В статье приводится анализ состояния цифровизации прокуратуры Российской Федерации при работе с обращениями граждан; исследуются проблемы и перспективы заданного курса цифровой трансформации прокуратуры; рассматриваются возможные пути решения проблем, возникающих при работе органа с электронными обращениями.
Ключевые слова: прокуратура, обращение, интернет, цифровизация, защита персональных данных, техническая оснащенность.
В настоящее время процесс разработки новых технологий в различных сферах общественной жизни достиг значительных высот. Программа «Информационное общество», которая была утверждена Правительством Российской Федерации в 2014 году, послужила большим толчком к превращению государства в цифровую платформу. Цифровизация — это современные тенденции в развитии экономики и общества, направленные на улучшение жизни населения и различных сфер жизни.
В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» одной из основных задач является стимулирование граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также обеспечение внутренней и внешней безопасности нашего государства. [1, с. 26].
Цифровые технологии не могли не сказаться и на системе прокуратуры. В целях совершенствования работы прокуратуры и обеспечения надлежащего прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина была утверждена «Концепция цифровой трансформации органов прокуратуры и организаций до 2025 года», согласно которой целью цифровизации этих органов является повышение уровень эффективности и результативности деятельности прокуратуры, включая, в частности, работу с обращениями граждан. С 2017 года реализуется курс на цифровую трансформацию работы органа с целью обеспечения, в первую очередь, высокотехнологичного прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Согласно ведомственному акту «Концепция цифровой трансформации органов прокуратуры и организаций до 2025 года», целями цифровизации органов прокуратуры являются повышение эффективности и результативности работы, в том числе работы с обращениями граждан [2].
С 2010 года, с момента появления возможности подачи такого вида обращения в прокуратуру как электронное, оно было приравнено к письменному. Процедура рассмотрения, разрешения апелляции и ведения учета с такой апелляцией в прокуратуре практически ничем не отличается от работы с апелляцией, поданной в письменной или устной форме. Но на практике это вызвало ряд трудностей, которые до сих пор не решены. К таким трудностям можно отнести своевременность регистрации и рассмотрения апелляции. Действительно, во многом нестабильная связь может повлиять на скорость решения вопроса по жалобе граждан, что недопустимо, поскольку речь может идти о вещах, важных в жизни гражданина. Конечно, мы должны учитывать тот факт, что сейчас, по большей части, в прокуратуре имеет место стабильное оборудование связи, тем не менее, будут отдаленные районы, где с этим могут возникнуть проблемы. И права всех граждан равны и должны быть полностью реализованы независимо от местонахождения [3, с. 19].
В рамках этой концепции, направленной на цифровизацию прокуратуры, мы можем определить основные цели, которые заключаются в повышении эффективности прокуратуры в области надзора за верховенством закона, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защитой интересов государства и общества законом; Создание условий для оперативного осуществления надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора; Развитие свободного, устойчивого и безопасное взаимодействие прокуратуры с физическими и юридическими лицами, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления [4,с. 47].
Рассматривая тот или иной вопрос, приходишь к выводу о преимуществах или недостатках. И в цифровизации имеют место быть оба аспекта. Среди очевидных плюсов стоит выделить: сокращение времени, затрачиваемого на работу с бумажными документами, возможность бесперебойного оперативного доступа к надзорному производству, возбужденному по апелляции, и, наконец, сокращение бюджетных расходов. А среди самых очевидных минусов мы можем выделит сокращение рабочих мест. Тем не менее стоит учитывать тот факт, что полная замена человеческого труда техническим трудом является неразумным способом достижения целей цифровизации.
Цифровая трансформация направлена на то, чтобы прокурорский надзор был высокотехнологичным, а документооборот — электронным. И первые успехи внедрения цифровых технологий уже налицо. Так, например, если все прокуратуры были объединены одной внутренней электронной сетью, то сейчас создаются две электронные системы: одна — внутренняя сеть, закрытая, с высокой степенью защиты информации, для служебного пользования прокуратурами всех регионов России. Вторая сеть свяжет прокуратуру с «внешним миром».
В дополнение к значительной экономии затрат на производство, транспортировку и хранение большого количества бумажных материалов, лучшим результатом перехода на цифровые технологии является то, что данные становятся свободными от бумажных ящиков и легко доступными для анализа, поиска соответствующих судебных слушаний.
Внедряется система веб-наблюдения, которая позволит отслеживать движение жалоб, автоматически подсчитывать количество обращений в целом, по видам правонарушений и т. д. Система веб-контроля настолько инновационна, что вскоре изменит систему и философию управления документами. Все документы: информационные письма, результаты проверок, обращения граждан [5, с. 132].
Таким образом, процесс цифровизации продолжается, все те недочёты, которые существуют на сегодняшний день, рано или поздно будут устранены. Важно понимать, что в органах прокуратуры цифровизация необходима в достижении более эффективных результатов в поддержании законности в стране, доступности населению и прозрачности ее работы, при этом не следует забывать, что цифровизация — это очень длительный процесс.
Литература:
- Евсюков В. В., Пышный А. И. Цифровая экономика — новый этап информатизации общества // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2018. № 4–1. С. 26.
- Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года [Электронный ресурс]: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627. — Режим доступа: URL: https://www.garant.ru
- Ганина С. В., Коваль Е. А. Цифровизация порядка работы с обращениями граждан в органах прокуратуры РФ // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. № 18. С. 19.
- Завьялова И. С. Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. № 4 С. 47.
- Яцуценко В. В. Проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 11 С. 132.