Специфика выстраивания межпредметных связей химии и биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 20.05.2022

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Игамбердиева, А. А. Специфика выстраивания межпредметных связей химии и биологии / А. А. Игамбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 581-583. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91634/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье раскрывается необходимость и вопрос формирования межпредметных связей химии и биологии в средней школе.

Ключевые слова: межпредметные связи, рабочая программа, эффективность, сравнительный анализ, функции межпредметных связей.

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. [2]. Межпредметные связи являются современным принципом обучения в средней школе. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством согласованного взаимодействия ее учебных компонентов осуществление целенаправленного процесса обучения школьников» [1].

На сегодняшний день с внедрением Федерального государственного стандарта учебная программа и подход к современным школам достаточно сильно изменился. Возросла необходимость в короткий и ограниченный период времени охватить огромный учебный материал с хорошей эффективностью. А эффективность урока, как мы знаем, в основном зависит от хорошо выбранного и обоснованно использованного метода или методов обучения. Познавательный интерес обучающихся можно усилить при помощи включения учащихся в активную учебную деятельность, чтобы они получали радость познания и чувство удовлетворения собственным успехом. Одним из способов для достижения этой цели являются межпредметные связи, которые включаются учителями в тематическое планирование. Наряду с этим, организация смежных уроков позволяет компенсировать сокращение учебных часов по предметам.

Межпредметные связи классифицируют по разным основаниям. Главным образом их делят на группы по временному и информационному признакам. Поэтому выделяют хронологические и содержательные межпредметные связи.

Межпредметные связи — это важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.

Химия и биология — науки, тесно взаимосвязанные между собой и должны преподаваться сообща. На уроках химии должны включаться знания из курса биологии, а на уроках биологии — знания из курса химии. Таким образом, у обучающихся будет складываться общая картина мира, понимание многих фактов и процессов, протекающих в организме человека, а также в природе.

Существует достаточно большое количество методов и средств реализации межпредметных связей. С развитием информационных технологий реализовывать их стало эффективнее.

Для организации межпредметных уроков по химии и биологии, необходимо для начало найти точки соприкосновения двух этих дисциплин. В таблице ниже приведен сравнительный анализ рабочих программ химии и биологии с 8 по 11 классы.

Таблица

Сравнительный анализ рабочих программ по химии и биологии

Темы по химии

Изучаемые понятия

Темы по биологии

Изучаемые понятия

8 класс

1

Воздух и его состав [3].

Состав воздуха: азот, кислород, благородные газы, углекислый газ.

Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях [7].

Кислород, углекислый газ, и обмен других газов в организме человека

2

Применение кислорода [3].

Применение и значение кислорода в различных отраслях промышленности, и в жизни человека

Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях [7].

Кислород, углекислый газ, и обмен других газов в организме человека

3

Кислоты [3].

Состав и классификация кислот, понятие кислота, физические и химические свойства, формулы, применение кислот

Питание и пищеварение [7].

Пищеварение в ротовой полости- слюна, ферменты;

Пищеварение в желудке: белки и жиры, кислоты, пепсин;

Пищеварение в тонком кишечнике: расщепление веществ до простых до простых соединений;

толстый кишечник: вода, клетчатка, брожение.

4

Соли [3].

Состав и классификация солей, кислые, средние, двойные, основные, смешанные, комплексные соли, способы получения, физические и химические свойства, применение.

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей [7].

Функции опорно-двигательного аппарата, химический состав костной ткани, строение костей, внешнее строение кости, рост костей в длину, общие принципы строение костей, виды костей, строение сустава, строение скелета

5

Вода. Основания [3].

Вода в природе и способы очистки, физические и химические свойства, анализ, применение воды и растворов

Клеточное строение организма [7].

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции органоидов клетки. Жизненные процессы клетки.

9 класс

6

Химическая организация

живой и неживой природы [4].

химический состав Земли: макроэлементы и микроэлементы, органические вещества, неорганические вещества

Химические вещества в клетке [8].

Органические вещества: липиды, жиры, углеводы;

Неорганические вещества: вода, минеральные соли, углекислый газ, различные кислоты и основания.

7

Классификация

химических реакций по

различным основаниям [4].

Реакции соединения, обмена, разложения, окислительно-восстановительные, эндотермические, экзотермические, обратимые, необратимые, гомогенные, гетерогенные, каталитические, ферментативные

Биосинтез углеводов — фотосинтез [8].

Автотрофы, фотосинтез, окислительно-восстановительный процесс, солнечная энергия, световая фаза, темновая фаза, АТФ, условия протекания, значение фотосинтеза

8

Обобщающий урок по теме «Металлы» [4].

Общая характеристика металлов, строение, химическая активность, физические и химические свойства, применение, значение

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы [8].

Антропогенные воздействия на природу.

9

Обобщающий урок по теме «Неметаллы»

[4].

Общая характеристика неметаллов, физические и химические свойства, применение, значение

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы [8].

Антропогенные воздействия на природу.

10 класс

10

Строение и функции белков [5].

Состав белков, аминокислоты, пептидная связь, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структура белка, свойства белка, функции белков

Аминокислоты. Белки [9].

Белки, аминокислоты, классификация аминокислот, пептиды, классификация белков, денатурация

11

Карбоновые кислоты [5].

Строение карбоксильной группы, состав карбоновых кислот, номенклатура, изомерия насыщенных карбоновых кислот

Этапы энергетического обмена [9].

Диссимиляция, катаболизм, анаболизм, углеводы, пировиноградная кислота, гликолиз, молочная кислота

12

Углеводы [5].

Моносахариды: рибоза, глюкоза, фруктоза

Дисахариды: лактоза, сахароза, мальтоза.

Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, клетчатка.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки [9].

Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов

Сравнительный анализ учебных программ по химии и по биологии показал, что предмет «Биология» опережает предмет «Химия»; например, в предмете «Биология» в 8 классе уже говорится об органических соединениях, о сложных биохимических процессах, а при изучении химии в 8 классе учащиеся только начинают знакомиться с Периодической таблицей Д. И. Менделеева, с классами неорганическими соединений, то есть только входят в курс химии, а именно знакомятся с неорганической химией. Поэтому, нам удалось выявить всего 5 тем, которые можно было бы логично связать и в дальнейшем применить для разработки межпредметных уроков.

В девятом классе на уроках химии обучающиеся знакомятся с металлами и неметаллами, их важнейшими соединениями. А по биологии в 9 классе обучающиеся изучают цитологию, строение и состав клетки, а также про теорию эволюции и экологические проблемы, и охрана природы. Тем самым при сравнительном анализе рабочих программ за девятый класс, было выявлено 4 темы, по которым можно организовать межпредметные уроки.

В десятом классе обучающиеся изучают органическую химию. А на уроках биологии: возникновение жизни на Земле; краткую историю развитии биологии; методы исследования в биологии; роль биологических теорий, идей; гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность жизни и свойства живого; уровни организации живой материи; биологические системы; методы познания живой природы. Здесь можно выделить 3 темы, по которым можно составить и организовать межпредметные уроки.

Как можно заметить, в сравнительную таблицу не был включен одиннадцатый класс. Это связано с тем, что на уроках химии обучающиеся повторяют ранее изученный материал, а на уроках биологии изучают новый материал: возникновение жизни на Земле, цепи питания и др.

Таким образом, анализ рабочих программ свидетельствует о больших возможностях для реализации межпредметных связей при изучении в средней школе таких предметов как химия и биология.

Литература:

  1. Актуальные методы реализации межпредметных связей химии и биологии [Электронный ресурс] режим доступа http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/31034/1/Kolchanova_Aktualnye.pdf (дата обращения 1.11.2021).
  2. Межпредметные связи на уроках химии [Электронный ресурс] режим доступа https://открытыйурок.рф/статьи/589235/ (дата обращения 10.10.2021).
  3. Рабочая программа по химии 8 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://prosv.ru/_data/assistance/140/a64db04d-dea4–11e0-acba-001018890642.pdf (дата обращения 20.02.2022).
  4. Рабочая программа по химии 9 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2020/01/05/rabochaya-programma-po-himii-dlya-uchashchihsya-9-klassa-avtor-o-s (дата обращения 21.02.2022).
  5. Рабочая программа по химии 10 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2020/01/09/rabochaya-programma-po-himii-10-klass-bazovyy-uroven (дата обращения 24.02.2022).
  6. Рабочая программа по химии 11 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2018/02/03/rabochaya-programma-himiya-11-klass-bazovyy-uroven-34-chasa-umk (дата обращения 25.02.2022).
  7. Рабочая программа по биологии 8 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-biologii-8-klass-fgos-umk-p.html (дата обращения 26.02.2022).
  8. Рабочая программа по биологии 9 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://prosv.ru/_data/assistance/15/816e7017–9933–11de-b619–0019b9f502d2.pdf (режим доступа 27.02.2022).
  9. Рабочая программа по биологии 10 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://урок.рф/library/rabochaya_programma_po_biologii_10_klass_umk_pasech_113219.html (дата обращения 22.02.2022).
  10. Рабочая программа по биологии 11 класс [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://catalog.prosv.ru/attachment/600dee31112b7050cb03ca3835a26a1f1f82fdb9.pdf (дата обращения 27.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): связь, углекислый газ, биология, кислота, класс, организм человека, охрана природы, сравнительный анализ, строение костей, урок биологии, урок химии.


Ключевые слова

сравнительный анализ, эффективность, межпредметные связи, рабочая программа, функции межпредметных связей

Похожие статьи

Межпредметные связи школьного курса биологии

Связь биологии и физики. Современное биологическое образование требует, чтобы уже в 6 классе при объяснении биологических

1. Механика организма: архитектура строения скелета и костной ткани (расположение трабекул в костной ткани, трубчатое строение костей...

Из опыта работы учителя биологии ― технологическая карта...

Оборудование: Учебник по биологии 8 классаЧеловек” Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н Беляев, атласы по анатомии человека, учебные таблицы, рисунки учебника, схемы, ноутбук, телевизор, слайды презентации, листы контроля. Тип урока: Открытие новых знаний.

Проблемы обучения химии и биологии в школах Казахстана

Использование ИКТ на уроках биологии и химии позволяет развивать умение учащихся

Ещё одной проблемой является проведение на уроках химии опытов со взрыво- и

Это многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность...

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.

Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на

В связи с тем, что интеграция знаний имеет много различных аспектов, в своей работе мы...

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность — залог успешного обучения. Основными приемами, стимулирующими познавательную активность обучающихся, можно считать создание на уроках проблемных ситуаций.

Химико-биологическое значение неорганических веществ

Кальций является основным элементом строения костей и зубов, регулирует состояние кожи, волос и

Ртуть при попадании в микродозах в организм человека стимулирует выработку

Служит для организма человека источником энергии. Углекислый газ (CO2) или углекислота...

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор...

Химия и биология — серьёзные и сложные предметы. На уроках химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи, строением и работой систем органов, особенностями обмена веществ в клетках организма человека и т. д...

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации...

Школьный курс биологии основной школы в условиях действия ФГОС реализуется с

В этой связи перед школьным учителем со всей очевидностью встанет проблема определения

Основные термины (генерируются автоматически): класс, урок биологии, школьный курс...

Формирование безопасной здоровьесберегающей среды на...

Целью формирования здоровьесберегающей среды на уроках химии является сохранение и

При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесывать

На уроках химии желательно использовать разнообразные типы уроков...

Формирование исследовательской компетенции при изучении...

Цели урока: продолжить формирование понятия о кислотах, изучить их классификацию и свойства, формирование исследовательской компетенции.

Класс делится на четыре группы по 4 человека равных по уровню знаний. Каждая группа учащихся — маленькое научное...

Похожие статьи

Межпредметные связи школьного курса биологии

Связь биологии и физики. Современное биологическое образование требует, чтобы уже в 6 классе при объяснении биологических

1. Механика организма: архитектура строения скелета и костной ткани (расположение трабекул в костной ткани, трубчатое строение костей...

Из опыта работы учителя биологии ― технологическая карта...

Оборудование: Учебник по биологии 8 классаЧеловек” Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н Беляев, атласы по анатомии человека, учебные таблицы, рисунки учебника, схемы, ноутбук, телевизор, слайды презентации, листы контроля. Тип урока: Открытие новых знаний.

Проблемы обучения химии и биологии в школах Казахстана

Использование ИКТ на уроках биологии и химии позволяет развивать умение учащихся

Ещё одной проблемой является проведение на уроках химии опытов со взрыво- и

Это многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность...

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии.

Химия — это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на

В связи с тем, что интеграция знаний имеет много различных аспектов, в своей работе мы...

Приемы и методы технологии проблемного обучения на уроках...

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность — залог успешного обучения. Основными приемами, стимулирующими познавательную активность обучающихся, можно считать создание на уроках проблемных ситуаций.

Химико-биологическое значение неорганических веществ

Кальций является основным элементом строения костей и зубов, регулирует состояние кожи, волос и

Ртуть при попадании в микродозах в организм человека стимулирует выработку

Служит для организма человека источником энергии. Углекислый газ (CO2) или углекислота...

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор...

Химия и биология — серьёзные и сложные предметы. На уроках химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи, строением и работой систем органов, особенностями обмена веществ в клетках организма человека и т. д...

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации...

Школьный курс биологии основной школы в условиях действия ФГОС реализуется с

В этой связи перед школьным учителем со всей очевидностью встанет проблема определения

Основные термины (генерируются автоматически): класс, урок биологии, школьный курс...

Формирование безопасной здоровьесберегающей среды на...

Целью формирования здоровьесберегающей среды на уроках химии является сохранение и

При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесывать

На уроках химии желательно использовать разнообразные типы уроков...

Формирование исследовательской компетенции при изучении...

Цели урока: продолжить формирование понятия о кислотах, изучить их классификацию и свойства, формирование исследовательской компетенции.

Класс делится на четыре группы по 4 человека равных по уровню знаний. Каждая группа учащихся — маленькое научное...

Задать вопрос