В статье представлены данные о современном состоянии сферы спортивных услуг в Российской Федерации. Выделено функционирование частного и государственного сектора в развитии спортивных услуг. Современное состояние данной сферы рассматривается через динамику основных показателей — объема платных услуг физической культуры и спорта на душу населения, удельного веса услуг в общем объеме платных услуг. Исследуются проблемы и перспективы развития сферы спортивных услуг в Российской Федерации.
Ключевые слова: индустрия спорта, объем спортивных услуг, перспективы, проблемы, спортивные услуги, государство.
The article presents data on the current state of the sphere of sports services in the Russian Federation. The functioning of the private and public sectors in the development of sports services is highlighted. The current state of this sphere is considered through the dynamics of the main indicators — the volume of paid services of physical culture and sports per capita, the share of services in the total volume of paid services. The problems and prospects for the development of sports services in the Russian Federation are studied.
Keywords: sports industry, volume of sports services, prospects, problems, sports services, state.
Введение. В настоящий момент одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в России и за рубежом является отрасль физической культуры и спорта. Данная отрасль приравнивается к крупным областям, такие как труд и финансы. Спорт признан международными организациями как эффективное средство экономического развития. В то же время, он повышает человеческий и социальный капитал и способствует социальной мобильности и борьбе с бедностью. Уникальность рынка спортивных услуг заключается в распространении спорта как важного социально-доступного для самых широких слоев населения.
Методы исследования. Для рассмотрения современного состояния индустрии спортивных услуг и выявление проблем и его перспектив был проведен анализ статистических данных. Также были применены методы синтеза, сравнения, обобщения.
Результаты. Для изучения вопроса нынешнего состояния сферы спортивных услуг, важно понимать, что подразумевается под спортивными услугами. К спортивным услугам относятся процесс оказание услуги, направленный на тренировочное развитие или имеет спортивно-развлекательных характер и т. д. [3].
К тем, кто предоставляет спортивную услугу, относятся различного рода организации, которые могут быть как государственными или частными. Пользователями таких услуг называют людей, которые желают потратить на проведение спортивного досуга средства (финансовые и др.) [4].
Статистические данные структуры собственности объектов, созданных для проведения спортивного досуга, показывают, что на конец 2018 года 78 % всех объектов принадлежала муниципальным институтам, 8 % относилось к российским регионам, а 5 % являлось федеральной собственностью. При этом, современное время характеризуется ростом частных спортивных центров [5].
Важно проследить развитие сферы спортивных услуг в общем объеме платных услуг (рис. 1).
Рис. 1. Удельный вес услуг физической культуры и спорта в общем объеме платных услуг
Можно проследить, что доля спортивных услуг является низкой, этот показатель не превышает 1 %. При этом, прослеживается рост данного показателя на 6 %, что также характеризует развитие рынка в этой области.
В настоящее время национальные виды спорта практически утратили лидирующие позиции в международных организациях и олимпиадах. Не всегда используются возможности спорта высокого класса для решения социальной задачи.
Российская Федерация не имеет современных сооружений и мощностей для подготовки к большинству международных видов спорта и Олимпийских игр. Невозможно исключить так называемую текучку кадров, когда многие российские спортсмены и тренеры уезжают за границу.
Поддержание объектов оказания спортивных услуг на высоком уровне является сложной задачей для муниципалитета, так как существуют ограниченные бюджеты. Следовательно, существуют проблемы в оказании качественных спортивных услуг. При этом, для частных производителей услуг существуют множество проблем в данной отрасли. Одним из главных сложностей создания нового спортивного бизнеса является отсутствие дифференцированных арендных ставок на социально значимые объекты. Также на развитие бизнеса отрицательно оказывают увеличение кредитных ставок на апрель 2022 года. Еще неэффективно используются возможности СМИ для пропаганды спорта и здорового образа жизни [1].
Существует множество регулирующих стандартов, касающихся сферы спортивных услуг, такие как ГОСТ Р 56644–2015, ГОСТР 57116–2016, ГОСТ Р 7579–2017, ГОСТ Р 57615–2017. При этом, отсутствует определение термина «фитнес», что негативно сказывается в регулировании деятельности в данной отрасли. Это все повышает недоверие граждан к контролю качества оказания спортивных услуг.
Анализируя спортивную индустрию, не следует забывать о таких услугах, которые потребляются вместе с приобретенной спортивной услугой. Они дополняют ее и увеличивают ценность для потребителя. К ним относятся лечебно-оздоровительные, информационно-консультативные, гостиничные и туристические, образовательные услуги. Данные услуги будут развиваться в будущем, что положительно скажется на развитии спортивных услуг.
Помимо предоставления фитнес-услуг и спортивных услуг, фитнес-клубы также продают дополнительные товары для спорта. Сюда относятся пищевые добавки, витамины, спортивные принадлежности, спортивная одежда и многое другое. Данная сфера продажи спортивных товаров набирает свою популярность в последние годы. Эта область имеет перспективы роста за счет слабого выхода на рынок организаций, предоставляющих фитнес-услуги.
Прослеживая данные статистических данных, важно отметить такой показатель как объем платных услуг физической культуры и спорта на душу населения (рис. 2).
Рис. 2. Объем платных услуг физической культуры и спорта на душу населения, руб.
Данный рисунок показывает, что за 2020 год россиянин потратил 474 рубля в год в среднем. Можно проследить, что самым незначительным периодом роста были 2015–2020 года. Изменение показателя составило +12 %, при том, что в за другие периоды темп прироста превышал 100 %. Незначительный прирост в 2020 году объясняется тем, что это был период распространения коронавирусной инфекции и временном закрытии спортивных залов. Исходя из вышеизложенных статистических данных, можно отметить, что спортивные услуги в России имеют рост.
Динамичному развитию рынка спортивных услуг способствуют многие факторы:
- Поведенческие особенности населения. Очередное посещение фитнес-клуба (спортивного зала) стало престижным проведением досугового времени.
- Высокий потенциал развития регионального рынка.
- Поддержка развитие спортивной сферы со стороны государства.
- Ведение здорового образа жизни стало мировым трендом [2].
- Дискриминационные цены в фитнес-залах для студентов, пенсионеров. Недавно упражнения в спортивных залах, занятие фитнесом и тому подобное стало популярно среди пенсионеров. Постоянные клиенты готовы платить столько, сколько могут, используя разумную ценовую политику при установлении сниженных цен для таких групп населения.
Заключение. Таким образом, основными выявленными проблемами в спортивных услугах являются: высокие пороги вхождения в рынок для частных бизнесов и высокая текучесть кадров, низкое государственное финансирование и гарантии защиты прав лиц, получающих спортивно-физкультурные услуги. Несмотря на препятствия для общего экономического развития отрасли спортивных услуг, можно сказать, что отрасль продолжает расти и имеет высокий потенциал роста.
Литература:
- Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития URL; https://www.evkova.org/ (дата обращения: 27.04.2022).
- Исследование субъективно-мотивационных характеристик потребителей на рынке спортивно-оздоровительных услуг URL; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29046089 (дата обращения: 27.04.2022).
- Обожина Д. А. Управление физкультурно-спортивной организацией: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета. — 2017. — 282 с.
- Понкин И. В., Понкина А. И. Понятие и структура «спортивного продукта» в спортивном праве // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2016. — № 2. — С.129–137
- Проблема популярности и доступности спортивных услуг в России URL; https://novainfo.ru/article/15385 (дата обращения: 28.04.2022).
- Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Plat_obsluj-2019.pdf (дата обращения: 25.04.2022).