Профориентационная практика «Я — знаток в профессии» по формированию образа Я в профессии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 15.05.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Прасолова, Т. С. Профориентационная практика «Я — знаток в профессии» по формированию образа Я в профессии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ / Т. С. Прасолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91511/ (дата обращения: 02.05.2024).



«Образ Я» — представление человека о себе, являющееся результатом «процесса личностного самосозерцания» [1]. Современное цифровое наследие для детей и подростков выражается в необходимости сформировать популярный образ себя, «личный бренд». Способы, используемые для этой цели, порой выходят за рамки общечеловеческих ценностей.

Потребность в формировании позитивного «образа Я» является естественной и актуализируется с ранних лет, оказывая влияние на всю последующую жизнь человека. Так, признаками «образа Я» по К. Ясперсу являются: 1) чувство деятельности; 2) признание своей идентичности во времени; 3) осознание своих отличий [2].

Большую роль в формировании «образа Я» детей играют родители. У родителей детей с ОВЗ имеются противоречивые установки в отношении собственных детей, нереализованные ожидания и мечты. Следовательно, «образ Я» у детей с ОВЗ размытый и противоречивый. По мере взросления, эти характеристики могут усиливаться, но потребность в позитивном восприятии себя сохраняется.

Мода на быструю популярность и самобрендирование — причина нереалистичного «образа Я» в профессии, следствие — проблемы профессионального самоопределения (непонимание своего желания «кем быть», низкая мотивация к труду, потребность в быстрых заработках, стереотипность выбора профессии у подростков с ОВЗ).

Профессиональное самоопределение — важный жизненный этап, ключевая жизненная задача, благополучное решение которой позволит детям социализироваться в доступной мере. Формирование «образа Я» начинается с младенчества. Объективные характеристики (признаки) «образа Я» актуализируются уже в младшем школьном возрасте [1], достигая своего пика к юношескому периоду. В связи с этим, считаю важным обратить внимание на необходимость ранней профориентации у детей с ОВЗ, начиная с формирования «образа Я» в профессии.

Настоящая практика ранней профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья включает следующий механизм работы:

1) Работа с детьми по формированию первичного «образа Я» в профессии — первое представление ребенка о как социально-психологическом феномене / о будущей профессии.

2) Работа с родителями по реконструкции вторичного «образа Я» в профессии — представление родителей о себе как о человеке определенной профессии на основе реального профессионального опыта и ожиданий от профессии на этапе их профессионального самоопределения.

3) Знакомство детей и родителей с представлениями друг друга о профессии «Профессия для меня это…».

4) Согласование представлений детей и родителей о ценности профессии.

Новизназаключается в том, чтобы актуализировать экспертную позицию детей и родителей. Делать экспертный выбор — значит основываться на понимании себя и своих способностей. Родитель для ребенка — пример жизненного эксперта. Экспертность ребенка формируется постепенно и выражается в конкретном запросе. Считаю необходимым показать родителю возможность экспертно отнестись к своему выбору профессии, показав тем самым ребенку — положительный жизненный пример.

Актуализация экспертной позиции основывается на прояснении представления о себе как о человеке определенной профессии, на формировании ценности профессии.

Цель — формирование первичного «образа Я» в профессии у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет психологической работы — «образа Я» в профессии у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Технологии работы: игровая технология. Методы работы: профориентационная игра; метод прояснения представлений — беседа, интервью; метод согласования представлений; метод экспертных оценок; методы арт-терапии. Формы работы: родительская мастерская, групповые психологические занятия, индивидуальные и групповые психологические консультации, экспертиза.

Психологическая методика: авторская настольная профориентационная игра «ПрофХ» (настольная стратегия ПрофХ — выбери свой путь к успеху).

Краткое описание психологической методики: настольная игра «ПрофХ» — это инновационная инклюзивная технология активизации профессионального самоопределения детей и подростков, разработанная АНО «Центр развития образовательных технологий», которая сочетает в себе познавательный и досуговый компоненты и позволяет развивать важные для будущей трудовой деятельности коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности, а также способствует повышению мотивации к труду и саморазвитию. «ПрофХ» представлена 4 версиями: базовой и адаптивными, для детей с нарушениями слуха и речи, зрения; с изменениями опорно-двигательного аппарата, а также дополнением, содержащим набор для индивидуализированной профориентционной работы.

Методика предусматривает возможность модификации подросткового варианта игры в аналогичную игру для детей младшего и среднего школьного возраста. Для этого имеются рекомендации и пустые бланки. Родители играют в подростковый вариант профориентационной игры.

Схема реализации практики представлена в следующей таблице:

Обучающийся

Педагог-психолог

Родитель

Подготовка к игре

Ролевая позиция

Клиент

Консультант

Клиент

Форма

Индивидуальные и групповые консультации

Результат

Запрос

Оформленный клиентский запрос

Запрос

Игра

Ролевая позиция

Игрок

Модератор

Игрок

Форма

Групповое психологическое занятие

Групповое психологическое занятие и родительская мастерская

Родительская мастерская

Результат

Первичный «образ Я» в профессии

Предварительно

удовлетворенный

клиентский запрос

Реконструированный вторичный «образ Я» в профессии

Рефлексия по итогам игры

Ролевая позиция

Эксперт

Коуч

Эксперт

Форма

Экспертиза

Результат

Актуализированная ценность профессии

Удовлетворенный

клиентский запрос

Актуализированная ценность профессии

Данная практика реализуется в рамках информирования, и по запросу родителей и детей. За учебный год проходит 2–3 раза. Практика предусматривает три блока: подготовительный (консультация), основной (собственно игра); заключительный: рефлексия в ходе экспертизы.

Профориентационная игра проходит в группе детей младшего школьного возраста и в группе родителей в рамках встреч в родительской мастерской. Промежуток между работой детской и взрослой группы составляет не более 7–10 дней. Участникам игры разъясняется, что результаты игры будут обсуждаться совместно в детско-взрослой группе. Для этого происходит обработка и подготовка материала, полученного в ходе проведения игры в детской группе и в группе родителей. В частности, выявляются общие и частные аспекты «образа Я» в профессии, разрабатываются экспертные оценки (метод экспертных оценок). В их основе лежат наиболее значимые характеристики профессии, полученные в ходе проведения консультации в период к подготовке к игре.

Перед началом экспертизы, эти оценки обсуждаются в детско-взрослой группе, возможно внесение корректив. В процессе экспертизы, на основе экспертных оценок, происходит характеристика профессии как социально-психологического феномена — дети и родители (по возможности в парах), фиксируют те характеристики профессии, которые наиболее важны для них, что выяснилось в процессе игры. Важно указать, что мнения участников не обсуждаются и не навязываются, здесь нет правильных или неправильных ответов. Педагог-психолог в ролевой позиции коуча за счет наводящих вопросов уточняет важность той или иной характеристики профессии.

Экспертиза предусматривает возможность мини-выступления каждой детско-родительской пары со своим представлением о ценности профессии, так и не навязывает такую форму. В ходе экспертизы детско-родительские пары зарисовывают на карточках символы ценности профессии, карточек должно быть не более 5–7 шт. Данные карточки — метафорические карты, которые после игры актуализируют у ее участников воспоминания и ключевые аспекты «образа Я» в профессии, признаки ценности профессии. Экспертиза проводится не более чем через 2–3 дня после игры.

Данная практика позволяет сделать процесс самоопределения целенаправленным. Предполагается, что к концу школы у обучающихся будет сформировано четкий образ себя в профессии, а также образовательный запрос на освоение профессии с учетом своих особенностей по здоровью.

Литература:

  1. Исаева Л. М., Неретина Т. Г. Становление «образа я» младшего школьника как психолого-педагогическая проблема // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012644 (дата обращения: 09.04.2021).
  2. Ясперс К. общая психопатология. Пер. с нем. — М., Практика, 1997. С.159.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, ролевая позиция, младший школьный возраст, ограниченная возможность здоровья, профессиональное самоопределение, профориентационная игра, родитель, характеристика профессии, групповое психологическое занятие.


Похожие статьи

Специфика организации профориентационной работы...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Цель профориентационной работы младших школьников — формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, изучение интересов и склонностей учащихся младших классов.

Формирование интереса у младших школьников к миру...

Что касается младших школьников, выбор профессии связан со стремлением ребенка

Таким образом, рассмотрев проблемы формирования интереса младших школьников к миру

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование... Формирование педагогической профессии «педагог...»

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Игры «Профессия на букву», «Самая-самая» (назови профессию по характеристике) направлены на знание профессий, их специфике, характеристик.

Профориентация как средство социальной адаптации младших...

Затем детям была предложена ролевая игра «С работы домой». На протяжении всей игры учила

Особое место в формировании представлений младших школьников с ОВЗ о мире

На воспитательских занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст...

Психолого-педагогические условия профессионального...

Особенности профессионального самоопределения... профессиональное самоопределение, выбор профессии

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая...

выбор профессии, профессиональное самоопределение...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, класс, профессиональная ориентация, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Самоопределение — это этап формирования самосознания, когда юноши и девушки начинают поиск

На начальном этапе профориентационной работы, в начальной школе, формируем у

Преимущества групповых форм работы очевидны: подросток осваивает при работе в...

Похожие статьи

Специфика организации профориентационной работы...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Цель профориентационной работы младших школьников — формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, изучение интересов и склонностей учащихся младших классов.

Формирование интереса у младших школьников к миру...

Что касается младших школьников, выбор профессии связан со стремлением ребенка

Таким образом, рассмотрев проблемы формирования интереса младших школьников к миру

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование... Формирование педагогической профессии «педагог...»

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Игры «Профессия на букву», «Самая-самая» (назови профессию по характеристике) направлены на знание профессий, их специфике, характеристик.

Профориентация как средство социальной адаптации младших...

Затем детям была предложена ролевая игра «С работы домой». На протяжении всей игры учила

Особое место в формировании представлений младших школьников с ОВЗ о мире

На воспитательских занятиях вместе с детьми отгадываем загадки о профессиях и орудиях...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст...

Психолого-педагогические условия профессионального...

Особенности профессионального самоопределения... профессиональное самоопределение, выбор профессии

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая...

выбор профессии, профессиональное самоопределение...

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, класс, профессиональная ориентация, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Самоопределение — это этап формирования самосознания, когда юноши и девушки начинают поиск

На начальном этапе профориентационной работы, в начальной школе, формируем у

Преимущества групповых форм работы очевидны: подросток осваивает при работе в...

Задать вопрос