Психологические особенности процесса аккультурации в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 330 раз

Библиографическое описание:

Янгибоева, Д. Р. Психологические особенности процесса аккультурации в современном мире / Д. Р. Янгибоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90836/ (дата обращения: 19.04.2024).



В процессе аккультурации группы людей и их отдельные члены вступают в межкультурный контакт, что приводит к возникновению конфликта и необходимости ведения переговоров для достижения результатов, адаптивных для обеих сторон. Рассматриваются исследования по аккультурации, включая стратегии аккультурации, изменения в поведении и аккультурационный стресс. Существуют большие групповые и индивидуальные различия в том, как люди (в обеих контактирующих группах) осуществляют свою аккультурацию (описываемую в терминах стратегий интеграции, ассимиляции, отделения и маргинализации), в том, насколько сильный стресс они испытывают и насколько хорошо они адаптируются психологически и социокультурно.

Ключевые слова: аккультурация, психологические особенности, межкультурный контакт, личность, ассимиляция, интеграция, стресс.

Культурная ориентация — это лишь одна из многих различных точек зрения, на которые опираются люди, принимая решения о здоровье и здравоохранении. Индивидуальная психология, прошлый опыт, религиозные и духовные взгляды, социальное положение, социально-экономический статус и семейные нормы — все это может внести свой вклад в убеждения и практику человека в отношении здоровья. Эти убеждения и практика также могут меняться со временем и по-разному проявляться в различных ситуациях и обстоятельствах. Из-за значительной вариативности убеждений и поведения в отношении здоровья, наблюдаемой среди членов одной и той же культурной группы, подход к культурной компетентности, который подчеркивает набор знаний о конкретных культурных практиках в отношении здоровья в различных культурных группах, может привести к ложным предположениям и стереотипам [3]. Знания важны, но на них далеко не уедешь. Вместо этого предпочтительным является подход, который фокусируется на приобретении медицинским работником навыков и установок, связанных с открытым и эффективным стилем общения.

Психологическая аккультурация относится к изменениям в психокультурных ориентациях индивидов, которые развиваются в результате вовлечения и взаимодействия в новых культурных системах. Реагируя на различные наборы норм культуры происхождения и принимающей культуры, аккультурирующиеся индивидуумы формируют свою собственную интерпретацию соответствующих ценностей, обычаев и практик по мере того, как они ведут переговоры между культурными контекстами [1].

Аккультурация относится к психологической и культурной адаптации, которая происходит в отдельных людях, семьях и культурных группах, которые вступают в контакт с другими людьми с другим культурным происхождением. Аккультурация описывает изменения, культурные или психологические, которые происходят в результате длительного непосредственного контакта между двумя разными культурами. Психологическая аккультурация описывает изменения, происходящие на индивидуальном психологическом уровне. Этот конструкт помогает нам изучить и понять изменения, адаптацию и другие психосоциальные процессы, которые происходят, когда иммигранты и беженцы поселяются в принимающей стране с другой культурой, которая в большинстве случаев является доминирующей культурой и культурой большинства, обладающей наибольшей социальной властью.

Аккультурация — это процесс культурных и психологических изменений, происходящих в результате контакта между культурными группами и их отдельными членами. Аккультурация следует за миграцией и продолжается в культурно плюральных обществах среди этнокультурных сообществ. Адаптация к жизни в условиях культурного контакта происходит с течением времени. Иногда она вызывает стресс, но часто приводит к определенной форме взаимного приспособления. В последние десятилетия аккультурация стала одной из крупнейших областей исследования и применения. Большинство особенностей процесса и результатов аккультурации и адаптации в настоящее время достаточно хорошо изучены, что позволяет разрабатывать политику и программы, способствующие успешному исходу для всех сторон [2].

Исторически предполагалось, что аккультурация протекает линейно, по мере того как новоприбывшие и группы меньшинств постепенно отказываются от своей традиционной культурной идентичности, ценностей, обычаев и других характеристик и вливаются или ассимилируются в основную культуру доминирующей принимающей группы. В средней точке этой траектории индивиды могут быть названы бикультурными, находящимися между двумя культурами.

Первоначальный интерес к аккультурации вырос из озабоченности последствиями европейского господства над колониальными и коренными народами. Позже он сосредоточился на том, как меняются иммигранты (как добровольные, так и недобровольные) после их въезда и поселения в принимающих обществах. В последнее время значительная часть работы была посвящена тому, как этнокультурные группы относятся друг к другу и изменяются в результате их попыток жить вместе в культурно плюралистических обществах. В настоящее время все три направления важны, поскольку глобализация приводит к все более масштабным торговым и политическим отношениям. Коренное национальное население подвергается неоколонизации; новые волны иммигрантов, переселенцев и беженцев возникают в результате этих экономических и политических изменений; крупные этнокультурные группы населения обосновываются в большинстве стран [7].

Ранние взгляды на природу аккультурации являются полезной основой для современных дискуссий. Две формулировки, в частности, широко цитируются. Первая, написанная Редфилдом и его коллегами в статье 1936 года, звучит следующим образом: «Аккультурация охватывает те явления, которые возникают, когда группы людей с разными культурами вступают в непрерывный непосредственный контакт, с последующими изменениями в первоначальных культурных моделях одной или обеих групп» [6]. Согласно этому определению, аккультурацию следует отличать от изменения культуры, одним из аспектов которого она является, и от ассимиляции, которая иногда является фазой аккультурации.

В 1930-е гг. наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. Термин «аккультурация» прочно вошел в американскую антропологию. Аккультурация была предметом исследований М.Херсковица, М.Мида, Р.Редфилда, Л.Спайера, Р.Линтона, А.Малиновского. Первоначально феномен аккультурации воспринимался учеными как результат длительного контакта представителей разных культур, который приводил к изменению их первоначальных культурных моделей с учетом значимости каждой из взаимодействующих групп. Было распространено мнение, что при этом культуры смешиваются, в результате чего достигается состояние культурной и этнической однородности, причем менее развитая культура подвергается большему влиянию со стороны более развитой [8].

В другой формулировке Совет по исследованию социальных наук в 1954 году определил аккультурацию как изменение культуры, которое инициируется соединением двух или более автономных культурных систем. Аккультурационные изменения могут быть следствием прямой культурной передачи; они могут быть вызваны некультурными причинами, такими как экологические или демографические изменения, вызванные влиянием чужой культуры; они могут быть отсроченными, как в случае внутренней адаптации после принятия чуждых черт или моделей; или это может быть реактивная адаптация традиционного образа жизни [4].

В первой формулировке аккультурация рассматривается как один из аспектов более широкой концепции изменения культуры (то, что является результатом межкультурного контакта), считается, что она порождает изменения в «любой или обеих группах», и отличается от ассимиляции (которая может быть «иногда фазой»). Эти различия важны для психологической работы и рассматриваются далее в этой статье. Во втором определении добавляется несколько дополнительных характеристик, включая изменение, которое является косвенным (не культурным, а скорее «экологическим»), отсроченным (внутренние корректировки, предположительно, как культурного, так и психологического характера, требуют времени) и может быть «реактивным» (т. е. отвергать культурное влияние и меняться в сторону более «традиционного» образа жизни, а не неизбежного большего сходства с доминирующей культурой) [5].

Было установлено, что уровни аккультурации и инкультурации являются важными предикторами терапевтического альянса и результатов лечения меньшинств, вовлеченных в аддиктивное поведение, и являются критическими переменными, которые необходимо учитывать при разработке эффективных планов лечения. Уровень аккультурации — это степень, в которой человек из группы меньшинства функционирует и компетентно взаимодействует в рамках культуры большинства. Высокий уровень аккультурации связан с высоким уровнем компетентности в понимании и использовании убеждений и практик культуры большинства и успешным участием в функциях культуры большинства. Высоко аккультурированные меньшинства часто умеют пользоваться языком большинства, получили высшее образование в школах культуры большинства, работают в организациях культуры большинства и способны ежедневно компетентно функционировать в культуре большинства. Низкий уровень аккультурации, с другой стороны, ассоциируется с малой вовлеченностью в деятельность культуры большинства, малым пониманием убеждений или практики культуры большинства, а иногда и малым использованием языка культуры большинства. Люди с низким уровнем аккультурации часто не получили образования в учебных заведениях культуры большинства, поэтому часто оказываются в невыгодном конкурентном положении при трудоустройстве в культуре большинства.

Современное, более широкое понятие аккультурации таково: это процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиции принципиально нового культурного синтеза. В результате взаимодействия культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в более сложные отношения. Реальное взаимодействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение — эрозия) последствия. На характер аккультурации оказывает влияние несколько факторов:

– степень дифференциации принимающей культуры: общество, располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, в состоянии адаптировать функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру;

– длительность контакта: растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а привыкание и постепенное принятие;

– политико-экономические условия взаимодействия: ситуация политического и экономического господства или зависимости во многом определяет содержание культурного общения.

Литература:

1. Berry JW. Acculturation as varieties of adaptation. In: Padilla AM, editor. Acculturation: Theory, models, and some new findings. Boulder, CO: Westview; 1980. pp. 9–24.

2. Redfield R., Linton R., Herskovits M. J. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. — 1936. — Vol. 38.

3. Simons S. E. Social assimilation // American Journal of Sociology. — 1901. — Vol. 6.

4. Berry J. W. Conceptual Approaches to Acculturation. In K. Chun, P. Balls-Organista, G. Marin (eds.), Acculturation: Advances in Theory, Measurement and Applied Research. — Washington: APA Books, 2003.

5. Brislin R. W., Cushner K., Cherrie C., Yong M. Intercultural interactions: A practical guide. — Beverly Hills, CA: Sage, 1986.

6. Ушканова Р. Д. Логико-семантический анализ аккультурации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. № 1. Т. 7. С. 149–153.

7. Кравченко А. И. Культурология: словарь. М.: Академический проект, 2000. С. 17.

8. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования // Universitas. 2013. Т. 1. № 3. С. 33–47.

Основные термины (генерируются автоматически): аккультурация, изменение, уровень аккультурации, группа, культура большинства, межкультурный контакт, отношение здоровья, изменение культуры, практик культуры большинства, психологическая аккультурация.


Похожие статьи

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой.

Исследование ценностей в современной психологии

Хофстеде определяет культуру как коллективныe умственныe программы или программное обеспечение ума, по которым члены различных групп

Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека. – система ценностей и норм, поддерживающих...

Пути к успешной межкультурной коммуникации

Нарушение межкультурных отношений между членами экипажа затрудняет контакты, хотя даже в этих условиях их поддерживают, преодолевая все барьеры и

Именно с этим вариантом межкультурной компетенции приходится чаше всего сталкиваться в практике коммуникации.

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

При обращении к культуре вопрос о цели исследования в большинстве случаев вообще не ставится, а выражение «предмет

Культура — это совокупность духовных ценностей и норм, которые присуще большой социальной группе, народу или нации, определяющий уровень...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология...

межкультурное взаимодействие, культура, социальная регуляция, взаимодействие, взаимодействие культур, отношение, типология, особый интерес, перманентный конфликт, смысловое значение.

Аспекты социокультурных рисков адаптации в условиях...

чувство отверженности (неприятия новой культурой) и чувство отвержения (неприятие новой культуры); сбой в ролевой структуре (ролях

Межкультурный контакт и процесс адаптации мигрантов во многом зависит от того, какой стратегии придерживается человек в процессе...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока, аккультурации поставил перед исследователями вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию.

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос...

Место средств массовой информации в процессе межкультурной...

Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне в рамках таких наук, как

Тем не менее, формирование новой интегральной культуры, или единого культурного

Ведущая роль в решении проблем межкультурного общения и межкультурного диалога...

Похожие статьи

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой.

Исследование ценностей в современной психологии

Хофстеде определяет культуру как коллективныe умственныe программы или программное обеспечение ума, по которым члены различных групп

Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека. – система ценностей и норм, поддерживающих...

Пути к успешной межкультурной коммуникации

Нарушение межкультурных отношений между членами экипажа затрудняет контакты, хотя даже в этих условиях их поддерживают, преодолевая все барьеры и

Именно с этим вариантом межкультурной компетенции приходится чаше всего сталкиваться в практике коммуникации.

Уникальность концепции М. С. Кагана: взгляд современника

При обращении к культуре вопрос о цели исследования в большинстве случаев вообще не ставится, а выражение «предмет

Культура — это совокупность духовных ценностей и норм, которые присуще большой социальной группе, народу или нации, определяющий уровень...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология...

межкультурное взаимодействие, культура, социальная регуляция, взаимодействие, взаимодействие культур, отношение, типология, особый интерес, перманентный конфликт, смысловое значение.

Аспекты социокультурных рисков адаптации в условиях...

чувство отверженности (неприятия новой культурой) и чувство отвержения (неприятие новой культуры); сбой в ролевой структуре (ролях

Межкультурный контакт и процесс адаптации мигрантов во многом зависит от того, какой стратегии придерживается человек в процессе...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока, аккультурации поставил перед исследователями вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию.

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос...

Место средств массовой информации в процессе межкультурной...

Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне в рамках таких наук, как

Тем не менее, формирование новой интегральной культуры, или единого культурного

Ведущая роль в решении проблем межкультурного общения и межкультурного диалога...

Задать вопрос