Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 19.03.2015

Статья просмотрена: 3038 раз

Библиографическое описание:

Тожибаев, Ш. А. Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559) / Ш. А. Тожибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 546-549. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16329/ (дата обращения: 27.04.2024).

Конец XV и начало XVI века вошли в историю, как время величайших географических открытий, повлекших за собой глубокие сдвиги в социально-экономическом развитии стран Европы, в результате изменения торговых путей. Революция мирового рынка с конца XV столетия стала уничтожать торговое преобладание северной Италии, особенно с установлением прямого морского пути из Западной Европы в Индию. В связи с этим в поле зрения купцов-предпринимателей в процессе поисков новых рынков стала входить и Средняя Азия. Вставал, в частности, вопрос о возможности использования находившегося тогда во владении Московского государства Волжского пути в целях осуществления торговых связей через Среднюю Азию и Иран с Индией.

Соответственно этому в 1558–1559 годах и была организована поездка Антония Дженкинсона в Бухару «Из города Москвы в России до города Бухары в Бактрии в 1558 году».

Антоний Дженкинсон — английский дворянин, родоначальник рода лордов Ливерпуль, купец, дипломат и путешественник, первый полномочный посол Англии в России. Он четырежды, с 1557 по 1571 год, побывал в России в качестве посла английских государей и представителя Московской компании, основанной лондонскими купцами в 1555 году.

После гибели первого посланника британской короны в России капитана Ричарда Ченслера, осенью 1556 года королева Мария Тюдор направила Дженкинсона в качестве официального посла в Москву. А в следующем 1557 году именно Дженкинсон на борту своего корабля «Примроуз» доставил в Россию Осипа Григорьевича Непею, первого московского посланника, побывавшего на Британских островах. В 1557 и 1561 годах, когда переговоры с царем Иваном IV велись уже от имени Елизаветы I, главной задачей Дженкинсона было получить охранные грамоты и право на беспрепятственный путь по Волге до Каспийского моря.

Английский посланник четырежды представал перед очами Ивана Грозного. И, почувствовав расслабленность сурового царя, выпрашивал у того разрешений и охранных грамот на путешествие по реке Волге и по морю Каспийскому. Царь благоволил к посланнику. И Антоний Дженкинсон, первый официальный посол английской королевы в России, отправлялся на Восток — в Бухару и Иран.

Биографические данные о Дженкинсоне относительно скупы. Год рождения неизвестен. Первые его путешествия восходят, видимо, к годам его юности. Длились они по 1572 год. Судя по всему, он был смелым путепроходцем, умелым и энергичным торговцем, долгое время состоявшим на службе «Московской компании» и успешно выполнявшим её поручения. Женат он был на дочери «губернатора» компании Джона Марша. Умер в глубокой старости (примерно, в 1610, 1611 году). Среди его прямых потомков несколько государственных деятелей Англии конца XVIII — начало XIX веках (они имели титул лордов Ливерпуль).

После каждого путешествия Антоний Дженкинсон писал книги. Восхищался, возмущался, удивлялся, рассказывал. Как явствует из текста описания путешествия, Дженкинсон использовал своё пребывание в Средней Азии и в целях сбора сведений о путях, ведущих в Китай. Что касается Бухары и всей Средней Азии, то он не преувеличивал возможностей торговых связей с ней, учитывая наличие непрестанной и губительной междоусобной борьбы местных феодальных правителей. Под этим углом зрения сообщаемые Дженкинсоном данные небезынтересны для изучения общей истории Средней Азии, Бухарского владения в частности.

Половина XVI столетия относится начало сношений России со среднеазиатскими ханствами. Почин в этом деле принадлежал, по мнению профессора В. В. Бартольда не России и не ханствам, а англичанину Дженкинсону. Правда Англия искала в то время новые рынки для своей торговли и старалась завязать торговые сношения с Персией и другими государствами Азии. С этою целью и был отправлен в Россию в 1557 году лондонской московской компанией, Дженкинсон с поручением пробраться оттуда в Хиву и Бухару.

Ю. А. Соколов, на основании главных целей Московской компании, считал, что Россия могла пройти в Индию через пути, которые имели торговые отношения с Востоком и писал следующее: «Основоположником проникновения англичан в Индию через Россию, был один из самых активных представителей компании, Антоний Дженкинсон».

Значит, основной целью путешествия Антония Дженкинсона в Среднюю Азию являлся найти самый близкий и удобный путь в Индию через среднеазиатские ханства. Под маской налаживание торговых дел в Средней Азии он получил разрешение в поездку в Бухару.

С. В. Жуковский пишет: «трудно сказать, действительно ли Дженкинсон сумел расположить в свою пользу Ивана Грозного настолько, что тот лишь из желания угодить англичанам позволил ему отправиться в Среднюю Азию, и не вернее ли предположить, что наш Царь воспользовался этим случаем, чтобы послать Дженкинсона в Бухару и Хиву уже в качестве ответного посольства на присылку хивинским и бухарским владетелями в 1557 год своих знатных людей в Москву с дарами и просьбою, чтобы Царь Иван разрешил им свободно торговать в России».

Как бы то ни было, в апреле 1558 года Дженкинсон с грамотами к тамошним царям от Московского Императора выехал в Хиву и Бухару. Послы под руководством Антония Дженкинсона прибыли в Бухару 23 декабря 1558 года.

Дженкинсон оставил записи о путешествии в Бухару. В ней он описывал Бухару XVI века и о том, как вручал грамоту русского царя.

«26 декабря, — пишет Дженкинсон, — мне приказано было явиться к королю, которому я представил грамоты русского царя, он принял меня очень милостиво и пригласил меня к еде в его присутствии. Несколько раз он присылал за мной и вел со мной непринужденный разговор в своей потайной комнате о могуществе царя, о турецком султане, а также о наших странах и законах и вере и заставлял меня стрелять перед ним из наших ружей и сам практиковался в стрельбе из них».

По письмам Дженкинсона можно создать представление о Бухаре тех времён. По словами Дженкинсона, Бухара была расположена в самой низменной части страны, она окружена высокой земляной стеной с различными воротами и разделена на три части, две из них принадлежала королю, а третья отведена купцам и рынкам. Каждое ремесло имело здесь особое место и свой особый рынок. Город был очень велик, дома по большей части земляные, но были также не мало каменные дома, храмы и сооружении, роскошно построенные и позолоченные, в особенности бани так искусно выстроены, что подобных им нету на свете.

По мнению М. Ю. Юлдашева можно сказать, что данные Дженкинсона о торговле в Бухаре не очень точные. Может он старался отвлечь торговцев, которые конкурировали между собой. Например, Дженкинсон пишет следующее: «В городе Бухаре бывает ежегодный съезд купцов, приезжающих большими караванами из прилегающих стран — Индии, Персии, Балха, России и разных других, а в прежние времена и из Китая, тогда оттуда можно было свободно проехать, но эти купцы так нищенски бедны, привозят так мало товаров, которые вдобавок еще лежат здесь по 2 или 3 года, что нет никакой надежды на то, чтобы завести здесь выгодную торговлю, стоящую дальнейших усилий».

Просмотрев продаваемые товары индийских торговцев в Бухару, Дженкинсон говорит что «индийцы привозят тонкие белые ткани, которые татары обвивают вокруг головы, а также другие сорта белых материй, употребляемых при шитье одежды из хлопчатой бумаги, но они не привозят ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней, ни пряностей. … Из Бухары индийцы вывозят шелковые материи, сырые кожи, рабов и коней».

Далеко от истины мнение его, что индийцы не привозят в Бухару ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней, ни пряностей. Потому что пряности считались основным экспортным товаром, привозимом из Индию в Бухару.

По мнению И. Г. Низамутдинова золото, серебро и драгоценные камни привозились в Бухару через личных торговцев-послов шахов и ханов. Товары шахов и ханов не облагались налогами. А ещё без пошлинная торговля осуществлялась между двумя государствами. Этот вид торговли назывался «Любительские поминки». Дженкинсон может не знал о таких видах торговли и поэтому думал выше указанно.

Дженкинсон оставил данные о товарах привозимых персидскими торговцами из Персии в Бухару и наоборот: «персы привозят сюда материи, хлопчатую бумагу, полотно, пестрые шелка, аргамаков и т. п., а увозят отсюда сырые кожи и другие русские товары, рабов происхождением из разных стран но материй не покупают, потому что сами привозят их сюда, а к ним, как я узнал, их привозят из Алеппо в Сирии и из Турции».

Дженкинсон просматривает товары привозимые русскими в Бухару и товары увозимые в Россию: «русские привозят в Бухару сырые кожи, овчины, шерстяные материи, деревянную посуду, уздечки, седла и т. п., а увозят отсюда разные изделия из хлопка, различные сорта шелка, материи и другие вещи, но размеры торговли очень малы».

Почему то Дженкинсон не упоминал среди привозимых товаров из России соболиный мех. А на самом деле, в то время спрос на него был очень велик и издавно соболиный мех считался одним из основным товаром привозимом из России. То, что торговцы соболиным мехом Строгановы отправляли в Бухару меха как и в Западную Европу, является действительностью.

В бытность Дженкинсону в Бухаре туда приходили караваны изо всех вышеназванных стран, исключая Китай. Причиной, почему оттуда не приходило караванов, было то, что уже три года до его приезда здесь длилась большая война, продолжавшаяся и при него, между двумя большими татарскими (среднеазиатские) странами и городами, расположенными как раз по пути между Бухарой и Китаем. По данными Дженкинсона, в мирное время и когда проезд был свободен, из китайских стран в Бухару привозили мускус, ревень, атлас, камку и другие вещи.

8 марта 1559 года Дженкинсон и его спутники выехали из Бухары. Он пишет, что они были в этом вынуждены: «мы выехали из Бухары караваном из 600 верблюдов, а если бы мы не выехали в этот срок (8 марта 1559 года), я и мои товарищи подверглись бы опасности потерять и жизнь, и товары, ибо через 10 дней после нашего отъезда самаркандский король пришел с войском и осадил названный город Бухару, в то время как бухарский король был на войне против другого государя, своего родича, как это бывает в этих странах каждые два или три года. Здесь считается чудом, если какой-нибудь король царствует больше три или четыре лет, а это служит к великому разорению страны и купцов».

Значительным толчком к расширению торговли между обеими странами послужило путешествие английского купца и путешественника Дженкинсона, явившегося в Москву в качестве представителя Лондонской торговой компании.

Историк П. П. Иванов оценивая миссию Антония Дженкинсона в Бухару, считает что Дженкинсон не был новатором в деле развития торговли между Россией и Средней Азией; это видно уже из того, что караван, при котором прибыл в Хиву названный английский купец, состоял из тысячи верблюдов, что вряд ли было бы возможно, если бы торговля между Москвой и Средней Азией не существовала значительно раньше. Действительно, к моменту занятия Астрахани в 1556 году, здесь уже находились купцы из Средней Азии, которые проникали, несомненно, со своими товарами и дальше вглубь Московского государства. Имеется свидетельство о том, что еще в 1564 году бухарские и хивинские купцы проникали до Нижнего Новгорода. К XVI веке относятся первые сведения о торговых и дипломатических сношениях между Московским государством и среднеазиатсками ханствами. Тем не менее путешествие Дженкинсона в Хиву и Бухару в 1558–1559 годах имело большое значение для развития дальнейших сношений между Москвой и Средней Азией, так как Дженкинсон имел специальную грамоту Ивана IV и был таким образом первым официальным представителем Московского государства в среднеазиатских ханствах, не вступавших до сих пор в непосредственные и официальные сношения друг с другом.

С Дженкинсоном же впервые прибыли в Москву посольства из Хивы и Бухары. Основной задачей посольств являлось установление таких взаимоотношений с Московским правительством, которые могли бы способствовать более усиленному развитию торговли между обеими странами. Этой же цели добивались среднеазиатские ханы и в дальнейшем.

Как торговец Антоний Дженкинсон прибыв в 1558–1559 годах в Среднюю Азию, собрал ценные сведения о торговых путях здешних государств и ведущих в Китай и Индию. Путешествие Дженкинсона и его спутников (Ричард и Роберт Джонсоны, а также переводчик татарин по имени Азиз) было связано с трудностями и опасностями и продолжалось более 16 месяцев (с 23 апреля 1558 года по 2 сентября 1559 года). Его основной целью, было открытие торговых путей через Среднюю Азию в Китай и Индию. Но он не достиг своей цели из-за войн между местными правителями, которые усилились в то время.

Антоний Дженкинсон в процессе своего путешествия собрал ценные данные о политическом и экономическом состоянии Бухарских и Хивинских ханств, а также о национальных традициях и проживании народов населявших Среднюю Азию в середине XVI века. Эти данные нашли отражение в его памятных записях «из города Москвы в России до города Бухары в Бактрии в 1558 году». Произведение издано в Лондоне в 1562 году и посвящено его Светлости Д. Генриху Сиднею Правителю Уэльса. С привилегией.

Дженкинсон оказался первым западноевропейским путешественником, описавшим побережье Каспийского моря и Среднюю Азию во время своей экспедиции в Бухару в 1558–1559 годах. Результатом этих наблюдений стали не только официальные отчеты, но и самая подробная на тот момент карта России, Каспийского моря и Средней Азии, изданная в Лондоне в 1562 году под названием «Описание Московии, России и Тартарии«, пролившая свет на почти недоступные для европейцев области в сердце Евразии.

Делая вывод можно утверждать следующее:

1.                  Отправка Антония Дженкинсона от имени России в Среднюю Азию утверждает о том, что Россия имела выгоду от торговли в Средней Азии и открыло путь к развитию торговых связей между Россией и Средней Азией.

2.                  Антоний Дженкинсон является первым западноевропейским путешественником, который прибыл в Среднюю Азию в XVI веке и собрал полные сведения о политической и социально-экономической жизни Бухарских и Хивинских ханств.

3.                  Путешественник в своём дневнике оставил ценные данные о географии Средней Азии, о плодородных землях в бассейне Амударьи, о народах встречавшихся на его пути, а в особенности большое внимание уделил описанию жителей и города Бухары.

4.                  Путешественник также оставил карты мест своего пребывания. По этому, дневник Антония Дженкинсона имеет во-первых исторический, во-вторых картографический характер. А в-третьих, путешественник измерил расстояние между городами и сёлами Средней Азии. Даже если в картах, составленных Дженкинсоном, были некоторые недостатки и неточности, они служили достаточному отображению территорий Средней Азии тех времён.

 

Литература:

 

1.         Бартольд В. В. История изучения востока в Европе и в России. — Спб., 1911. — С. 154.

2.         Соколов Ю. А. К вопросу о причинах провала английских устремлений в Восточную Европу, Среднюю Азию и Персию (XVI — XVII вв.) // Труды САГУ. История стран Востока. — Т., 1955. — С. 17.

3.         Жуковский С. В. Сношения России с Бухарой и Хивой за последнее трехсотлетие. — Пг., 1915. — С. 3.

4.         Дженкинсон Антоний. Путешествие в Среднюю Азию в 1558–1560 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. / Пер. с англ. Ю. В. Готье. — М.: ОГИЗ, 1937. — С. 183.

5.         Юлдашев М. Ю. К истории торговых и посольских связей Средней Азии с Россией в ХVI — XVIII вв. — Т.: Наука, 1964. — С. 18–19.

6.         Низамутдинов И. Г. Сношения Средней Азии с Индией в ХVI — XVIII вв. — Т.: Наука, 1966. — С. 16;

7.         Низамутдинов И. Г. Из истории среднеазиатско-индийских отношений (IX — XVIII вв.). — Т.: Узбекистан, 1969. — С. 50.

8.         Йўлдошев М. Й. XVI — XVII асрларда Бухоро билан Россия ўртасида элчилик муносабатлари. — Т., 1957. — Б. 32.

9.         Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии (ХVI — середина XIX вв.). — М.: ИВЛ, 1958. — С. 76.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Азия, Россия, Китай, Москва, Московское государство, город Бухары, Каспийский, Персия, соболиный мех.


Похожие статьи

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.

Азия, Россия, Бухара, Русское государство, XVI-XVII, Москва, Бухарский хан, бухарский посол, Астрахань, ханская торговля.

Бухара и русское востоковедение | Статья в журнале...

В том числе ученые изучали этнографию города Бухары.

После установления протектората России над эмиратом поездки в Бухару участились.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Азия, бухарское ханство, весомый вклад, X-XII, советское время...

Из истории железной дороги Бухары | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): Термез, дорога, Бухара, Бухарский эмират, Самарканд, строительство, военное министерство, десятина земли, направление, Азия.

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи...

Посольство Флорио Беневени в Персию и Бухару в 1718–1725годах.

8. Сухарева О. А. Позднефеодальный город Бухара. Ташкент.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Россия, Бухарский эмират, Центральная Азия, бухарский эмир...

Первобытный оазис города Бухары | Статья в журнале...

Первобытный оазис города Бухары. Автор: Рузиева Нафиса Зарифовна.

Францией и Ираном, Индонезией, Испанией, Польшей, а также с Россией, Прибалтийскими государствами.

Бухара побратима с городами США, Испании, Турции, Китая, Кореи, многими городами СНГ.

Из истории военного дела в Бухарском эмирате | Молодой ученый

3. Бурнашев С. Т. Путешествие от Сибирской линии до города Бухары в 1794 г. и

6. Григорьев В. В. Россия и Азия. Сборник исследований и статей по истории, этнографии и географии

Москва, 1956. 17. Семенов А. А. Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях...

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

Бухара — один из древнейших и исторических городов Средней Азии, который сыграл важнейшую роль в истории общества и неоднократно являлся столицей государств, образовавшихся на территории Узбекистана.

К вопросу изучения истории туркмено-российских гуманитарных...

...(восточное побережье Каспийского моря) до Бухары [1, с. 47].

В нем собран богатый материал, касающийся государств туркмен, их правителей, традиций и

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Россия, восточное побережье Каспийского моря...

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

В результате из Ташкента в Оренбург можно было доехать за 2 суток, а до Москвы за 4 суток. В 1915 году была построена железная дорога Бухара-Карши и Термез-Карши

Таким образом, Царская Россия закончила строительство железной дороги по городам Средней Азии и по...

Похожие статьи

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.

Азия, Россия, Бухара, Русское государство, XVI-XVII, Москва, Бухарский хан, бухарский посол, Астрахань, ханская торговля.

Бухара и русское востоковедение | Статья в журнале...

В том числе ученые изучали этнографию города Бухары.

После установления протектората России над эмиратом поездки в Бухару участились.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Азия, бухарское ханство, весомый вклад, X-XII, советское время...

Из истории железной дороги Бухары | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): Термез, дорога, Бухара, Бухарский эмират, Самарканд, строительство, военное министерство, десятина земли, направление, Азия.

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи...

Посольство Флорио Беневени в Персию и Бухару в 1718–1725годах.

8. Сухарева О. А. Позднефеодальный город Бухара. Ташкент.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Россия, Бухарский эмират, Центральная Азия, бухарский эмир...

Первобытный оазис города Бухары | Статья в журнале...

Первобытный оазис города Бухары. Автор: Рузиева Нафиса Зарифовна.

Францией и Ираном, Индонезией, Испанией, Польшей, а также с Россией, Прибалтийскими государствами.

Бухара побратима с городами США, Испании, Турции, Китая, Кореи, многими городами СНГ.

Из истории военного дела в Бухарском эмирате | Молодой ученый

3. Бурнашев С. Т. Путешествие от Сибирской линии до города Бухары в 1794 г. и

6. Григорьев В. В. Россия и Азия. Сборник исследований и статей по истории, этнографии и географии

Москва, 1956. 17. Семенов А. А. Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях...

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

Бухара — один из древнейших и исторических городов Средней Азии, который сыграл важнейшую роль в истории общества и неоднократно являлся столицей государств, образовавшихся на территории Узбекистана.

К вопросу изучения истории туркмено-российских гуманитарных...

...(восточное побережье Каспийского моря) до Бухары [1, с. 47].

В нем собран богатый материал, касающийся государств туркмен, их правителей, традиций и

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Россия, восточное побережье Каспийского моря...

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

В результате из Ташкента в Оренбург можно было доехать за 2 суток, а до Москвы за 4 суток. В 1915 году была построена железная дорога Бухара-Карши и Термез-Карши

Таким образом, Царская Россия закончила строительство железной дороги по городам Средней Азии и по...

Задать вопрос