Концепция глобального доминирования в работах М. Фуко | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 08.05.2022

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Федонова, А. С. Концепция глобального доминирования в работах М. Фуко / А. С. Федонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 438-441. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91273/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматриваются особенности содержания сущности глобального доминирования в концепции власти Мишеля Фуко.

Ключевые слова: глобальное доминирование, концепция Фуко, мировое господство, власть, дисциплинарная власть.

Существенное влияние на взгляды французского философа и историка Мишеля Фуко оказали идеи марксизма и экзистенциализма, а также психоанализ З. Фрейда, на основе которых и строились собственные попытки ученого определить явления власти, властных отношений и мирового господства. Фуко анализировал сущность власти на двух основных уровнях: эмпирическом и теоретическом. Теоретическая значимость концепции власти Фуко фактически заключалась в критике классических теорий власти, пытающихся обобщить и упростить определение данного явления, что способствовало, по мнению ученого, неверному толкованию власти большинством людей. Свою собственную концепцию Фуко относил больше к отдельному методу или подходу исследования сущности власти, нежели к теории в классическом ее понимании [1].

Так, согласно взглядам М. Фуко, толкование сущности власти не должно быть ограничено лишь такими уже устоявшимися определениями, как: совокупность учреждений и механизмов подчинения гражданина государству (классическое либеральное толкование власти); подчинение существующим в государстве и социуме законам или правилам (определение власти с точки зрения социальных наук и психоанализа); и система угнетения в целом, в котором происходит подавление одним общественным классом или социальной группой другого (толкование власти в ортодоксальном марксизме, феминизме и других теориях) [2].

Тем не менее, Фуко не отвергает данные определения содержания власти, а лишь утверждает, что данные теоретические подходы не в состоянии полностью отразить сущность власти во всех ее формах и проявлениях. Кроме того, например, по мнению философа, толкование власти в либеральной теории фактически ослабляет критическое восприятие данного явления людьми и скрывает другие существующие формы осуществления власти.

Так или иначе, отбрасывая психоаналитическую составляющую концепции власти М. Фуко и сосредотачиваясь по большей части именно на социально-политических аспектах, следует отметить, что собственная трактовка власти Фуко начинается с определения сущности властных отношений, подразумевающей социальные взаимодействия, заставляющие или побуждающие человека к определенным действиям или, наоборот, бездействиям [1]. Основа властных отношений на всех уровнях — это существование различий или неравенства между людьми в иных, часто сопутствующих формах социальных отношений, например, в экономической сфере или в межличностных связях [3]. Кроме того, властные отношения не статичны: это постоянное, фактически перманентное взаимодействие между людьми в различных сферах и на различных уровнях, способствующее изменению властных отношений, например, усилению или ослаблению степени их интенсивности. Тем не менее, уничтожить властные отношения невозможно, с ними можно только бороться, подрывая их изнутри.

В своем труде 1975 года, переведенном на русский язык как «Надзирать и наказывать», основное внимание Фуко акцентировал на субъекте власти, тотально подчиняющим человека, посредством жестоких физических наказаний, включающих тюремное заключение, пытки и казни, необходимые, по мнению Фуко, как назидание для общества и средство абсолютного контроля над населением [4].

Тем не менее, поздний Фуко в своих последующих философских трудах и курсах лекций, все более склоняется к тому, что власть не обязательно представляется исключительно субъективным явлением, ее, по мнению Фуко, некорректно представлять в виде «чего-то», например, в форме определенного свойства или инструмента, что может принадлежать определенному политическому актору или властной группе лиц. Власть — это вездесущее явление, совокупность множества сил, пронизывающих все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную и т. д. И в этом заключается один из парадоксов властной концепции Мишеля Фуко, согласно которой, отрицается «кто-то» конкретный, осуществляющий власть, и в то же время признается, что теоретически влияние на человека должно оказываться «кем-то» [1].

Посредством же эмпирического анализа Фуко занимался исследованием исторических и относительно современных форм власти, а именно, их генезисом и развитием. На протяжении всей человеческой истории осуществлялись самые разные типы власти во всевозможных формах ее проявления: древние царства и империи, теократии, абсолютные монархии, тоталитарные режимы и демократии. Еще до недавнего времени власть фактически реализовывалась посредством различных насильственных методов, в частности, казней, подавления личности, репрессий, телесных наказаний, устрашения и т. д. Лишь на современном этапе общественного развития власть стала принимать все более и более символический характер, управляя населением механизмами убеждения, воздействия на общественное сознание, манипулирования поведением масс и различными дисциплинарными методами.

Фуко отдельно подчеркивает двоякое значение развития средств массовой информации и массовых коммуникаций (СМИ и СМК), с одной стороны, во многом облегчающих процессы реализации властных отношений, легитимации доминирования и удержания господствующего положения потенциального гегемона, о чем уже говорилось ранее в исследовании, а с другой стороны, осложняющих властное управление, в связи с расширением поля контроля за населением, вынуждающих, тем самым, властные группы брать под контроль национальные информационные потоки и контролировать зарубежные каналы связи с общественностью [5]. Таким образом, подчинение населения происходит, путем физического и морального властвования над человеком.

Что же касается соотношения таких понятий как «власть» и «господство» в концепции Фуко, здесь философ придает последней дефиниции два основных значения. Во-первых, господство, как крайняя степень властвования, подразумевающая полный или тотальный контроль над человеком [6]. Однако в курсе лекций «Нужно защищать общество» от 1975–1976 годов М. Фуко снова подчеркивает безличностный характер господства, оговаривая, что тотальное подчинение населения происходит путем одновременного воздействия на человека многочисленных форм властвования, а не укрепления и углубления личной власти политического актора или властной группы [7]. И во-вторых, господство, выражающееся на более высоком уровне властвования — макроуровне, иными словами, фактически речь идет уже о мировом господстве или глобальном доминировании над всем населением земли или его большинством.

Еще одними факторами разграничения явлений власти и господства у Фуко являются конечная цель или пути ее достижения, для осуществления власти на микроуровне используется определённая тактика, в то время как для достижения господства на макроуровне необходима стратегия, состоящая из сочетания различных комбинаций и тактик.

Анализируя историю международных отношений, М. Фуко пришел к заключению, что преобладающему большинству западных государств Европы и Северной Америки, а также небольшой части государств Восточной Азии, характерны дисциплинарный и биополитический типы мирового господства [8], в то время, как многие государства и неправительственные организации Большого Ближнего Востока ученый по большинству параметров относит к суверенному типу мирового господства.

Итак, структуру суверенной власти М. Фуко схематично представлял в виде пирамиды, на вершине которой находится правитель или властная группа; в ее средней части так называемые «исполнители», претворяющие в жизнь суверенные приказы; в то время как дне пирамиды располагается угнетаемое население [2]. В качестве примеров такой формы проявления власти Фуко выделял империи, абсолютные монархии и теократии. Как показала история, в таких формах правления совершение людьми преступлений рассматривалось не как социальное правонарушение, а как преступление против личности суверенного правителя или аристократической группы и его или их власти, фактически отождествляя, тем самым, государство с сувереном [9]. В целях предотвратить дальнейших преступления и восстановить власть правителя наказания осуществлялись публично и назидательно.

Перенося данный тип власти в плоскость глобального доминирования и анализируя историю человечества, можно выделить следующие основные формы мирового суверенного господства: завоевание более слабо развитых и откровенно отстающих стран, их колонизация, порабощение побеждённых народов с последующей трудовой повинностью на благо колонизаторов и прочее. С процессом массовой деколонизации, начавшейся в середине ХХ века, данный тип мирового господства пошел на спад.

Выделенная М. Фуко дисциплинарная власть направлена в первую очередь на максимально эффективное использование человеческих ресурсов на благо властной структуры [10]. Потому характеризуя дисциплинарную власть, Фуко отзывается о ней больше, как о продуктивной форме проявления власти, направленной на определенное развитие, в отличии от угнетающей суверенной власти, направленной на потребление.

Данный тип власти строится на следующем постулате: чем полезнее человек для власти, тем покорнее он должен стать, не только для максимизации его полезности, но и предотвращения применения навыков индивида оппозиционными силами против властных элит. Таким образом, человек в дисциплинарном типе власти фактически является одновременно целью, объектом и инструментом власти.

Дисциплинарный тип власти по большей части старается не заниматься прямым угнетением граждан и подавлением их интересов, взамен происходит, выражаясь аллегорически, «лепка» определенного типа личности, например, «советского человека», подразумевающая конструирование интересов, желаний, мыслей и привычек гражданина, определяющих его дальнейшее поведение [11]. По мнению философа, данный процесс, как и сама власть, вездесущ и происходит во всех социальных институтах и организациях: в семье, в школе, в спортивных и культурных кружках, в больницах, а также в трудовых лагерях и тюрьмах.

Технологиями дисциплинарной власти являются: постоянное наблюдение за гражданами, их оценивание и контроль над общественным поведением. Причем Фуко, аналогично многим современным политологам и геополитикам, придает особое значение научно-техническому развитию, обеспечивающему дисциплинарную власть новыми способами контроля за обществом, например, по мнению Фуко, знаковым для процесса манипулирования над общественным сознанием стало создание и распространение таких средств массовой коммуникации, как радиовещание и телевидение, для современного этапа же этапа это уличные камеры, Интернет-ресурсы и прочее. Со временем технологии управления населением в дисциплинарном типе власти создают определенный уровень самоконтроля среди граждан [12], уже не требующий дополнительного применения силы со стороны властных структур.

Итак, переходя в геополитическую плоскость, можно отметить, что наибольшее распространение дисциплинарный тип глобального доминирования получил во второй половине ХХ века, основой которого стало выстраивание союзнических отношений двух сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки, с участниками двух противоборствующих лагерей: социалистического и империалистического [13].

Таким образом, часть методов и технологий дисциплинарного типа власти, реализуемого в некоторых авторитарных и относительно демократических странах, применились и на геополитическом уровне. Важно отметить, что получение статуса союзника той или иной сверхдержавы был весьма условным, реальные внешнеполитические отношения в коалиционных блоках строились на прямом подчинении последователей мировым лидерам. Дисциплина строилась на применении стратегии кнута и пряника: любые отклонения от внешнеполитического курса гегемона наказывались, например, экономическими санкциями или торговой блокадой, размещением военных формирований для большего контроля над страной, что можно проиллюстрировать введением советских войск в Чехословакию в 1968 году как ответ на начавшиеся либерализационные процессы в стране; в то время как послушание — награждалось, например, экономической и технической помощью, высокой оценкой страны и формального ее именования как «главного партнера» или «братского народа».

Под биополитическим типом власти М. Фуко подразумевал власть над жизнью населения в биологическом и политическом значении. Впервые о данном типе власти М. Фуко заговорил в рамках своего курса лекций «Нужно защищать общество» в университете в 1975–1976 году, а в дальнейшем он уже развивал данную идею в лекционном курсе «Рождение биополитики» в 1978–1979 годах [14]. Основная задача биополитической власти — исследование и анализ отдельных групп населения, например, этнических, и всего общества в целом, по таким параметрам, как рождаемость, здравоохранение, продолжительность жизни, быт, миграция, преступность, психологические отклонения, смертность и прочие [15]. Следующим шагом должна была стать реорганизация общества на основе полученных данных, например, перераспределение положения социальных групп в зависимости от существующих отклонений от заданных нормативных показателей [16], в качестве примеров наиболее радикальной практики такой деятельности можно выделить расовую сегрегацию в США до начала введения антирасистского законодательства, антисемитские практики в Третьем рейхе А. Гитлера и прочие. Более гуманная реорганизация общества предполагала корректировку, контроль и/или устранение данных отклонений от нормы, например, распределением человеческой популяции по возрастному признаку в целях избегания в возможном будущем нехватки рабочей силы, переполнение домов престарелых, краха пенсионных систем и т. д.

Перенося биополитику на геополитический уровень, Фуко характеризовал ее, как нечто большее, превзошедшее дисциплинарное мировое господство и направленное на властный контроль уже над «глобальной массой» [7]. Тем не менее, дисциплинарная власть может быть одной из форм выражения биополитической власти, а биополитическая власть, в свою очередь, может использовать дисциплинирующие технологии [2].

Итак, анализируя подходы Мишеля Фуко к пониманию явления власти и мирового господства можно сделать следующие выводы:

Во-первых, власть, по мнению философа, вездесущее явление, совокупность множества сил, пронизывающих все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную и т. д. Власть строится на различиях и неравенстве в обществе.

Во-вторых, власть и мировое господство, согласно концепции Фуко, имеют общую социальную природу и логику, их различия кроятся лишь в охвате действия власти и масштабности применения властных технологий.

В-третьих, анализируя исторические практики проявления глобального доминирования, Фуко выделяет три основных типа мирового господства: суверенное, подразумевающее прямое подчинение и порабощение гегемоном других стран; дисциплинарное, заключающееся в использовании доминирующими государствами ресурсов стран-сателлитов; и биополитическое господство, подразумевающее власть над глобальными массами и реорганизацию мира на основе социально-биологических показателей.

Литература:

  1. Lynch R. A. Foucault's theory of power / R. A. Lynch // Durham: Acumen. — 2011.
  2. Taylor D. Michel Foucault: Key Concepts / Taylor D. Acumen Publishing. — 2011. P. 21–23.
  3. Фуко М. Психиатрическая власть: курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1973–1974 уч. году / Пер. с фр. А. Шестакова. — СПб.: Наука. — 2007. — С. 429–431.
  4. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. М: «Ad Marginem». — 1999. — С. 26–27.
  5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Мишель Фуко; пер. с фр. И. К. Стаф. — М.: АСТ. — 2010. — С. 48.
  6. Ryder A. Foucault and Althusser: Epistemological Differences with Political Effects / A. Ryder // Foucault Studies. — 2013. — № 16. — P. 138.
  7. Фуко М. Нужно защищать общество: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975–1976 учебном году / Пер. с фр. А. Шестакова. — СПб.: Наука. — 2005.
  8. Доровских В. И. Государственно-правовые идеи М. Фуко / В. И. Доровских // Философия права. — 2009. — № 2 (33). — С. 92.
  9. May, T. Foucault's conception of freedom / Т. May // Acumen Publishing. — 2011. — Р. 78.
  10. Hoffman M. Disciplinary power / M. Hoffman // Acumen Publishing. — 2013. — P. 28.
  11. Фрейзер Н. Фуко о современной власти: эмпирические прозрения и нормативная путаница [Электронный ресурс] / Пер. с английского языка В. Макаров // Новое литературное обозрение. — № 88. — URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/88_nz_2_2013/article/10410/ (дата обращения: 04.04.2022).
  12. Vintges, K. Freedom and spirituality / In Taylor, D. Michel Foucault: Key Concepts // Acumen Publishing. — 2011. — Р. 99–110.
  13. Егорова Н. И. Холодная война / Хвойка-Шервинский. — М.: Большая российская энциклопедия. — 2017. — Т. 35. — С. 132.
  14. Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1978–1979 уч. году / Пер. с фр. А. В. Дьяков. — СПб.: Наука. — 2010. — С. 7.
  15. Мишель Фуко: безопасность, территория, население. Цикл лекций. [Электронный ресурс] / Гуманитарный портал. — 2013. — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6693 (дата обращения: 03.04.2022).
  16. Мишель Фуко: рождение биополитики. Цикл лекций [Электронный ресурс] / Гуманитарный портал. — 2013. — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6709 (дата обращения: 03.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): мировое господство, власть, глобальное доминирование, дисциплинарная власть, дисциплинарный тип власти, отношение, тип власти, биополитическая власть, курс лекций, мнение философа.


Ключевые слова

власть, глобальное доминирование, концепция Фуко, мировое господство, дисциплинарная власть

Похожие статьи

Концепция дисциплинарного общества Мишеля Фуко

Данная статья освещает основные положения концепции дисциплинарного общества, разработанной французским философом, историком и теоретиком культуры Мишелем Фуко. Авторами проводится анализ дисциплинарной власти, основные принципы которой рассмотрены в...

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Институционализм: теория и основа принятия решений

В статье систематизируются основные теоретические вопросы различных версий институционализма в их связи с государственной политикой. Основное внимание направлено на принятие решений с изменениями в государственной системе, обоснованное на теории инст...

Взгляд Эриха Фромма на проблему современного человеческого существования

В статье автор пытается определить основные взгляды философа Э. Фромма на проблему существования современного человека.

Теоретические основы конкуренции

В данной статье изучены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Также рассмотрены виды рынков конкуренции и факторы её возникновения.

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти

Статья посвящена изучению принципа разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Приведены примеры из политико-правовых учений таких ученых как Платон, Аристотель, Монтескье. Изучен зарубежный опыт принципа разделен...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Определимо ли искусство в концепциях М. Вейца и Дж. Дики

В данной статье рассматривается проблема дефиниции искусства с точки зрения Мориса Вейца и Джорджа Дики. Статья исследует цели определения искусства и аргументы в пользу его определимости или неопределимости, рассматривая при этом природа подобного д...

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Похожие статьи

Концепция дисциплинарного общества Мишеля Фуко

Данная статья освещает основные положения концепции дисциплинарного общества, разработанной французским философом, историком и теоретиком культуры Мишелем Фуко. Авторами проводится анализ дисциплинарной власти, основные принципы которой рассмотрены в...

Феномен бюрократии в работах М. Вебера

В статье авторы пытаются рассмотреть и проанализировать теорию бюрократии М. Вебера и её место в социологии управления.

Институционализм: теория и основа принятия решений

В статье систематизируются основные теоретические вопросы различных версий институционализма в их связи с государственной политикой. Основное внимание направлено на принятие решений с изменениями в государственной системе, обоснованное на теории инст...

Взгляд Эриха Фромма на проблему современного человеческого существования

В статье автор пытается определить основные взгляды философа Э. Фромма на проблему существования современного человека.

Теоретические основы конкуренции

В данной статье изучены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Также рассмотрены виды рынков конкуренции и факторы её возникновения.

Многозначная сущность морали сквозь призму модальности и культуры

Цель статьи: определить моральную суть модальности. В статье используется комплексный метод лингвистического анализа. Выводы: Модальности в своём значении и моральной конкретизации выстраиваются в цепочку этических категорий

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти

Статья посвящена изучению принципа разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Приведены примеры из политико-правовых учений таких ученых как Платон, Аристотель, Монтескье. Изучен зарубежный опыт принципа разделен...

Подходы к понятию политической культуры: сущность и функции

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке политической культуры. Для изучения данного вопроса были изучены авторов от античных времен до настоящих дней. В ходе исследования также были изучены основные функции политической культуры.

Определимо ли искусство в концепциях М. Вейца и Дж. Дики

В данной статье рассматривается проблема дефиниции искусства с точки зрения Мориса Вейца и Джорджа Дики. Статья исследует цели определения искусства и аргументы в пользу его определимости или неопределимости, рассматривая при этом природа подобного д...

Понятие и правовая сущность федерализма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия федерализма в современной юридической литературе, а также исследуются основные подходы к раскрытию правовой сущности и качеств федерализма.

Задать вопрос