаний, умений и навыков;

— стимулирует студентов к реализации функций учителя, формирует мотивацию к воспитательной и преподавательской деятельности в сельских школах;

— помогает студентам заложить основу профессионального развития.

Кроме того, замена моделей позволяет студентам получить глубокое понимание особенностей профессии педагога, повысить значимость развития системы базового образования в условиях сельской школы.

Замена моделей также оказывает непосредственное влияние на сельскую школу и является двусторонним обучением и для студентов, и для учителей [7; 8]: пополняет ряды учителей в сельской местности, изменяет распределение долей учителей разных дисциплин и в определенной степени совершенствует структуру состава педагогических кадров; содействует внедрению качественного обучения в сельских школах, обеспечивает развитие личности обучающихся; обновляет концепции обучения и повышает интерес учеников к учебе. Местные профессиональные учителя получают возможность переподготовки в педвузе, что способствует профессиональному росту.

Реализация замены моделей может продемонстрировать многочисленные преимущества системы высшего образования и, что немаловажно, способствовать обновлению образовательной программы, приведению ее в соответствие с реальными ситуациями в школах. Безусловно, такая модель стажировки может создать образовательное пространство, которое характеризует взаимодействие между вузом и школой в современных условиях, помогая совершенствованию непрерывной образовательной системы.

Одним словом, замена моделей в педпрактике означает интеграцию профессионального развития педагогического состава сельских школ с процессом подготовки педагогических кадров, позволяет достичь беспроигрышной ситуации как для высших учебных заведений, так и для сельских школ.

Литература:

  1. Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина и др. Проблемы педагогической практики и пути их решения. Вестник ВГУ. 2016. № 3. С. 75–81.
  2. Министерство образования КНР. Мнение по активной поддержки сельских учителей городскими учителями. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7058/200602/t20060226_81598.html (дата обращения: 23.09.2021).
  3. Юй Дэхуа. Мысли о стажировке и замещающем обучении педагогических студентов. Вестник Хайнаньского педагогического университета (социальные науки). 2012. № 7. С. 120–123.
  4. Лю Е. Анализ эффективности и методические рекомендации по прохождению практики педагогических университетов. Гуанчжоуский университет. 2015. С. 65. URL: https://gb.global.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD201601&filename=1015648427.nh&v=MDAwNDFyQ1VSN3VmYnVScUZ5emxVcnJOVkYyNkc3VzhGdFhPcUpFYlBJUjhlWDFMdXhZUzdEaDFUM3FUcldNMUY= (дата обращения: 23.09.2021).
  5. Лю Цзе, Ху Лина. Исследование развития профессионального качества практики замены студентов педагогического образования. Ежемесячник исследований в области образования. 2018. № 12. C. 82–91.
  6. Тан Сяохэн, Тан Хэнцзюнь и др. Эмпирическое исследование развития профессиональных качеств педагогических студентов в замене моделей. Вестник Юго-Западного университета (версия социальных наукиздание). 2013. № 1. С. 63–69.
  7. Ван Юйньяань. Роль замены моделей в построении интегрированного педагогического образования. Хэбейский педагогический университет. 2010. С.92. URL: https://gb.global.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbname=CMFD2011&filename=2010161856.nh&v=MDkwMjdTN0RoMVQzcVRyV00xRnJDVVI3dWZidVJxRnl6bFVMek9WMTI2SHJLK0g5bkpxWkViUElSOGVYMUx1eFk= (дата обращения: 23.09.2021).
  8. Су Йон. Замена моделей — создание единого нового тип моделей учебной полевой работы педагогических студентов и переподготовки учителей сельских средних школ. Исследование в области образования. 2009. № 8. C. 104–107.
Основные термины (генерируются автоматически): замена моделей, школа, учитель, педагогическая практика, педагогический колледж, педагогический университет, педпрактика, студент, традиционная стажировка, базовое образование.


Ключевые слова

педагогическая практика, педпрактика по замене учителей, подготовка педагоги, грамотность студентов педвуза, высшее профессиональное педагогическое образование
Задать вопрос