Сюжет и фабула в киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 15.05.2022

Статья просмотрена: 840 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, В. А. Сюжет и фабула в киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки» / В. А. Зайцева, Е. М. Букаты. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91458/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрена хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки‑лавочки», которые подчинены логике путешествия как познавания, открытия большого мира.

Ключевые слова: сюжет, фабула, Шукшин, Печки-лавочки, киноповесть.

Василий Макарович Шукшин (1929–1974) был разносторонне одаренным человеком: режиссер, актер, писатель, сценарист в одном лице. Литературное творчество писателя обычно относят к деревенской прозе, развитие которой пришлось на 60–80-е гг. XX века. Крупнейшими представителями этого течения, основной задачей которого было обращение к традиционным ценностям крестьянского уклада, нравственности, являются также В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. А. Солоухин, В. П. Астафьев. В этой статье мы рассмотрим сюжет и фабулу киноповести В. М. Шукшина «Печки-лавочки» [2] согласно подходу, представленному в работе Л. С. Левитан и Л. М. Цилевич [1].

Основное событие в сюжете киноповести «Печки-лавочки» (1975) — отъезд и путешествие Ивана и Нюры Расторгуевых на юг по путевке. Иван получил путевку только на одного себя, но хочет по ней отвезти к морю и свою жену, и детей. После обсуждения предстоящей поездки (во время застолья) семья решила все-таки оставить детей дома: дочерей Нину и Валю с тещей Ивана.

Иван с Нюрой являются неискушенными, неопытными людьми, которые прожили всю жизнь в деревне. Единственное место, куда они изредка выезжают — райцентр, где они покупают товары и вещи. Из-за этого их путешествие на юг через Москву превращается в «приключения», комичные и/или трагикомичные знакомства с новыми людьми, которые часто сопровождаются непониманием Расторгуевыми ситуации общения и истинного облика их собеседников. Они обычно неверно определяют людей, не различают правды и лжи городских, главные герои часто попадают в курьезные ситуации, ведут себя неожиданным образом: говорят, когда лучше молчать; доверяют преступнику; подозревают добрых людей; не понимают адресованного в их адрес сарказма.

Первые встречи главных героев: с пожилым мужчиной в автобусе по пути на вокзал; ситуация недопонимания Ивана с мужчиной в шляпе в очереди за билетом. А также ряд встреч в вагоне поезда: с командировочным Николаем Николаевичем, с мнимым конструктором железных дорог (на деле вором) Виктором, с профессором‑языковедом Сергеем Федоровичем, студентами, «курносым» парнем — это все те ситуации, в которых мы наблюдаем, как деревенский человек знакомится с городским миром и его устоями. В результате этих испытаний привычная картина мира Расторгуевых как простодушных, прямолинейных, добропорядочных деревенских жителей серьезно меняется. Они познают совершенно неизведанный, непривычный для них мир.

Главные герои сталкиваются с чередой конфликтов, так как не распознают истинный характер встречающихся им людей и попутчиков. Сначала принимают человека за хитро и негативно настроенного (пожилой мужчина в автобусе; профессор в вагоне поезда), затем решают исправить ситуацию и снова ошибаются (Иван раздражает непрерывными разговорами мужчину в очереди за билетом; принимают вора за порядочного, честного человека). Это происходит из-за того, что деревня — это малонаселенный пункт, в котором местные жители знакомы друг с другом и не привыкли к обману. Даже по большому количеству людей на проводах Расторгуевых, можно понять, что собралась почти вся деревня, все, так или иначе, общаются между собой и знают характеры друг друга. В большом городе и во время дороги невозможно узнать всех, так как попутчики меняются и знакомятся поверхностно. Из-за этого, а также из-за доверчивого характера главные герои попадают в конфликты (в комичные ситуации и в ситуации недопонимания).

В Москве Иван по просьбе профессора провел открытую лекцию‑встречу в вузе. Сергей Федорович пригласил Ивана Расторгуева как «языкотворца, хранителя языка» [2], потому что хотел познакомить студентов с «музыкой живой русской речи» [2]. Студенты начали смеяться над Иваном, подшучивали над ним, когда задавали вопросы, специально неверно ставили ударения в словах. Однако Иван, как будто не замечал иронии, он искренне, охотно и нетривиально отвечал на все вопросы. Расторгуев, как оказалось, решил специально насмешить студентов и настроить их на дружескую волну. Шукшин с помощью Ивана пытался объяснить городским студентам, а также реальным читающим людям важность и позицию деревенского уклада. Городской человек сначала смеется над патриархальным укладом деревенской жизни, а затем проникается к нему уважением. В этом отношении показательна сцена в поезде, где Иван приглашает других студентов-пассажиров приехать в деревню.

На юге Расторгуевы знакомятся с директором санатория. Он разрешает Нюре незаконно остаться в одном номере с Иваном. То, что директор санатория пустил Нюру жить без путевки и даже не взял взятку у Расторгуевых, на наш взгляд, является благополучной развязкой, «сказочным» событием (некоторым нарушением нормы). В те времена, которые описывает В. М. Шукшин (в киноповести речь шла о 1969 годе), невозможно было остаться отдыхать в подобных местах без индивидуальной путевки. Также принятие директора санатория у себя на юге/курорте/городе говорит не о категоричном неприятии деревенского жителя городом, а об исключительном выборе самих деревенских людей оставаться там, где им более комфортно.

Таким образом, фабула совпадает с сюжетной линией в хронологической последовательности событий. Но киноповесть заканчивается не привычным завершением, а отклонением от фабульной нормы — Расторгуевы в последних сценах на берегу моря. Шукшин намеренно не доводит историю путешествия до конца: отъезд в начале — ожидаемое возращение в конце. Победным финалом (достижение героями цели) автор как будто говорит читателям о том, что всё еще впереди. Черное море является символом открытых возможностей, одновременно чего-то неизвестного, неизведанного, большого мира открытий. Такой «открытый» финал может говорить о том, что приключения еще не закончились, за неизведанным могут скрываться новые события. Шукшину интересен человек, верный патриархальным ценностям, но не замыкающийся в своем локальном узком мире, а открытый большому миру, человек познающий и развивающийся. В свою очередь, хроникальная последовательность сюжета и фабулы киноповести В. М. Шукшина «Печки‑лавочки» подчинена логике путешествия как открытия большого мира и самопознания.

Литература:

  1. Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. — Рига: Зинатне, 1990. — 512 с. — URL: https://www.studmed.ru/levitan-ls-cilevich-lm-syuzhet-v-hudozhestvennoy-sisteme-literaturnogo-proizvedeniya_010152593ef.html (дата обращения: 21.04.2022).
  2. Шукшин В. М. Киноповести: Печки-лавочки. — М: ЭКСМО. — 2008. — 106 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фабула киноповести, вагон поезда, директор санатория, логик путешествия, Москва, пожилой мужчина, ситуация недопонимания, студент, хроникальная последовательность сюжета.


Ключевые слова

сюжет, фабула, Шукшин, Печки-лавочки, киноповесть

Похожие статьи

Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559)

Значительным толчком к расширению торговли между обеими странами послужило путешествие английского купца и путешественника Дженкинсона, явившегося в Москву в качестве представителя Лондонской торговой компании. Историк П. П. Иванов оценивая...

Значение парковых зон для жителей городской среды

Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места необходимые для общения человека с природой. Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим...

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

По одной из версий понимания «Заблудившегося трамвая», которая принадлежит Юрию Зобнину, в стихотворении показано путешествие по загробному

Стихотворение напоминает нам по сюжету «Божественную комедию» Данте, в которой Данте и

Остановите сейчас вагон.

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе...

Переполненный вагон раздражал его, мысль о том

Образ Волкова — это усталый от жизни мужчина, который в поездке обретает некий заряд молодости, поездка освежает ему память.

Покинув поезд, Волков еще долго думает о произошедшем событии, желая вернуть все обратно.

«Массовый человек» как составной элемент «Общества...

Впрочем, деборовское видение понятия «ситуации» и его приложении в «обществе спектакля», говорит о поворотном моменте в эволюции идеологии: если раньше любая идеология стремилась быть более оторванной от общества, то после этих изменений ее задачи...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Прогуливаясь в Булонском лесу, Дюруа вглядывается в лица представителей светского общества — мужчин и женщин, развлекающихся верховой ездой, показывающих себя и свои наряды. Дюруа знает почти каждого из проезжающих, всю подноготную их жизни...

Значение национальности и общечеловечности в романе...

Изд-во «Мысль», Москва, 1979 г. Социально-педагогические основы привития... Посредством доведения до молодёжи представлений об образе жизни предков, общественных отношениях, системе родства, культурных связей с соседними народами, мыслей и размышлений о том или...

Особенности психологической сепарации от родительской семьи...

В статье описаны и проанализированы особенности психологической сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте; проведен сравнительный анализ психологической сепарации студентов от матери и отца. Показана гетерохронность развития компонентов психологической...

Похожие статьи

Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559)

Значительным толчком к расширению торговли между обеими странами послужило путешествие английского купца и путешественника Дженкинсона, явившегося в Москву в качестве представителя Лондонской торговой компании. Историк П. П. Иванов оценивая...

Значение парковых зон для жителей городской среды

Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места необходимые для общения человека с природой. Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим...

Мотив смерти в стихотворении Н. С. Гумилева «Заблудившийся...»

По одной из версий понимания «Заблудившегося трамвая», которая принадлежит Юрию Зобнину, в стихотворении показано путешествие по загробному

Стихотворение напоминает нам по сюжету «Божественную комедию» Данте, в которой Данте и

Остановите сейчас вагон.

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе...

Переполненный вагон раздражал его, мысль о том

Образ Волкова — это усталый от жизни мужчина, который в поездке обретает некий заряд молодости, поездка освежает ему память.

Покинув поезд, Волков еще долго думает о произошедшем событии, желая вернуть все обратно.

«Массовый человек» как составной элемент «Общества...

Впрочем, деборовское видение понятия «ситуации» и его приложении в «обществе спектакля», говорит о поворотном моменте в эволюции идеологии: если раньше любая идеология стремилась быть более оторванной от общества, то после этих изменений ее задачи...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Прогуливаясь в Булонском лесу, Дюруа вглядывается в лица представителей светского общества — мужчин и женщин, развлекающихся верховой ездой, показывающих себя и свои наряды. Дюруа знает почти каждого из проезжающих, всю подноготную их жизни...

Значение национальности и общечеловечности в романе...

Изд-во «Мысль», Москва, 1979 г. Социально-педагогические основы привития... Посредством доведения до молодёжи представлений об образе жизни предков, общественных отношениях, системе родства, культурных связей с соседними народами, мыслей и размышлений о том или...

Особенности психологической сепарации от родительской семьи...

В статье описаны и проанализированы особенности психологической сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте; проведен сравнительный анализ психологической сепарации студентов от матери и отца. Показана гетерохронность развития компонентов психологической...

Задать вопрос