Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 02.05.2022

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Кандалова, М. В. Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра / М. В. Кандалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 306-307. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90973/ (дата обращения: 26.04.2024).



Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особенности развития речи у детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, развитие речи, формирование речевых навыков.

«В современном мире речь считается главным и многоцелевым видом взаимодействия между людьми в обществе. Речевая деятельность играет огромную роль для всех людей, особенно для детей с РАС» [2].

На ранних этапах онтогенеза потребность в речевом общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношения ребенка к миру и самому себе определяется его общением со взрослыми. Современные исследования поведения младенцев (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин) показали, что в первые дни после рождения дети не выявляют потребность в речевом общении со взрослыми. Это свидетельствует о том, что потребность в общении не врожденная, а формируется в процессе взаимодействия со взрослыми [3].

Рассматривая раннее развитие детей с расстройствами аутистического спектра, можно выделить следующие варианты развития потребности в речевом общении. Первый путь — это уже с первых месяцев ребенку не приятны прикосновения близких, они плохо переносят изменения в режиме дня, не проявляют комплекс оживления, не смотрят в глаза, также не интересуются игрушками. У таких детей поздно формируется речь и познанию к окружающему миру. Второй вариант, напротив, дети развиваются как с сохранным интеллектом, у них есть комплекс оживления, гуление, обращают внимание на предложенную игрушку и могут с ней поиграть какое-то время. Речь развивается быстро, но уже к 2 годам развитие речи может снизится или исчезнуть вовсе. Ребенок перестает откликаться на имя, его сложно чем-то завлечь к игре, ему не требуется присутствие взрослого или сверстника рядом. Могут появится стимы и непонимание обращенной речи. Как правило, дети данной категории больше общаются жестами [1].

С возрастом в речи детей с расстройством аутистического спектра часто встречаются перестановки звуков, наблюдается нарушение грамматического строя речи, неправильное применение местоимений и предлогов. Они не контролируют тембр голоса, ритм речи также нарушен. Чаще встречается непроизвольная вокализация, которая сопровождается взмахами рук, самостимуляцией. Выделяют следующие группы нарушения речи у детей с РАС:

  1. нарушения речи как следствие задержанного развития;
  2. речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
  3. 3.речевые нарушения кататонической природы (вербигерации, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, паралингвистические нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);
  4. речевые феномены вследствие психического регресса;
  5. расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса [3].

Данная проблема касается не только детей с РАС, но и детей с дефектами речи, так как социализация и адаптация детей данной категории занимает много времени и требуется постоянный контроль и коррекция со стороны специалистов и родителей.

Речь детей с расстройством аутистического спектра требует особого внимания специалистов и чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше. Авторы это описывают так: «Дети с РАС страдают от собственной неспособности наладить социальное взаимодействие, поддерживать контакт с чужим человеком без явного психологического дискомфорта» [4].

«Для них характерны трудности восприятия информации и понимания ситуации общения. Такие трудности вполне понятны и причина — это отсутствие самой потребности в общении, усиленное стремление избегать контактов и нежелания общаться» [2].

В своих работах Л. С. Лебединская, О. С. Никольская выделили четыре варианта состояния речевой сферы у детей данной категории.

«I вариант — дети демонстрируют самые яркие нарушения в развитии. Поведение плохо контролируется, речь отсутствует. Могут случайно произноситься отдельные слова, не направлены на коммуникацию. Со II вариантом развития дети имеют значительную задержку в умственном и в речевом развитии. Они пользуются преимущественно короткими стереотипными фразами — штампами [5]. Для III варианта характерен высокий уровень речевого и интеллектуального развития. Дети, владеют сложными речевыми формами, но не умеют ориентироваться на реакцию других при общении, не способны к конструктивному диалогу. У детей IV варианта — бедная, аграмматическая речь, интонационно невыразительная, нарушено понимание обращенной речи, простых инструкций» [6].

Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция позволяет ребенку в будущем овладеть основными формами коммуникативного поведения и научиться приспосабливаться к требованиям общества.

«В начале процесса обучения –специалист должен выявить сильные подкрепляющие стимулы и установить их как мотиваторы, минимизировать проявления нежелательного поведения, повысить уровень мыслительных процессов, активизировать сенсорные ощущения» [7].

Для диагностики речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра можно использовать такие метода как: АВА-терапию (прикладной анализ поведения) метод М. А. Лисиной, WP-MAPP и другие.

Таким образом, особенности речи при аутистических расстройствах являются проявлениями качественных нарушений коммуникации и социализации. Речь детей с РАС может быть необычной и по своим паралингвистическим компонентам: интонации, темпу, ритму и громкости. Понимания речи тоже ограничены, и во многом эти ограничения связаны с особенностями сенсорного восприятия [8].

Понимание особенностей и нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра не только улучшает возможности диагностики этих расстройств, но и помогает в процессе коррекции, обучения и взаимодействия с детьми.

Литература:

  1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. — Москва: Теревинф, 2006. — 216 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. — М: Лабиринт,1996
  3. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — Москва: 2005. — 320 с.
  4. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога /С. С. Морозова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
  5. Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). — Москва: изд-во «Сигналъ», 2002. — 205с.
  6. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — Москва: изд-во «Теревинф», 2006. -148с.
  7. Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма. — Москва: Исцеление: Альманах, 1993. — 154с.
  8. Шипицына Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений-. СПб: 2001. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, расстройство, речевое общение, речь детей, III, WP-MAPP, комплекс оживления, нарушение речи, обращенная речь, развитие речи.


Ключевые слова

развитие речи, расстройства аутистического спектра, формирование речевых навыков

Похожие статьи

Преодоление расстройств произносительной стороны...

 Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой

Афазия — это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате

Преодоление расстройств произносительной стороны речи при эфферентной...

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей...

Гуженкова, Н. В. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Гуженкова, А. А. Тимачева.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

 Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, тем...

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений...

 Стремительный рост числа неговорящих детей старше трехлетнего возраста, а также детей с теми или иными речевыми нарушениями в раннем возрасте делает актуальным вопрос диагностики речевых нарушений.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Поскольку частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, развитие речевого общения, умений и навыков диалогической речи, развития связной речи необходимо правильно организовать работу в семье.

Общее недоразвитие речи. Речевые нарушения.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Речь — это функция головного мозга, которая происходит благодаря аппарату дыхания

Иногда родители не обращают внимания на первичные проблемы речевого развития

Также нарушение речи могут вызывать врожденные аномалии ЦНС, коры головного мозга, дефекты...

Особенности речевого развития у детей при детском...

Ключевые слова: дети, речевое развитие, детский аутизм. Что такое аутизм? Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом...

Формирование связной монологической речи у детей...

В формировании связной речи детально выступает тесноватая ассоциация речевого и интеллектуального становления ребят, становления их мышления, восприятия, наблюдательности. Дабы связно поведать о чем-нибудь, надо понятно...

Похожие статьи

Преодоление расстройств произносительной стороны...

 Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой

Афазия — это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате

Преодоление расстройств произносительной стороны речи при эфферентной...

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей...

Гуженкова, Н. В. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Гуженкова, А. А. Тимачева.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми...

 Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, тем...

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений...

 Стремительный рост числа неговорящих детей старше трехлетнего возраста, а также детей с теми или иными речевыми нарушениями в раннем возрасте делает актуальным вопрос диагностики речевых нарушений.

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим...

Поскольку частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, развитие речевого общения, умений и навыков диалогической речи, развития связной речи необходимо правильно организовать работу в семье.

Общее недоразвитие речи. Речевые нарушения.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с ОНР.

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Речь — это функция головного мозга, которая происходит благодаря аппарату дыхания

Иногда родители не обращают внимания на первичные проблемы речевого развития

Также нарушение речи могут вызывать врожденные аномалии ЦНС, коры головного мозга, дефекты...

Особенности речевого развития у детей при детском...

Ключевые слова: дети, речевое развитие, детский аутизм. Что такое аутизм? Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом...

Формирование связной монологической речи у детей...

В формировании связной речи детально выступает тесноватая ассоциация речевого и интеллектуального становления ребят, становления их мышления, восприятия, наблюдательности. Дабы связно поведать о чем-нибудь, надо понятно...

Задать вопрос