Библиографическое описание:

Мельникова Е. В., Кожекина И. Ю., Каширина Н. В. Формирование экологических компетенций студентов через проектно-исследовательскую деятельность // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 347-349.

Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить?

Генри Давид Торо

С появлением человека начинается процесс нарушения экологической гармонии, гармоничного равновесия. Этот процесс начался 40 тысяч лет назад, когда предок человека приобрёл способность запоминать и мыслить, начал делать орудие труда, пользоваться знаниями и в своей деятельности производить средства для жизни. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.

В последнее время в качестве важной задачи выдвигается формирование у обучающихся экологических компетенций.

Экологическая компетенция является не столько результатом предметного обучения, сколько интегрированным общекультурным показателем, результатом многосторонней учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Важно подчеркнуть, что такое понимание экологической компетенции акцентирует внимание на важность развития у молодых людей не только умения применять готовые, сформированные в разных образовательных областях, общеучебные умения и предметные знания, но и умения самостоятельно модифицировать их, комбинировать, использовать в разных сочетаниях. Потребность в таком умении диктуется спецификой экологических ситуаций — их комплексностью, плохой прогнозируемостью, зачастую беспрототипностью. Таким образом, возникает проблема переноса общеучебных умений и предметных знаний, сформированных вчера и сегодня, в будущие проблемные ситуации, о которых мы знаем еще очень мало [2].

Любовь и бережное отношение к окружающей нас природе — одно из проявлений патриотизма. Экология души и экология природы взаимосвязаны и только личное участие в решении экологических проблем даёт нам знания и уверенность, затрагивает не только ум, но и сердце.

Жизнь — это возможность, воспользуйся ею.

Жизнь — это красота, восхитись ею.

Жизнь — это мечта, осуществи ее.

Жизнь — это вызов, прими его.

Жизнь — это долг твой насущный, исполни его.

Жизнь — это тайна, познай ее.

Жизнь — это завет, исполни его.

Жизнь — это борьба, стань борцом.

Жизнь — так прекрасна, не загуби ее.

Жизнь — твоя жизнь, борись за нее [2].

Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными — интересы каждого человека, каждой социальной группы, человечества в целом. Разрешение экологических проблем зависит не только от уровня развития науки и техники, но, в первую очередь, и от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Экологическое мировоззрение дает ключ к глубинному пониманию происходящего и планированию будущего.

Необходимо учитывать психологические особенности студентов, когда у них пробуждается интерес к своему внутреннему миру, формируются самосознание и самооценка, способность созидательно усваивать нравственные нормы. В этот период возникает потребность в самопознании своего характера, своей личности, в самовоспитании. Здесь весьма важно помочь студентам осознать себя личностью, способной разобраться в себе и в своих поступках. На основе глубокого и творческого самоизучения, самопознания с помощью различных методик, студенту даётся побуждение к сомовоспитанию ценных в экологическом и нравственном плане качеств, мотивов деятельности.

Изучение студентами особенностей своего характера, потребностей, качеств своей личности позволяет выбрать способы самовоспитания, установить исходный реальный уровень и пути их решения сообразно интересам, склонностям, типу темперамента и другим особенностям. Работа по формированию экологических компетенций эффективнее, если соблюдать следующие условия:

1.      Доверие и сотрудничество. Доверительные отношения не ущемляют чувство взрослости студента, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственной воспитанности в целом.

2.      Активность. Многие оценки и суждения должны исходить по возможности не от педагога, а от самих обучающихся.

3.      Диалогичность. Продуктивная воспитательная работа педагога или психолога возможна лишь в ситуации диалога. Диалог не только последовательный обмен информацией, суждениями, оценками между людьми, не просто их контакт на уровне речевых высказываний. Диалог — это форма общения, при которой обращающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Диалог невозможен без заинтересованного отношения собеседников друг к другу, готовности каждого представителя и понять проблемы другого, без взаимного принятия.

4.      Самостоятельность. Выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться как собственное желание и действия, лишь совершаемые с помощью педагога. Именно такая модель работы эффективна. Собственные выбор и решения — гарантия того, что студент будет им следовать и не откажется при первой же трудности.

5.      Эмоциональность. Желательно проводить мероприятия в специально оформленном помещении, где присутствуют единомышленники.

Я считаю, что формирование экологических компетенций строится на базе хорошего образования и воспитания. Поэтому самое полезное, что может сделать преподаватель, — это хорошо учить своему предмету, делая акцент и на экологическое воспитание студентов. А дальше уже можно говорить о внедрении соответствующих экологических компетенций. Проблемы, связанные с охраной окружающей среды, по всей природе, в принципе, не могут быть ограничены рамками одной дисциплины или междисциплинарного курса. Экологическое образование предполагает интеграцию в единое целое.

На современном этапе данная проблема включена в раздел социальной экологии, в которой рассматриваются взаимоотношения в системе «общество — природа», специфическая роль в системах различного ранга, отличие этой роли человека от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природоиспользования.

Большую роль в ФГОС должны играть специальные вопросы экологии человека, связанные с его здоровьем, факторами риска и адаптивными возможностями организма. Вывести обучающихся на понимание взаимоотношений общества и среды, основных противоречий этих взаимосвязей, демографических проблем, путей формирования экологической культуры; познакомить с международными усилиями в обеспечении устойчивого развития и экологической безопасности человечества. Этот круг представлений достаточен для понимания роли и места человека экологически компетентного.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование экологической культуры народонаселения.

Ценностное отношение человека к природе возможно при наличии в его сознании экологической культуры, экологического мировоззрения и целостных знаний о природе. Путь к экологической культуре мышления, экологическому мировоззрению человечества прослеживается через качественное образование, в частности эффективное изучение экологии в образовательных учреждениях, которое способствует осознанию того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и устойчивого развития человечества.

Ежегодно на базе СПБ ГБОУ СПО «Автотранспортный и электромеханический колледж» проводятся — Городская Олимпиада по экологии, круглый стол «Проблемы экологии» и Городская конференция.

Цели мероприятий:

-        стимулирование творческой активности студентов;

-        профессиональный рост каждого из участников студенческой научно –исследовательской конференции,;

-        обмен знаниями в различных сферах деятельности;

-        установление новых полезных контактов.

Данные тематические мероприятия обеспечивают процесс воспитания и обучения в образовательных учреждениях, направленных на формирование экологически ответственного поведения и на формирование экологических компетенций студентов через проектно-исследовательскую деятельность.

Компетенции невозможно просто передать, а необходимо наработать самому в результате социально — профессиональной жизнедеятельности, что требует большой самостоятельности студента, его активное участие в олимпиадах, конференциях и т. д.

Изучение глобальных экологических процессов и связанных с ними глобальных экологических проблем, их причин и возможных последствий, осмысление возможных способов их предупреждения определяют экологический стиль мышления подрастающего поколения. Задания Олимпиады, обсуждаемый круг вопросов «Круглого стола» и выступления на конференции подчеркивают глобальность, целостность восприятия мира, гибкость, мобильность и осмысление собственной деятельности в контексте общечеловеческого опыта.

Узловые проблемы экологизации позволяют не только использовать предложенное видение этой тенденции в образовании, но и творчески разрабатывать обозначенные «узлы» в соответствии с индивидуальной, региональной спецификой. Многообразие педагогических практик, в которых может реализовываться экологический подход, бесконечно. И, тем не менее, при всей непохожести общим знаменателем их выступает экогуманитарная парадигма.

Парадигма — система научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика учёных в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период [4, с.568.].

 

Литература:

 

1.      Ермаков Д. С. Год охраны окружающей среды в Российской Федерации // Биология в школе. — 2013. — № 6.

2.      Заповеди матери Терезы. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48289/ — (Дата обращения: 25.01.2015).

3.      Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.org/text/77/312/33567.php — (Дата обращения: 20.11.2014).

4.      Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. — МН.: Современное слово, 2001. — 928 с.

5.      Рыбалко Л. Н. Изучение биологии в школе на основе эколого-эволюционного подхода // Биология в школе. — 2013. — № 10.

6.      Суматохин С. В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. — 2013. — № 5.

7.      VII Санкт-Петербургский конгресс. Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке. Сборник трудов 27–28 ноября 2013 года, Санкт-Петербург.

Основные термины (генерируются автоматически): экологических компетенций, экологической культуры, Похожая статья, экологических компетенций студентов, экологических проблем, экологических компетенций эффективнее, формирование экологических компетенций, соответствующих экологических компетенций, спецификой экологических ситуаций —, экологических проблем даёт, формирования территориальных экологических, Разрешение экологических проблем, экологических проблемах рекреационного, Роль экологических постов, экологической культуры и нравственной, формирование экологической культуры, процесс нарушения экологической, понимание экологической компетенции, уровня ответственности человека, формирования экологической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle