В статье рассмотрен экономико-математический метод экспертных оценок. Проанализированы теоретические основы метода. Рассмотрены этапы проведения эксперимента для совершенствования логистической деятельности компании. Приведены необходимые теоретические данные, требующиеся для метода экспертной оценки.
Ключевые слова: экономико-математический метод, метод экспертных оценок, грузоперевозки, логистическая деятельность.
The article considers the economic and mathematical method of expert assessments. The theoretical foundations of the method are analyzed. The stages of the experiment to improve the logistics activities of the company are considered. The necessary theoretical data required for the peer review method are given.
Keywords: economic-mathematical method, method of expert assessments, cargo carrier, criterion, improvement of activity.
Логистика, как наука постоянно развивается и адаптируется под новейшие реалии технологического прогресса, как и любая другая система. Существует множество различных подходов, стратегий и концепций для ведения бизнеса в компании. Среди экономика-математических методов для совершенствования управления компанией или организации выделяют большое количество разных видов методов, например:
— теория массового обслуживания;
— сетевое планирование;
— линейное программирование;
— прогнозирование;
— корреляционно-регрессионный анализ;
— теория графов;
— методы экспертных оценок [1, с. 150–153].
Перечисленные методы и модели уникальны и несут в себе собственный вектор направления получения тех или иных результатов, которые хотят видеть руководство компаний [2].
Стоит отметить некоторые из перечисленных, теория массового обслуживания включает в себя построение математических моделей, связывающих заданные условия работы системы массового обслуживания или СМО (число каналов, их производительность, правила работы, характер потока заявок) с интересующими нас характеристиками — показателями эффективности СМО, описывающими ее способность справляться с потоком заявок. В качестве таких показателей могут применяться разные величины, например: среднее число заявок, обслуживаемых СМО в единицу времени; среднее число занятых каналов; среднее число заявок в очереди и среднее время ожидания обслуживания и т.д. [4], [1, с. 150–153].
Прогнозирование — процесс получения прогностической информации, то есть вероятностное представление о появлении событий в будущем, основанное на наблюдениях и теоретических положениях [2].
Методы экспертных оценок достаточно широко используются и применяются логистами и транспортными экспедиторами при принятии управленческих решений, а именно: выбор грузоперевозчика, выбор схем доставок грузов и др.
Задача выбора грузоперевозчика относится к многокритериальным задачам, основная идея которых состоит в том, чтобы множество важных параметров свести к единому показателю. Одним из наиболее эффективных методов решения многокритериальных задач является создание обобщенного показателя в виде алгебраической суммы частных критериев с весовыми коэффициентами. Весовые коэффициенты так же определяются методом экспертных оценок и характеризуют степень важности каждого критерия [2].
Наилучшие результаты этот метод дает, если выбирается крупный грузоперевозчик, обладающий множеством характеристик для сравнения с другими компаниями. При этом, выбор будет затруднителен если в эксперименте будут участвовать слишком много компаний [3].
При выборе грузоперевозчика используются следующие методы:
— объявление конкурса;
— изучение рекламных материалов;
— посещение выставок;
— переписка и личные контакты.
В результате формируется список потенциальных грузоперевозчиков. Для выбора наилучшего из них сначала определяются основные критерии их оценки.
Большинство из этих критериев не может быть оценено объективными количественными показателями. В этом случае используется метод экспертных оценок.
В основе метода лежат выбранные критерии, по которым будет проходить голосование у экспертов, в качестве критериев можно выбрать абсолютно разные характеристики, например:
— стоимость услуг;
— качество сервиса;
— скорость доставки;
— наличие филиалов в городах представителях;
— география грузоперевозок;
— наличие дополнительных видов услуг;
— финансовое состояние компании;
— надежность поставок;
— отсутствие финансовых задолженностей;
— наличие собственного автопарка и многие др. [3].
Таким образом критерии для данного эксперимента могут выбираться непосредственно самим руководством или доверенными лицами.
Что касается экспертов, то они выбираются самостоятельно руководством компании, экспертом может быть любой сотрудник компании. Чем больше экспертов, тем более объективным будет полученный результат [3].
Рассмотрим процесс проведения данного эксперимента при выборе грузоперевозчика, оказывающего услуги в воздушном сообщении, где А, Б — компании грузоперевозчики таблица 1.
Таблица 1
Результаты экспертных оценок компаний авиаперевозчиков
Критерий |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Средняя оценка грузоперевозчика по десятибалльной системе |
|||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
|
Стоимость услуг |
8 |
2 |
10 |
6 |
9 |
4 |
Надежность поставок |
4 |
7 |
8 |
6 |
6 |
6,5 |
Качество сервиса |
3 |
7 |
1 |
4 |
2 |
5,5 |
Финансовое состояние |
7 |
9 |
6 |
9 |
6,5 |
9 |
География филиалов |
5 |
8 |
2 |
6 |
3,5 |
7 |
Сумма |
27 |
33 |
27 |
31 |
27 |
32 |
Можно акцентировать внимание, на том, что эксперты выставляют субъективные оценки по заданным критериям, в результате чего в последнем столбце указывают среднее значение по суммам экспертов. Внизу таблицы приведены суммы экспертных оценок, а также сумма средней оценки перевозчика по десятибалльной системе.
Следующим этапом эксперимента будет расчет рейтинга грузоперевозчиков, но перед этим укажем оценку значимости каждого критерия по каждому эксперту по десятибалльной системе таблица 2.
Таблица 2
Оценка значимости критериев по каждому эксперту
Критерий |
Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертом |
||
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
||
Стоимость услуг |
3 |
8 |
|
Надежность поставок |
5 |
4 |
|
Качество сервиса |
9 |
3 |
|
Финансовое состояние |
8 |
1 |
|
География филиалов |
2 |
8 |
|
Оценка критериев у каждого эксперта оценивается также по десятибалльной системе, где 1-неважный параметр, а 10 — важный параметр. В качестве критериев можно выбирать разные параметры, которые необходимы для проведения эксперимента, руководство компаний, обычно, лично занимаются данным вопросом, ориентируясь на мнение сотрудников отделов.
На заключительном этапе эксперимента производиться расчет рейтинга авиаперевозчика таблица 3.
Таблица 3
Расчет рейтинга авиаперевозчиков
Критерий |
Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертом |
Среднее значение оценки значимости критерия |
Весовой коэффициент |
Произведение среднего значения оценки поставщика на весовой коэффициент |
||
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
А |
Б |
|||
Стоимость услуг |
6 |
5 |
5,5 |
0,16 |
0,99 |
1,97 |
Надежность поставок |
8 |
8 |
8 |
0,24 |
1,79 |
1,55 |
Качество сервиса |
8 |
10 |
9 |
0,27 |
2,15 |
1,34 |
Финансовое состояние |
6 |
3 |
4,5 |
0,13 |
0,47 |
0,74 |
География филиалов |
4 |
9 |
6,5 |
0,19 |
1,16 |
1,26 |
Сумма |
33,5 |
1 |
6,56 |
6,87 |
||
Из таблицы 3 можно увидеть, что каждый эксперт оценил тот или иной критерий по той степени важности, по которой он считает необходимой и наиболее важной. После проводится расчет средней оценки значимости критерия каждого эксперта. Весовой коэффициент рассчитывается путем деления каждого среднего значения оценки значимости критерия на их общую сумму. Стоит заметить, что сумма весового коэффициента равна единице. В заключении в самом конце происходит умножение среднего значения оценки значимости критерия из таблицы 1 на весовой коэффициент таблицы 3.
При проведении метода экспертных оценок было выявлено, что компания Б, является наиболее подходящей. Таким образом, проведя данный эксперимент полностью, руководство компании может принять стратегические решение по выбору того или иного грузоперевозчика в определенной сфере.
Следовательно, метод экспертных оценок, действительно является полезным и необходимым инструментом для процесса совершенствования любой компании в области логистики, которой требуется произвести выбор грузоперевозчиков или поставщиков в зависимости от сегмента логистики. Данным методом можно воспользоваться не только для выбора поставщиков, но также для выявления бизнес-процессов компании, подлежащих дальнейшему реинжинирингу.
Литература:
- Грачева М. В. Математические и инструментальные методы в современных экономических исследованиях: монография / М. В. Грачева, Е. А. Туманова. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломономова, 2018. — 232 с.
- Миротин Л. Б. Эффективная логистика / Л. Б. Миротин, Ы.Э Ташбаев, О. Г. Порошина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 160 с.
- Краснов А. В. Применение метода экспертной оценки при выборе логистической схемы доставки грузов через речной терминал: [Текст] /А. В. Краснов // Научные проблемы водного транспорта. — 2015. — № 2
- Максимова Н.Н Теория систем массового обслуживания и ее приложения: [Текст] / Н. Н. Максимова, О. И. Сергамасова // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. — 2012. — № 59