Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 04.05.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Петрова, В. А. Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях / В. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91081/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, этические ценности, личная этика, организация.

В социологии этические ценности, с одной стороны, определяются как ограничитель доступности действия, с другой стороны, вектор для определения действия как моральное или аморальное. Их изучение сводится к фиксированию, выявление иерархии, а также определения функционирования. Так, в организации выделяют следующие основные этические ценности: профессиональная компетентность и культура делового общения, профессиональная честь, профессиональная ответственность, профессиональную совесть, а также толерантность, экологизация, нравственная надежность личности, ее профессиональный оптимизм. Высшей формой этических ценностей на индивидуальном уровне выступает профессиональная ответственность, а на коллективном — толерантность.

Трансляция этических ценностей в организации происходит через процесс коммуникации. Именно с помощью информации руководитель посредствам приказов, распоряжений, задач и тд. формирует и закрепляет этический уровень среди персонала, который в дальнейшем образует имидж компании, способный не только отразить его, но и формировать новые взаимосвязи, обеспечивающие, например приток новых клиентов и поставщиков, тем самым повышая уровень ее эффективности.

Коммуникация — это «взаимодействие между людьми и служат необходимым средством координации деятельности всей организации на разных уровнях» [1, с.182].

Выделяют следующие типы коммуникаций в организации:

– вертикальные — между работниками разных уровней: руководители — подчиненные.

– горизонтальные — между работниками одного уровня;

– диагональные — между работниками не связанных между собой подразделений (в основном между работниками разных уровней) [1, с. 182].

Как правило, в процессе вертикальной коммуникации происходит столкновение внешней и внутренней этики по отношение к подчинённому. Внешнюю этику или корпоративную культуру транслирует руководитель своему подчинённому, который воспринимает информацию через внутреннею моральную призму, которая определяется как «внутренний этический компонент, на котором человек «стоит, и не может иначе», и является тем мотивом, который порождает конкретный поступок» [2, с. 52]. Индивид может принять весь этический аспект организации, может принять часть ценностей и норм, а может не принять их совсем.

Можно выделить следующие типы взаимодействия личной этики сотрудника и организационных этических ценностей:

– подчинение — полное замещение, исключение какой-либо ценности из системы, смещение на другие позиции. Сотрудник организационные ценности ставит выше, чем свои собственные. В поведении и отношении на рабочем месте руководствуется нормами и ценностями, которые зафиксированы в этическом кодексе;

– коррекция — частичное изменение системы ценностей. Сотрудник в иерархию личных ценностей частично вносит изменения: меняет последовательность ценностей, вносит дополнения в их смысл или выстраивает новые связи между ними;

– компромисс — сотрудник не только готов принять систем ценностей в организации, но также активно внедряет изменения в корпоративную культуру. Тем самым происходит двусторонний процесс. Выстраивается новая иерархия ценностей как у сотрудника, так и в организации в целом. Чаще всего компромисс характерен для новых руководителей в структуре компании;

– игнорирование — сотрудник уверен, что его система ценностей единственно верная, и в дальнейшем на рабочем месте руководствуется только ей, но при этом избегает конфликтные столкновения, и активно ищет взаимодействия с коллегами, у которых идентичная система ценностей;

– сочетание (совпадение) — ценности сотрудника и организации не противоречат, идеальный случай взаимодействия ценностей [3, с. 7].

Взаимодействие ценностей происходит через посредников — носителей этих ценностей. Особенностью взаимодействия ценностей в организации является то, что в процессе принимают участие несколько носителей; взаимосвязь выстраивается между работником и организацией, работником и структурным подразделением, работником и коллективом, работником и руководителем. В результате взаимодействия происходит «новое упорядочивание или стабилизация иерархии ценностей, изменение системы ценностей в целом (ее структуры, взаимосвязей), трансформация ценностей и т. д., но в любом случае взаимодействие всегда подразумевает взаимовлияние одно системы ценностей на другую [3, с. 7].

Более распространенными способами взаимодействия ценностей в рамках организации на сегодня являются те, которые в основании своем содержат противоречие, конфликт. Конфликтное столкновение ценностей препятствует формированию общности внутри организации, которая осуществляет поддержку системы изнутри, что, как следствие, делает систему более уязвимой с точки зрения управления человеческим капиталом и ускоряет переход организации на стадию упадка.

В контексте корпоративной культуры выделяют следующие конфликты ценностей — личных, профессиональных, организационных — в организации:

1) противоречивость личностных ценностных ориентаций руководителей, выступающих основателями корпоративных ценностей в организации;

2) конфликт профессиональных ценностей как составной части личных ценностных ориентацией специалиста с корпоративными ценностями;

3) конфликт корпоративных ценностей с ценностями социального ожидания [4, с. 55].

Горизонтальные и диагональные коммуникации происходят на основе взаимодействия внутренней этики персонала. Она определяют внутреннее отношение сотрудника к различным явлениям, формируют иерархию целей и средств деятельности, задают ее направленность. Этические ценности сотрудника являются частью его мировоззрения, и, как правило, выражены в следующих категориях «добро и зло», «правильно и неправильно», «справедливо и несправедливо». Этическая составляющая личности строится на морали и нравственности. Мораль выступает как «оценка человеческого поведения извне, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков со стороны общества» [5, с. 73]. Мораль человека зарождается и проявляется во взаимоотношениях с другими, и выражается в приобретённых качествах — доброта, щедрость, любезность, открытость, толерантность, общительность, милосердие. Мораль поддерживается особыми механизмами — совестью и долгом. Совесть «требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство» [5, с. 73]. Нравственность формируется вместе с личностью индивида, имеет отношение к его внутреннему миру и неотделима от его «Я».

Литература:

  1. Ивашова, В. А., Надточий, Ю. Б. Исследование внутренних коммуникаций в организации // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6(108). — С. 182.
  2. Крючков, К. С. Об этики внешней и внутренней // Психология и психотехника. — 2018. — № 3. — С. 52.
  3. Левицкая, П. В. Механизмы взаимодействия ценностей в современной организации // Омский научный вестник. — 2009. — № 1. С. 7.
  4. Левицкая, П. В. Диалектика ценностей в контексте корпоративной культуры // Омский научный вестник. — 2006. — № 2. С 55.
  5. Севостьянова, Е. О. Этические понятия — общечеловеческие ценности личности // Российский журнал образования и философии. — 2010. — № 1. — С. 73.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, корпоративная культура, работник, система ценностей, взаимодействие ценностей, профессиональная ответственность, рабочее место, руководитель, сотрудник, уровень.


Ключевые слова

коммуникация, организация, этические ценности, личная этика

Похожие статьи

Понятие корпоративной культуры и ее роль в формировании...

На внутреннем уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Внешние элементы корпоративной культуры вытекают из ценностей, формируемых на внутреннем уровне...

Корпоративная культура как инструмент успешного управления...

Культура является продуктом взаимодействия сотрудников организации, обладающих широким рядом

Несомненно, корпоративная культура оказывает определяющее влияние на поведение организации, так как является отражением мировоззрения её руководителей.

Формирование и распространение философии корпоративной...

Результат многократного взаимодействия работников, их ценности, убеждения, распределение ролей, а также поиск приемлемых норм поведения — все это

Корпоративная культура — это ценности, нормы, роли, убеждения, которые работают в данной организации.

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности...

Чем крепче ценности в культуре данной организации, тем сильнее они оказывают влияние на поведение сотрудников

Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и неформальных правил.

Управление персоналом на идеологическом уровне

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников. Корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления.

Корпоративная культура в организации как фактор повышения...

Ценности — на основании приоритетных ценностей рассматриваются и оцениваются все действия сотрудников и все принимаемые решения.

Организации с такой культурой концентрируются на процедурах и правилах, требуя соблюдения законов и ответственности.

Анализ особенностей формирования корпоративной культуры

Ключевым источником корпоративных ценностей компании является Кодекс деловой этики. Цель Кодекса деловой этики состоит в закреплении единых корпоративных ценностей, норм и правил поведения работников, направленных на обеспечение осознания работниками своей...

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Существование устоявшихся норм, ценностей и традиций не дает различным вредным факторам и тенденциям проникнуть в организацию.

Внешние функции корпоративной культуры в такой же степени важны как для самого предприятия, так и для его сотрудников.

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал...

Ключевые слова: корпоративная культура, кадровый потенциал, управление персоналом, человеческий капитал.

Помимо культурных аспектов, значительную роль в организации бизнес-процессов играет кадровый потенциал сотрудников, поскольку они не не только...

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

Позитивная корпоративная культура формирует ценность. Мифы позитивной корпоративной культуры, должны отражать тенденции развития сферы

Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и...

Похожие статьи

Понятие корпоративной культуры и ее роль в формировании...

На внутреннем уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Внешние элементы корпоративной культуры вытекают из ценностей, формируемых на внутреннем уровне...

Корпоративная культура как инструмент успешного управления...

Культура является продуктом взаимодействия сотрудников организации, обладающих широким рядом

Несомненно, корпоративная культура оказывает определяющее влияние на поведение организации, так как является отражением мировоззрения её руководителей.

Формирование и распространение философии корпоративной...

Результат многократного взаимодействия работников, их ценности, убеждения, распределение ролей, а также поиск приемлемых норм поведения — все это

Корпоративная культура — это ценности, нормы, роли, убеждения, которые работают в данной организации.

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности...

Чем крепче ценности в культуре данной организации, тем сильнее они оказывают влияние на поведение сотрудников

Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и неформальных правил.

Управление персоналом на идеологическом уровне

Корпоративная культура как инструмент регулирования поведения сотрудников. Корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления.

Корпоративная культура в организации как фактор повышения...

Ценности — на основании приоритетных ценностей рассматриваются и оцениваются все действия сотрудников и все принимаемые решения.

Организации с такой культурой концентрируются на процедурах и правилах, требуя соблюдения законов и ответственности.

Анализ особенностей формирования корпоративной культуры

Ключевым источником корпоративных ценностей компании является Кодекс деловой этики. Цель Кодекса деловой этики состоит в закреплении единых корпоративных ценностей, норм и правил поведения работников, направленных на обеспечение осознания работниками своей...

Взаимосвязь организационной культуры и методов...

Существование устоявшихся норм, ценностей и традиций не дает различным вредным факторам и тенденциям проникнуть в организацию.

Внешние функции корпоративной культуры в такой же степени важны как для самого предприятия, так и для его сотрудников.

Влияние корпоративной культуры на кадровый потенциал...

Ключевые слова: корпоративная культура, кадровый потенциал, управление персоналом, человеческий капитал.

Помимо культурных аспектов, значительную роль в организации бизнес-процессов играет кадровый потенциал сотрудников, поскольку они не не только...

Корпоративная культура организации | Статья в журнале...

Позитивная корпоративная культура формирует ценность. Мифы позитивной корпоративной культуры, должны отражать тенденции развития сферы

Корпоративная культура — это атмосфера жизнедеятельности работников организации, система формальных и...

Задать вопрос