Выбор поставщика как один из методов оптимизации логистических затрат | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 14.07.2018

Статья просмотрена: 4953 раза

Библиографическое описание:

Евстигнеева, О. А. Выбор поставщика как один из методов оптимизации логистических затрат / О. А. Евстигнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52031/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных рыночных условиях любая фирма нацелена на потребителя и удовлетворение его возможных потребностей. Каждый клиент ожидает от определенного товара или услуги высокого уровня качества и закладывает в это понятие такое сочетание потребительских свойств, которое бы полностью удовлетворило его потребности. Одним из таких немаловажных свойств является цена. Стоимость представляет собой денежное выражение суммы, которую покупатель уплачивает за тот или иной товар или услуг. Цена, в первую очередь, формируется из себестоимости — затрат на производство товара: стоимости сырья и материалов, заработной платы сотрудников, аренды помещений, амортизацию, выполнения технологических процессов, расходов на транспортировку, маркетинг, рекламу и т. д. Данные затраты связаны с различными операциями и работами, выполняемыми в ходе производства и распределения готовой продукции потребителю. Применение принципов логистики от момента появления потребности в товаре или услуге и до момента ее удовлетворения способствует снижению общих затрат и повышает эффективность деятельности и конкурентоспособность предприятия.

Логистические затраты представляют собой совокупность затрат на управление движение материальных потоков по всей логистической системе, начиная с поставщиков сырья и материалов сквозь производственное предприятие и до конечного потребителя. [1, с. 27]. Анализ структуры логистических затрат в различных отраслях промышленности демонстрирует, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20–40 %), транспортные расходы (15–35 %), а также расходы, связанные с осуществлением административно-управленческих функций (9–14 %). Помимо этого, в последние годы наблюдается тенденция увеличения затрат на осуществление таких логистических функций, как обработка заказа, транспортировка, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование. В подобной ситуации, любая компания заинтересована в оптимизации своих логистических затрат, так как они включаются в себестоимость, а ее повышение напрямую влияет на уменьшение прибыли предприятия и уровня его рентабельности.

Целью оценки и анализа экономической деятельности любого предприятия является разработка рекомендаций по повышению эффективности его работы путем сбора и системного изучения данных о его производственном, экономическом и финансовом состоянии. Логистические затраты выступают одними из основных показателей конкурентоспособности предприятия, поэтому поиск путей их контроля и снижения возможен только при следующем порядке учете и анализа:

1) определение таких центров накопления (функциональных областей) логистических затрат, где меры по оптимизации дадут реальные результаты;

2) в рамках каждого центра накопления найти наиболее важные пункты логистических затрат;

3) осуществлять диагностику общих затрат путем классификации затрат в соответствии с их основными характеристиками [29, c. 89].

Для достижения конкурентного преимущества, существуют следующие пути снижения логистических затрат:

‒ анализ и пересмотр цепи поставок с целью поиска и сокращения видов деятельности (процедур, работ, операций), не создающих добавленной стоимости;

‒ пересмотр взаимоотношений с поставщиками и покупателями (путем переговоров) для достижения соглашений по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок [30, c. 112];

‒ усиление контроля над общими затратами путем прямой и обратной интеграции [41];

‒ поиск альтернативных, более дешевых заменителей сырья и материалов;

‒ улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в логистической цепи для уменьшения затрат на управление запасами, хранение, складирование и доставку [37];

‒ покрытие роста затрат одного звена логистической цепи за счет уменьшения затрат в другом;

‒ повышение производительности труда сотрудников путем внедрения и реализации более прогрессивных методов работы [42];

‒ повышение эффективности использования ресурсов и управления факторами, оказывающими влияние на уровень общих затрат.

Так, пересмотр взаимоотношений с поставщиками представляет собой одно из двух направлений задачи выбора поставщика. В этом случае, отдел закупок фирмы заключает договора на поставку с теми компаниями, которые согласились снизить свою отпускную цену (пересмотреть условия доставки, повысить качество поставляемой продукции и прочее) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает процедуру выбора, так как в распоряжении отдела снабжения уже имеются точные данные о деятельности этих компаний. Однако в условиях, когда нет возможности пересмотреть партнерские отношения с уже сложившейся базой поставщиков, предприятию необходимо провести исследование рынка новых поставщиков. В данных обстоятельствах, эффективным инструментом улучшения качества поставок, и, следовательно, снижения логистических издержек является пересмотр и выбор новых надежных источников ресурсов.

Оценка и выбор поставщиков являются необходимыми составляющими оптимизации базы существующих поставщиков, необходимой для исключения агентов, не способных выполнять предъявляемые к ним требования и повышающих затраты на работу с ними.

Процесс принятия решения о размещении заказа у конкретного поставщика зависит от различных обстоятельств и от стратегии самого предприятия. В основном решение основывается на следующих критериях:

‒ возможности поставки точно в срок по согласованному графику согласно заказу (договору, контракту);

‒ поставки товара, отвечающего стандартам качества;

‒ соблюдение требуемых объемов поставки;

‒ выдерживание согласованных цен.

Характер и стоимость закупки будут влиять на весовые коэффициенты отдельных критериев оценки поставщика и, соответственно, на характер информации, которая необходима для выбора. Способность к реагированию на потребности компании отличает квалифицированного поставщика от менее квалифицированного.

Существует несколько распространённых методов выбора поставщика (затратно-коэффициентный, доминирующих характеристик, категорий предпочтения), однако метод многокритериальных взвешенных оценок или рейтинговая оценка факторов можно считать одним из самых распространенных способов выбора. Вначале формируются главные критерии, на основании которых производится выбор поставщика, далее сотрудники отдела снабжения или привлеченные специалисты устанавливают их значимость [5, с. 359].

Предприятие производит выделение наиболее значимых для себя критериев на основании специфики своей деятельности. Для этого необходимо разработать специальную шкалу оценок, которая позволит определить рейтинг поставщика. В результате проводимого анализа формируется список конкретных поставщиков, с которыми можно проводить переговоры и заключать договорные отношения. Окончательный выбор поставщика не может быть полностью формализован, так как осуществляется, как правило, руководителем отдела закупок.

Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритетности) [2, с. 428]:

‒ качество продукции;

‒ своевременность доставки (авторы предлагают составить рейтинг поставщиков на основании критериев соблюдения или несоблюдения ими сроков);

‒ цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у иных поставщиков);

‒ обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время обработки запросов о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т. д.);

‒ повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;

‒ техническая инженерная и производственная мощность;

‒ оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик функционирует как дистрибьютор);

‒ детальная оценка финансов и управления.

Данная шкала широко используется зарубежными фирмами-производителями продукции для предварительного отбора и дальнейшего выбора поставщиков материальных ресурсов.

Процесс высчитывания значений рейтинга заключается в умножении удельного веса критерия на его оценку (как правило, используется десятибалльная система) для каждого поставщика. Далее производится суммирование полученных значений рейтинга по всем выбранным критериям. Полученный окончательный рейтинг используется для сравнения и выбора наилучших поставщиков для сотрудничества. В случае, когда возникают одинаковые результаты по базовым критериям для нескольких поставщиков, анализ необходимо повторить с введением дополнительных критериев. Однако необходимо принять во внимание, что расширение критериев не всегда дает объективные результаты, т. к. не все потенциальные поставщики готовы делиться информацией, необходимой для рейтингования.

Проиллюстрируем процесс выбора поставщика посредством метода многокритериальных взвешенных оценок пошагово [3, с.15].

Этап 1 — Определение списка потенциальных поставщиков (например, на основании каталогов, торговых журналов, прайс-листов, источников Интернет и пр.).

Этап 2 — Определение критериев оценивания. В базовом виде может использоваться таблица такого формата, как таблица 1.

Таблица 1

Критерии оценки поставщика

Критерии оценки

Наименование поставщика

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Надежность

8

7

8

Качество

7

8

9

Цена

8

7

9

Обслуживание

8

8

7

Этап 3 — Присвоение критериям весового коэффициента.

Этап 4 — Суммирование значения критериев и формирование окончательной оценки поставщиков.

Этап 5 — Сравнение полученных результатов рейтинга и выбор наилучшего поставщика.

В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие требования — важна не только способность предприятия произвести продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, но и возможность эту продукцию сохранить и реализовать. При этом, в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто способен предложить рынку качественную продукцию по цене ниже, чем у соперников. Как известно, цена продукции складывается не только из затрат на ее производство, но и на транспортировку, складирование, реализацию и прочее. Снижая логистические затраты, предприятие снижает себестоимость продукции и обеспечивает рост прибыли и укрепление конкурентных позиций на рынке.

В современных условиях рынок диктует каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а конкуренция представляет собой данность, которую необходимо учитывать любому бизнесу. Конкурентная борьба за конечного потребителя на рынке происходит постоянно, и компании используют в этой борьбе все имеющиеся в распоряжении инструменты и ресурсы. Одним из таких инструментов выступает возможность предоставления более низкой цены за товар или услугу, так как это поможет предприятию реализовать больший объем своей продукции и, в итоге, получить ту прибыль, на которую рассчитывал конкурент. Как отмечалось ранее, стоимость товара или услуги формируется на основании себестоимости их производства, большая часть которой представляется логистическими затратами. Большие перспективы для успешного развития, повышения конкурентоспособности и максимально возможной прибыли кроются в оптимизации логистических затрат.

Данные затраты классифицируются в зависимости от: изменения объема логистических работ, отнесения к тем или иным процессам, восприимчивости к управленческому влиянию, а также вида реализуемых логистических функций.

Проведение анализа структуры логистических затрат в общих затратах предприятия является важным элементом управления и планирования, способствующим повышению основных экономических показателей компании и улучшению работы системы их контроля. Важность проведения подобного анализа и последующей оптимизации определяется той долей, которую логистические затраты занимают в общем объеме затрат.

Специфика учета логистических затрат заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией логистического процесса. До недавнего времени, большинство предприятий использовали традиционные методы учета, которые не могли обеспечить возможности для точной идентификации всей цепочки затрат. Это приводило к тому, что некоторые затраты, связанные с тем или иным логистическим процессом, «терялись» в общей структуре, что лишало компании возможности их оптимизации.

Анализ состояния логистических процессов на предприятиях осуществляется несколькими методами: предварительный (изучение и сравнение) структурный и динамический анализ явлений; причинно-следственный анализ, дающий возможность определить степень и характер влияния конкретных факторов на возникающие отклонения; управленческий, оценивающий эффективность будущих мероприятий в сфере логистики.

Выбор поставщика является одним из важнейших процессов материально-технического снабжения любого предприятия. Оптимизация данного процесса не требует больших финансовых затрат, а выгода от этого очевидна — снижение закупочных цен до 40 %, сокращение бюджета закупок до 10 %, а также снижению затрат на организацию снабжения на 20–30 % [4, с. 2].

Литература:

  1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская. — Таганрог: ТИИ ЮФУ, 2010. — 116 c.
  2. Афанасенко, И. Д. Экономическая логистика: для магистров и специалистов: учебник для студентов экономических специальностей всех форм обучения / И. Д. Афанасенко. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. — 428 с.
  3. Бобкова В. М. Логистика снабжения: Конспект лекций — 2010 [Электронный ресурс] — Свободный доступ из сети Интернет —http://www.studfiles.ru/preview/2800287/
  4. Бородин Е. В. Оптимизация процесса выбора поставщика // Новости менеджмента. — 2009. — № 6 (12).
  5. Майзнер Н. А. Выбор стратегии деловых взаимоотношений покупателей с поставщиком товаров // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 3. — С. 999–1003.
Основные термины (генерируются автоматически): затрата, поставщик, критерий, цена, выбор поставщика, конечный потребитель, конкурентная борьба, логистическая цепь, логистический процесс, финансово-хозяйственная деятельность.


Задать вопрос