В данной статье рассматриваются дефиниции терминов «цифровая экономика» и «цифровая трансформация», оцениваются их взаимосвязь и взаимозависимость, изучаются проблемные вопросы взаимодействия экономики страны и ее правовой среды на примере органов прокуратуры Российской Федерации, а также представляются возможные варианты решения означенных проблем.
Ключевые слова: право, цифровая экономика, цифровизация, цифровая трансформация, цифровая трансформация права, дигитализация, прокуратура Российской Федерации.
This article discusses the definitions of the terms «digital economy» and «digital transformation», assesses their relationship and interdependence, studies the problematic issues of interaction between the country's economy and its legal environment on the example of the prosecutor's office of the Russian Federation, and also presents possible solutions to these problems.
Keywords: law, digital economy, digitalization, digital transformation, digital transformation of law, digitalization, prosecution bodies of the Russian Federation
На сегодняшний день учеными наблюдается тенденция усиления влияния процессов цифровизации, цифровой трансформации и дигитализации на различные сферы жизни общества. Правовая область человеческой жизнедеятельности не является исключением. Невозможно не отметить факт положительного воздействия от применения высокотехнологичных процессов к сфере права, что способствует более эффективному взаимодействию человека и правительства, посредством ускоренного и оперативного разрешения проблем, возникающих в жизни общества и государства [1, с. 32].
Тенденция усиления влияния процессов цифровизации, цифровой трансформации и дигитализации на правовую область человеческой жизнедеятельности определяет актуальность разрешения проблемных вопросов, связанных с трансформацией права в целом и органов прокуратуры России в частности под влиянием существования и развития цифровых явлений и процессов в экономике страны.
Целью исследования в данной работе является изучение понятий «цифровая экономика» и «цифровая трансформация», анализ проблем их взаимодействия в правовой сфере, а также оценка влияния указанных процессов на деятельность правоохранительных органов Российской Федерации (органов прокуратуры России в частности).
Изучение воздействия технологий на жизнь в большей степени проводится в рамках экономической, а не правовой науки. В связи с этим, необходимо уделить большое внимание вопросам цифровизации, цифровой трансформации и дигитализации экономики как таковой. С момента, когда цифровая экономика стала частью современной действительности, когда появились новые, ранее неизвестные общественные отношения, возникла необходимость в совершенствовании правовой парадигмы, приобретающей статус цифровой.
На сегодняшний день имеются разнообразные дефиниции понятия «цифровая экономика». Они базируются на стыке правовой и экономической наук, а потому указанный термин определяется неоднозначно. Несмотря на это, в данной работе планируется систематизировать вышеназванные определения и «вывести» авторское.
Термин «цифровая экономика» охватывает собой описание рынков, сосредоточенных на цифровых технологиях, а также рынков, переходящих с использования аналоговых устройств хранения и передачи информации на цифровые.
Сам термин «цифровая экономика» был введен Н. Негропонте в 1995 году в качестве явления, описывающего новую культуру, вставшую на рельсы цифрового контента. Со временем указанное понятие стало в большей степени применяться к экономике как таковой.
В соответствии с определением, данным Всемирным банком, под цифровой экономикой следует понимать совокупность экономических, социальных и культурных отношений, основой которых является применение информационно-коммуникационных технологий [3, с. 53].
Думается, что вышеназванные понятия полностью не охватывают сути цифровой экономики как процесса, связанного с производством какого-либо товара или оказанием той или иной услуги. В связи с этим, предлагается дать собственное определения понятию «цифровая экономика», где под последней необходимо понимать систему социально-экономических отношений, основанную на использовании большого объема данных, создаваемых и трансформируемых в различных информационных системах, через использование современных способов и средств обработки данных, с целью получения прибыли для создания новых производств, платформ, моделей управления, новых рынков и новых потребителей.
Тема развития цифровой экономики в России стала ключевой в выступлении Владимира Путина на Петербургском Международном экономическом форуме. Он отметил, что цифровая экономика есть основа, позволяющая создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяющая формат образования, здравоохранения, государственного управления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задающая новую парадигму развития государства, экономики и всего общества [4, с. 54].
Основой цифровой экономики является цифра — сигнал, импульс которого доходит до каждого субъекта экономических отношений, что автоматизирует работу по управлению в рамках отношений, складывающихся в процессе производства на конкретном предприятии, и управлению в рамках экономики страны [3, с. 53–54].
Цифровизация определяет создание в экономическом пространстве цифровых платформ, которые позволяют решать вопросы стратегического характера в различных областях человеческой деятельности, в том числе в сфере права [2, с. 379].
Эффективность такого управления зависит от бесперебойного взаимодействия цепочки экономических агентов посредством использования цифровых технологий.
Следующее понятие, связанное с цифровой экономикой, и являющееся его частью — цифровая экосистема. Она представляет собой систему отношений, складывающихся в процессе построения схемы взаимосвязей и взаимозависимостей вокруг диджитал-платформы (платформы взаимодействия потребителей и поставщиков товаров и услуг).
И, наконец, последнее, но не по значимости понятие, связанное с цифровой экономикой — «цифровая трансформация». Цифровая трансформация является связующим звеном в рамках отношений право — экономика. Цифровая трансформация предполагает изменение существующих институтов и процессов управления в части возможности предприятия, органа управления или государственного органа пользоваться привилегиями, получаемыми с использованием информационных технологий [3, с. 54].
Цифровая трансформация объекта выступает результатом процесса цифровизации. Эффективность цифровой трансформации права определяется степенью использования цифровых технологий в сфере государственного управления, в деятельности негосударственных организаций и в жизнедеятельности рядовых граждан [2, с. 380].
Здесь хотелось бы сделать акцент на цифровой трансформации органов прокуратуры России, ведь еще с 14 сентября 2017 г. действует Приказ Генеральной Прокуратуры РФ «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года», которым утверждены цели и задачи цифровой трансформации, ее принципы, соответствующие мероприятия и т. д..
Актуальность решения вопроса цифровой трансформации органов прокуратуры обусловлена, с одной стороны, современными тенденциями развития цифровой экономики России, повышением требований к защищенности государственных информационных ресурсов и систем, усилением государственной координации и расширением направлений межведомственного взаимодействия органов прокуратуры в установленной сфере деятельности, а с другой — нерешенностью некоторых проблем, о которых будет сказано далее.
К проблемным вопросам в сфере внедрения процессов цифровой трансформации в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации можно отнести следующие:
— несоответствие правового регулирования в сфере цифровой трансформации реалиям современной действительности;
— несоответствие приемов и методов информационно-аналитической деятельности, используемых органами прокуратуры, современным реалиям;
— отсутствие единства в процессе внедрения механизмов дигитализации в деятельность органов Генеральной прокуратурой и прокуратурами на местах;
— несовершенство процессов межведомственного взаимодействия органов прокуратуры с другими государственными органами;
— использование устаревшего оборудования;
— отсутствие возможности перенять опыт перехода на «цифровые рельсы» других стран по причине специфики системы прокуратуры Российский Федерации;
— сопротивление прокурорских работников к внедрению новых стандартов;
— отсутствие унифицированных стандартов создания и использования информационных ресурсов;
— недостаточная защищенность систем информационных ресурсов и коммуникации;
— несовершенство системы автоматизации надзорной деятельности органов прокуратуры;
— жесткая регламентация деятельности в сфере оказания государственных услуг с высокой ценой ошибки;
— отсутствие многоканальности электронных сервисов.
Данные проблемы не являются неразрешимыми. С ними можно разобраться путем своевременного осуществления изменений в праве с изменениями технологий, для которых оно применяется; внедрения современных технологий в деятельность органов прокуратуры; своевременного обучения сотрудников; совершенствования многоуровневой системы электронного взаимодействия органов прокуратуры с другими участниками общественных отношений; приобретения более качественного, современного оборудования; планирования и прогнозирования результатов деятельности прокуратуры в сфере цифровой трансформации собственной деятельности; совершенствования технологий хранения и передачи информации.
В заключение хотелось бы сказать о том, что внедрение в сферу права цифровых технологий является вызовом современной действительности, который обуславливает необходимость в правовом регулировании возникающих правоотношений. Внедрение процессов цифровой трансформации правовой среды в целом и органов прокуратуры России в частности обеспечит возможность совершенствования цифровой экономики и трансформирует систему работы правоохранительных органов. Новое цифровое правительство позволит государственным органам оказывать более качественные услуги и осуществлять свою деятельность более «прозрачно» и открыто.
Российское законодательство на сегодняшний день отстает от темпов революционных изменений в сфере техники и технологий, однако несовершенство законодательной базы может стать стимулом для развития российского права, соответствующего требованиям цифровой экономики. Если Российской Федерации удастся это сделать, можно будет с уверенностью говорить об укреплении одного из лидирующих положений страны в современной экономической реальности.
Литература:
- Василевич Г. А. Цифровизация права как средство повышения его эффективности // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8. С. 32–35.
- Камнева В. В. Цифровая экономика, цифровизация и цифровая трансформация // Скиф. 2020. № 2(42). С. 377–381.
- Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. 2019. № 3 (193). С. 48–55.
- Филиппова И. А., Незванов Д. Д. Развитие цифровой экономики в России// Вестник УлГТУ. 2018. № 3 (83). С. 54–56.