Проектная деятельность в области экологии на уроке русского языка как иностранного: вопросы раздельного сбора мусора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 21.05.2022

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Губина, А. И. Проектная деятельность в области экологии на уроке русского языка как иностранного: вопросы раздельного сбора мусора / А. И. Губина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91788/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная статья рассматривает использование проектной деятельности на уроках русского языка как иностранного на примере обсуждения вопросов раздельного сбора мусора. Статья содержит в себе практическую значимость, цели обучения, а также компетенции, приобретаемые в процессе обучения. Представлены рекомендации по проведению интерактивного урока и примеры финальных заданий.

Ключевые слова: проектная деятельность, русский язык как иностранный, экология

В настоящее время вопросы экологии играют значимую роль. «Зеленый» тренд захватывает жителей всего мира и заставляет каждого хоть на мгновение задуматься об экологической безопасности. Анализ современного состояния окружающей среды позволяет нам говорить о критической, а в некоторых регионах России и вовсе катастрофической ситуации. Именно в связи со стремительным научно-техническим прогрессом в XX веке мы видим сейчас результаты экологических проблем, которые отражаются на повседневной жизни людей. [1, с. 418]

Эта глобальная проблема тесно связана с противоречием, возникшем в обществе. С одной стороны, население мира не осознает масштабы угрозы окружающей среде или просто не видят смысла в изменении своего жизненного уклада по разным причинам. Но в это же время другая группа людей озабочена вопросами экологии. И если не все готовы посвятить свою жизнь помощи планете, то многие готовы в одиночку маленькими шагами снизить негативное воздействие на экологию. Отсюда появляются экологические активисты, которые повышают спрос на знание об окружающей среде.

Если есть заинтересованность в проблеме экологии, значит возникнет необходимость в использовании новых слов и выражений при обсуждении этого вопроса на иностранном языке. Ведь вопросы экологии затрагивают все страны, а значит важно говорить о них на всех языках мира. Таким образом, можно сказать, что перед нами проблема отсутствия знаний об экологической безопасности на иностранном языке.

Проектная деятельность как метод обучения появился в начале прошлого столетия на Западе и сразу же зарекомендовал себя как один из эффективных способов обучения. Сочетание теоретических знаний о предмете и практических заданий для решения конкретных задач помогает сделать работу обучающихся наиболее продуктивной. [2, с. 208] Проектная деятельность в свою очередь предполагает совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это позволяет сместить акцент с исключительно лингвистического на содержательный. Так учащиеся могут размышлять на различные темы одновременно с закреплением и изучением нового материла. [3, с. 302]

Современный дискурс в области педагогических наук уже долгое время сосредоточен на необходимости применения инновационных технологий. И проектная деятельность позволяет закрепить полученные знания на практике, в том числе в процессе решения сложных кейсов, на которые трудно найти ответ. [4, с. 154] Очевидными достоинствами такого метода исследователи выделяют повышение мотивации и личной уверенности учащихся; развитие «командного духа», коммуникабельности и умения сотрудничать; обеспечение критического мышления и исследовательских умений, а также возможность мыслить творчески и искать новые пути решения проблем. [5, с. 102]

Основной целью проекта следует рассматривать изучение иностранного языка. Необходимо обратить внимание на новые слова и выражения, грамматические структуры и лексику, которая возникает у русскоговорящих носителей языка при описании проблемы. Выражение причинности, способов решения ситуаций, описание статистических данных, вынесение рекомендаций и советов станут сопутствующими темами в курсе изучения русского как иностранного.

Формирование коммуникативной компетенции в свою очередь является основной целью данного проекта. Поскольку предполагается групповая или парная работа обучающихся, то каждый из членов команды получит не только способность выражать свои мысли о проблеме опираясь на знание иностранного языка, но и возможность работать в команде. Поиск информации, ее обработка, обсуждение, обмен мнениями позволят развить коммуникативную компетенцию через устное общение или письмо. И наконец, одновременно с этим вырабатывается умение как слышать, как и слушать мнение оппонента при этом уважая его точку зрения. [6, с. 265]

Дополнительной целью проекта является привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам, их мотивация на изменение привычного образа жизни и акцент на осознанном потреблении. Эта цель носит гуманистический и просветительский характер, что развивает не только коммуникативные навыки общения, но и общий культурный фон участников.

Наконец, одним из важных компонентов обучения является формирование всестороннее развитой личности, способной к полноценной межкультурной коммуникации на русском языке. Это предполагает адаптацию иностранных студентов к российским реалиям, повышение их мотивации к изучению русского языка, усвоение российской культуры общения. [7, с. 144]

При создании курса уроков, посвященных вопросам раздельного сбора мусора в России, рекомендуется соблюдать структурный план с соответствующими этапами. Вводная часть предполагает общее обсуждение экологических проблем и организационные вопросы. Теоретическая часть может быть представлена в формате интерактивной обучающей лекции от преподавателя, изучение или закрепление новых выражений и грамматических конструкций. Практическая часть сфокусирована исключительно на групповой работе учащихся, создание информационного текста, работа над употреблением новых лексических единиц, а также работа с видеоматериалами, создание собственного финального продукта. И наконец, презентация результатов, обсуждение проделанной работы и рефлексия самих обучающихся о процессе изучения.

В качестве итогового проекта предлагается подготовить видеоматериалы по разным тематикам. На данный момент предлагается три темы для выполнения задания участниками. Они отображают основную идею финального материала. Возможные темы для финального продукта:

1) Руководство по правильной сортировке мусора;

2) Мастер-класс повторного использования вещей;

3) Ближайшие точки раздельного сбора мусора.

Рекомендуется обратиться к успешной реализации смежного проекта Эко Послание, проведенного экологическим правовым центром «Белонна». [8] Несмотря на то, что ЭкоПослание проводилось для уроков английского языка, важно обратить внимание на формат презентации новой лексики и интересные статьи на русском языке для подбора аутентичных текстов. Компания «Беллона» на своем сайте предлагает массив учебных материалов для проведения ликбезов и просветительских проектов.

Необходимо обращать внимание на возраст участников проекта, то необходимо обратиться к теории поколений, представленной разными авторами в научной литературе. Например, поколение Y рожденное с 1989 по 1999 годы по статистике отдают приоритет сохранению природы, нежели чем экономическому росту. Поколение Z тоже готовы работать с вопросами экологии, но с вовлечением науки и современных технологий. [9] Но стоит отметить, что ни одно поколение не отрицает экологических проблем, а значит в равной мере будут заинтересованы в проекте. Следовательно, рекомендуется ориентироваться на возраст и предпочтения участников проекта, чтобы сделать работу более интересной и направленной на личные интересы.

Представление материала студентам на этапе теоретической части рекомендуется использовать информационные технологии и проводить занятие в интерактивном формате. Материал необходимо подавать в сопровождении с объяснением сложных терминов, а также вопросами на понимание услышанного или прочитанного. Исследователи уже давно пришли к выводу о том, что в современных реалиях работа в интерактивном формате, как и работа с видеоматериалами максимально продуктивна по сравнению с другими видами изучения иностранного языка. [10, с. 169]

Таким образом, в данной статье рассматривалась возможность применения метода проектной деятельности на уроках русского как иностранного на примере обсуждения вопросов экологии. Освящена практическая значимость проблемы, установлены цели обучения и обозначены компетенции, которые приобретаются в процессе изучения. Предоставлен общий план проведения интерактивных занятий и определены примерные финальные продукты.

Вопрос раздельного сбора мусора не только касается обучающихся, дискутирующих о проблемах экологии в академической среде, но и полезен для общекультурного развития каждого осознанного гражданина в настоящее время. Поэтому в курсе для изучения русского языка как иностранного следует уделить большое внимание экологии и осознанному потреблению в XXI веке.

Литература:

  1. Махотлова, М. Ш. Экологическая проблема современного мира / М. Ш. Махотлова, Д. И. Трамова. — Текст: непосредственный // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. — 2016. — №. — С. 416–419.
  2. Криницкая, М. Ю. Метод проектов на уроках русского языка как иностранного / М. Ю. Криницкая. — Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. — 2016. — №. — С. 207–216.
  3. Шмалько-Затинацкая, С. А. Проектная методика на примере преподавания РКИ / С. А. Шмалько-Затинацкая, О. С. Храброва. — Текст: непосредственный // Инновационные технологии в науке и образовании. — 2016. — № 1–1. — С. 300–304.
  4. Филиппова, В. О. Инновационные технологии в развитии коммуникативной личности преподавателя русского языка как иностранного в период обучения в магистратуре / Филиппова, В. О. — Текст: непосредственный // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 3(63). — С. 152–156.
  5. Турсунова, О. С. Применение проектных работ в преподавании иностранных языков / О. С. Турсунова, С. Н. Хамидова. — Текст: непосредственный // Достижения науки и образования. — 2019. — № 8–3(49). — С. 101–102.
  6. Мамедова Т. Виды проектов, используемых на уроках русского языка как иностранного / Мамедова, Т. — Текст: непосредственный // Слово о слове: исследования молодых ученых-филологов. — Астрахань: Астраханский университет, 2021. — С. 264–269.
  7. Дмитриева, Д. Д. Моделирование процесса организации проектной деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку / Д. Д. Дмитриева. — Текст: непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — № 3(28). — С. 43–45.
  8. О Беллоне. — Текст: электронный // Экологический правовой центр «БЕЛЛОНА»: [сайт]. — URL: https://bellona.ru/about/ (дата обращения: 15.05.2022).
  9. Бабаева, Р. «Зеленые» и трендовые: как работать с поколениями по вопросам экологии / Р. Бабаева. — Текст: электронный // RUSGENERATIONS — Российская школа теории поколений: [сайт]. — URL: https://rugenerations.su/2021/07/30/зеленые-и-трендовые-как-работать-с-п/ (дата обращения: 15.05.2022).
  10. Нефедов, И. В. Видеоконтент и мобильные технологии в проектной деятельности при обучении РКИ / И. В. Нефедов. — Текст: непосредственный // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2018. — № 2. — С. 168–179.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, русский язык, иностранный язык, раздельный сбор мусора, окружающая среда, интерактивный формат, коммуникативная компетенция, проблема экологии, теоретическая часть, экологическая безопасность.


Похожие статьи

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

1. Что думают дети о проблемах окружающей среды? 2. Сколько мусора выбрасывает детский сад?

Изучая проблему в ходе бесед с педагогом на темы: «Сколько мусора выбрасывает

Изменить отношение людей к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в...

К вопросу об организации проектной деятельности учащихся при...

экологическая безопасность, окружающая среда, внеклассная работа, учащийся, проектная деятельность, проектная направленность, комплексная деятельность, природная среда, устойчивое развитие...

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

проектная деятельность, Ломоносов, русский язык, умение, метод проектов, педагогическое умение, педагогическая технология, Сбор

Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, экологическая культура, проблема, природа, природная среда, компетенция, умение...

Проектная деятельность со школьниками по экологической...

Ключевые слова: экологическая безопасность, экология человека, экология питания, проектная деятельность, проект. Человек – неотъемлемая часть биосферы, тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями.

Важность проектной методики при изучении английского языка...

английский язык, метод проектов, Краснодарский край, работа, исследовательский проект, иностранный язык, задача, проект, иноязычная коммуникативная компетенция, конкурс проектов. Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка.

Формирование экологического сознания и культуры учащихся...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, окружающая среда

Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н. А

Проектная деятельность, конкурсы, массовые мероприятия с привлечением родителей, а...

Мусор и экология | Статья в журнале «Юный ученый»

Разделение мусора, или, точнее, раздельный сбор мусора, выборочный сбор отходов — действия по сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается в целях избегания смешения разных видов отходов и загрязнения окружающей среды.

Формирование экологических компетенций студентов через...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего... Проблеме экологической компетенции дошкольников посвящено много...

Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык»...

Ценность дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-экологических компетенций у будущих бакалавров биологии проявляется в его педагогическом потенциале, направленном на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей.

Проект как средство экологического образования младших...

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший

Вопросами изучения проблемы экологического образования и формирования...

Похожие статьи

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической...

1. Что думают дети о проблемах окружающей среды? 2. Сколько мусора выбрасывает детский сад?

Изучая проблему в ходе бесед с педагогом на темы: «Сколько мусора выбрасывает

Изменить отношение людей к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в...

К вопросу об организации проектной деятельности учащихся при...

экологическая безопасность, окружающая среда, внеклассная работа, учащийся, проектная деятельность, проектная направленность, комплексная деятельность, природная среда, устойчивое развитие...

Социально-экологический проект как инструмент реализации...

проектная деятельность, Ломоносов, русский язык, умение, метод проектов, педагогическое умение, педагогическая технология, Сбор

Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, экологическая культура, проблема, природа, природная среда, компетенция, умение...

Проектная деятельность со школьниками по экологической...

Ключевые слова: экологическая безопасность, экология человека, экология питания, проектная деятельность, проект. Человек – неотъемлемая часть биосферы, тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями.

Важность проектной методики при изучении английского языка...

английский язык, метод проектов, Краснодарский край, работа, исследовательский проект, иностранный язык, задача, проект, иноязычная коммуникативная компетенция, конкурс проектов. Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка.

Формирование экологического сознания и культуры учащихся...

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, окружающая среда

Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н. А

Проектная деятельность, конкурсы, массовые мероприятия с привлечением родителей, а...

Мусор и экология | Статья в журнале «Юный ученый»

Разделение мусора, или, точнее, раздельный сбор мусора, выборочный сбор отходов — действия по сбору мусора в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается в целях избегания смешения разных видов отходов и загрязнения окружающей среды.

Формирование экологических компетенций студентов через...

экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность, окружающая среда, природа, природная

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего... Проблеме экологической компетенции дошкольников посвящено много...

Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык»...

Ценность дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-экологических компетенций у будущих бакалавров биологии проявляется в его педагогическом потенциале, направленном на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей.

Проект как средство экологического образования младших...

Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной

Ключевые слова: проектная деятельность, экологическое образование, начальная школа, младший

Вопросами изучения проблемы экологического образования и формирования...

Задать вопрос