Особенности речевого развития у детей при детском аутизме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 18.03.2020

Статья просмотрена: 1358 раз

Библиографическое описание:

Бакутина, Е. В. Особенности речевого развития у детей при детском аутизме / Е. В. Бакутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 253-257. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68189/ (дата обращения: 19.04.2024).



В своей статье я поделюсь знаниями и опытом, которыми мне «повезло овладеть», благодаря особенному воспитаннику в моей группе детского сада. Это, конечно, далеко не все, поскольку я являюсь молодым специалистом.

Ключевые слова: дети, речевое развитие, детский аутизм.

Что такое аутизм?

Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Внешние проявления раннего детского аутизма.

  1. Аутизм. Ребенок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблема — выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребенок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
  2. Стереотипичность в поведении. Ребенку свойственна поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, бег по кругу. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясет, постукивает, вертит, крутит. Также ребенок старается избежать каких — либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
  3. Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребенка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задает вопросов и может не реагировать на вопросы, обращенные к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлеченно декларировать стихи. Детям с синдромом раннего детского аутизма свойственны эхолалии — неправильное использование личных местоимений: ребенок называет себя на «ты», «она», «он», или по имени, например: «Сережа хочет пить. Дай Сереже воды».

Таблица 1

Развитие общения иигры внорме ипри раннем детском аутизме.

Возраст вмесяцах

Развитие внорме

Развитие при аутизме

2

Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении

-

6

Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.

Повторяет действия, имитируя взрослого.

Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием.

Некоторые дети очень возбудимы.

Слабый зрительный контакт.

Нет ответных социальных проявлений.

8

Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.

Игры в прятки («ку-ку») и др. сходные по сценарию.

Показывает объекты взрослым.

Машет рукой на прощание.

Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты.

Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие.

Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.

12

Ребенок чаще инициирует игры.

Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии.

Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.

Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.

Не волнуется при разлуке с матерью.

18

Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки.

Игра с самим собой или параллельная являются более типичными.

-

24

Появляются эпизоды, похожие на игру.

При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа «Догони и дотронься» в большей степени, чем общая игра с игрушками).

Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.

Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.

Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.

36

Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками.

Часто ссорится со сверстниками.

Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.

Любит смешить других.

Хочет сделать что-то хорошее родителям.

Не допускает к себе других детей.

Чрезмерно возбудим.

Не понимает значения наказания.

48

Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре.

Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.

Исключает нежелательных детей из игры.

Не способен понять правила игры.

Особенности речевого развития детей саутизмом.

При раннем детском аутизме часто отмечают отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную к нему речь. В возрасте 2–2, 5 лет отмечается отставание речи от возрастной нормы. Этому, как правило, предшествует какое — либо соматическое заболевание, психологические травмы или другие отрицательные воздействия. Ухудшение речи влечет за собой нарастание трудностей в моторике. Несмотря на утрачивание внешней речи, внутренняя речь ребенка сохранна и способна развиваться. Только после длительного и внимательного наблюдения можно увидеть эту особенность речи ребенка с РДА. На первый взгляд может показаться, что ребенок совсем не понимает обращенную к нему речь, так как он далеко не всегда и не сразу выполняет речевые инструкции. Однако, многое зависит от ситуации. Так, при непроизвольном аффективном внимании ребенка речь понимается им лучше, чем при прямом контакте. Кроме того, такие дети часто не имеют возможности выполнить просьбу вследствие моторного недоразвития, недостаточной целенаправленности и невозможности сосредоточения внимания.

Может быть и другой вариант. В этом случае отмечается задержка в становлении речи. Гуление проявляется в 3–5 мес., лепет в 5–11 мес., а иногда даже отмечается его отсутствие. Первые слова начинают появляться от 1 года 2 мес. до 3 — х лет. Эти слова не имеют даже малейшего характера обращения, а представляют собой лишь стереотипный набор слов — штампов. Типичными для этого варианта речевого развития являются стойкие нарушения звукопроизношения, перестановка звуков в словах, замедленный темп речи, только в редких случаях отмечается ускоренный темп. В связи с понижением психического тонуса у ребенка с ранним детским аутизмом не возникает побуждений к речевой деятельности, поэтому его словарный запас накапливается медленно, за счет механического запоминания и закрепляется благодаря склонности ребенка к стереотипиям. У такого ребенка сильно затруднено развитие фразовой речи, спонтанные фразы аграмматичны, то есть в речи не употребляются предлоги, слова не изменяются по родам и числам, глаголы в речи встречаются преимущественно в неопределенной форме, прилагательные практически отсутствуют.

К. Гилберг и Т. Питерс считают, что при аутизме имеет место нарушение речи и языка. При аутизме в основании дефекта в большей степени лежит нарушение понимания коммуникации. Основная проблема — ограниченная способность человека понимать значение коммуникации, а именно: обмена информацией между двумя людьми. Речевые расстройства затрудняют контакт с окружающими, поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Таким образом, психические и речевые нарушения у детей с синдромом раннего детского аутизма многогранны и имеют свои специфические особенности.

Особенности коррекционно— развивающей работы сдетьми

с ранним детским аутизмом учителя— логопеда вусловиях ДОУ.

Первое, что наиболее важно при работе с такими детьми, это установить эмоциональный контакт. Это очень сложный и долгий процесс. Здесь подойдут такие игры:

– «Волшебный сундучок»;

– «Веселые матрешки»;

– «Бусинки, камушки»;

– «Волшебный мячик»;

– «Одинаковые — разные»;

– «Занимательная коробка». Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику.

После установления эмоционального контакта, я стала использовать различные игры и упражнения на развитие мелкой, а чуть позже и общей моторики. Здесь мне помогли следующие виды деятельности:

– рисование кончиками пальцев на песке, по манке;

– лепка пластилином, тестом;

– нанизывание бус, макарон;

– шнуровки;

– выкладывание различных картин при помощи кабошон, пуговиц;

– пластилиновые заплатки;

– пальчиковые игры с проговариванием.

На развитие общей моторики я использовала небольшие стихотворения с движениями, например:

«Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг (показать друг на друга).

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)».

На артикуляционную гимнастику я использовала в начале сухой бассейн, куда прятала простые упражнения. Ребенок доставал изображение и повторял то, что нарисовано на картинке. А уже через время я стала использовать картотеку «Сказки о Веселом язычке».

Дыхательные упражнения использовались в основном: «Подуй на листок», «Подуй на ладошки», «Подуй на кораблик» и др.

Немаловажную роль также играли игры на звукоподражание:

– «Повторюша»: способствует расширению словарного запаса ребенка, а также дает ему возможность послушать и повторить разнообразные звуки.

Словарный запас у таких детей количественно и качественно неполноценен, представлен обиходно-бытовой лексикой. В речи наблюдаются стойкие аграмматизмы. Для развития используются следующие направления:

  1. обогащение предметного и глагольного словаря;
  2. формирование грамматического строя речи:
  3. формирование структуры предложения; (при построении предложения большое значение имеет опора на схемы, карточки — подбор предложений к схеме, запись предложений под схемой, самостоятельное придумывание предложений по схеме);
  4. упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования; (использование игровых приёмов, картинок и вопросов на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам, родам и т. д.).

У детей с аутизмом недостаточно сформирована устная связная речь, т. е. такие дети испытывают трудности с составлением рассказов по сюжетным и сериям сюжетных картинок, с пересказом прочитанного текста.

Литература:

  1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология: научно-методический журнал; Ред. Н. Н. Малофеев, А. Б. Меньков. — 2005. — № 2 2005. — с. 46–57.
  2. Буянов М. И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. 2001. — 88с.
  3. Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. — 2003. — № 9. — С.10–11..
  4. Додзина О. Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. — 2004. — № 6. — С.44–52.
  5. Иванова Н. Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. — 2002. — № 2.
  6. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь,2007.- 288с.
  7. Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: Дисс.. канд. псих, наук,- М. 2000. — 124 с.
  8. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. — М.: Теревинф, 2005.-288с.
  9. Носкова Н. В. Психология возрастного развития человека: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2004.228 с.
  10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Циркин С. Ю. — 2002. — 446c.
  11. Феррари П. Детский аутизм; пер. с фр. О. Власовой. — М.: РОО “Образование и здоровье”, 2006.-127с.
  12. Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. — 2004.- 74c.
  13. Шипицина Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. — СПб.: “Дидактика Плюс”, — 2001. — 368с.
  14. https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=11083
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний детский аутизм, игра, эмоциональный контакт, аутизм, речевое развитие, взрослый, зрительный контакт, игра типа, общая моторика.


Похожие статьи

Играют дети — играем вместе (игровая терапия для детей...)

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Д. В. Менджерицкая. Под аутизмом понимается явная необщительность ребенка, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Аутизм предстает все более распространенной и значимой социальной проблемой

- Интеллектуальное и речевое развитие отличаются значительной вариабельностью и

Эмоционально — уровневый подход — разработан В.В. Лебединским, К. С. Лебединской, О. С...

Использование интерактивной папки для развития высших...

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок

Стремление понять ребенка с аутизмом во всех тонкостях его проявлений — одна...

Игровая терапия при аутизме | Статья в сборнике международной...

Нарушение психического развития детейранний детский аутизм [Текст] Дефектология.

Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма. Сложности в работе с аутичными детьми...

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

По мере развития навыков общения у детей с ранним детским аутизмом и улучшения их состояния в целом они переводятся в

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при.

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой

Речевые и коммуникативные навыки нарушаются при РДА в наибольшей степени.

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и...

Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством...

Дети с ранним детским аутизмом имеют большие трудности в социальном взаимодействии и коммуникации.

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним...

Ранний детский аутизм (РДА) — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Похожие статьи

Играют дети — играем вместе (игровая терапия для детей...)

Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Д. В. Менджерицкая. Под аутизмом понимается явная необщительность ребенка, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

Использование приемов поведенческой терапии в работе по...

Аутизм предстает все более распространенной и значимой социальной проблемой

- Интеллектуальное и речевое развитие отличаются значительной вариабельностью и

Эмоционально — уровневый подход — разработан В.В. Лебединским, К. С. Лебединской, О. С...

Использование интерактивной папки для развития высших...

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок

Стремление понять ребенка с аутизмом во всех тонкостях его проявлений — одна...

Игровая терапия при аутизме | Статья в сборнике международной...

Нарушение психического развития детейранний детский аутизм [Текст] Дефектология.

Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма. Сложности в работе с аутичными детьми...

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

По мере развития навыков общения у детей с ранним детским аутизмом и улучшения их состояния в целом они переводятся в

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при.

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой

Речевые и коммуникативные навыки нарушаются при РДА в наибольшей степени.

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и...

Развитие коммуникативных навыков у детей с расстройством...

Дети с ранним детским аутизмом имеют большие трудности в социальном взаимодействии и коммуникации.

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

Ранний детский аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним...

Ранний детский аутизм (РДА) — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Задать вопрос