Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.

Статья просмотрена: 1275 раз

Библиографическое описание:

Погорелова, В. А. Психологическое сопровождение личности в полиэтническом образовательном пространстве / В. А. Погорелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5113/ (дата обращения: 19.10.2024).

В статье рассматривается проблема психологического сопровождения личности в условиях полиэтнической образовательной среды, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особенностей субъектов полиэтнической образовательной среды.

Ключевые слова: поликультурная личность, психологическое сопровождение, полиэтническая образовательная среда.


В современной России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к разным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю. Особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ – это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой. Поэтому необходимо рассмотреть процесс формирования межэтнического взаимодействия как весьма сложную совокупность разнообразных, конструктивных и деструктивных форм отношений между этническими группами и их представителями.

Многочисленными научными исследованиями установлено, что вхождение в новую культуру и адаптация к ней могут сопровождаться рядом негативных явлений: ностальгией и депрессией, повышенной тревожностью, раздражительностью, недостатком уверенности в себе, психологическим дискомфортом и стрессами, путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности, потерей друзей и прежнего социального статуса, отверженностью и т.д. [4].

Эффективность межнациональных отношений зависит от частоты и глубины контактов, относительного равенства прав, численного соотношения наций и этнических групп, явных различительных характеристик, к которым относятся язык, психология, религия.

Межнациональные контакты могут осложняться и в силу имеющихся различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловленные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нормы, правила, стандарты отношений, свойственные представителям конкретных народов.

Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этнических общностей, т.е. на межличностном уровне. Эти контакты способны оказывать положительное влияние, когда понижается враждебность, уменьшается выраженность негативных восприятий представителей других этнических общностей, уменьшается внутренняя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосоматические расстройства.

Межнациональные отношения могут осуществляться на межгрупповом уровне, т.е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий: геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации; ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, традиции и т.д. другой доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней; сегрегации, когда группы существуют раздельно; интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании [1].

Трудности межнациональных отношений существуют всегда, т.е. внешние и внутренние (психологические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми. Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия – это препятствия психологического характера, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебности, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по своему характеру имеют как экономическую, политическую, культурную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного подхода.

Таким образом, поликультурность сообщества юга России определила основной образовательный сценарий вузовской системы. Он базируется на принципах вариативности, толерантности, свободы принятия решений, на уважении личности, диалогизме и открытости, реалистичности, на культивировании условий для самореализации личности. Во взаимодействии концептосфер субъектов полиязыкового образовательного процесса и происходит культурная самоидентификация, самоопределение и становление личности, показателем чего является эффективная языковая самореализация личности в университетской культурной среде. Трансъязыковые аккультурации образования сегодня можно определить как освоение интегрированных образовательных ситуаций совместного осмысления культурных/языковых концептов (реалий и фактов) и духовно-нравственного сопереживания участников образовательного процесса.

Образовательная среда должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны, учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой – прививать ему понимание и уважение к другим культурам. То есть речь идет о необходимости создания и развития полиэтнической образовательной среды, под которой мы будем рассматривать часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей [3].

Приезжающие на учебу в другую страну (регион) молодые люди, вчерашние школьники, зачастую попадают в «новый», неизвестный для себя мир. Это порождает массу социально-психологических проблем, связанных с адаптацией к чужой культуре. И прежде чем эта культура будет принята, освоена, человек совершит огромный путь от привычного ему стиля поведения, до совершенно иного, обогащенного новыми знаниями образа жизни. Возможно, ему придется отказаться от некоторых привычек, неприемлемых в данном обществе и пережить так называемый «культурный шок». Минимизировать его негативные последствия может психологическое сопровождение процесса развития поликультурной личности. Под поликультурной личностью понимается творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства. Понятие поликультурной личности сложно и многоаспектно, оно включает в себя множество компонентов, критериев, параметров, целую систему личностных качеств: позитивную Я-концепцию, чувство внутреннего равновесия, положительное отношение к себе и другим людям, тактичность, отзывчивость, терпимость, открытость, доброжелательность, толерантность. Такой человек осознает себя представителем одновременно нескольких культурных групп (этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной и др.), легко вступает в межкультурный диалог, с пониманием относится к культурным особенностям и воспринимает культурное разнообразие как норму их сосуществования.

Основной целью психологического сопровождения процесса развития поликультурной личности является полноценная реализация психологического потенциала личности, регулирование адекватных взаимоотношений субъектов деятельности, развитие навыков рефлексии, изменение отношения к себе и другим, формирование этнотолерантного сознания, развитие эмоциональной гибкости, улучшение социальной адаптации.

Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психологии народов, которые проявляются в контактах между представителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными [1].

Исходя из вышеобозначенных проблем, хотелось бы отметить, что организация психологического сопровождения студентов в настоящее время является актуальной задачей современного высшего образования как в его мультикультурном, так и в формирующем (профессонально-личностном) аспектах. В формировании этнических установок поликультурной личности важно, чтобы люди понимали необходимость как сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, так и развитие поликультурализма. Эти тенденции должны разумно сочетаться друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толерантности.


Литература:

  1. Ахвердова О.А. Конституциональная психотипологическая и поведенческая изменчивость личности подростка в полиэтнической среде. – М., 2007.

  2. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник. Том. гос. пед. ун-та, 2010. Вып. 12. С. 149–153.

  3. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. – М., 2004.

  4. Мантлер В. Этническая система идентификации: миф или реальность. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2000. №1. С. 58-59.

  5. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. – СПб., 2002.

  6. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах / Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997. С. 261.

  7. Шаповалов В.А. Высшее образование в поликультурном обществе. – Ставрополь, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурная личность, полиэтническая образовательная среда, представитель, группа, межкультурный диалог, образовательная среда, образовательный процесс, процесс формирования, психологическое сопровождение процесса развития, этническая идентичность.


Ключевые слова

поликультурная личность, психологическое сопровождение, полиэтническая образовательная среда., полиэтническая образовательная среда

Похожие статьи

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды

В данной статье анализируются проблемы формирования социокультурной толерантности у старшеклассников посредством усиления регионального социокультурного компонента в содержании образовательного процесса.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

В данной статье рассматривается компетентность педагога в условиях поликультурного социума. Вводится понятие поликультурной компетентности педагога, как значимой интегральной характеристики в современной образовательной среде.

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции

В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...

Похожие статьи

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды

В данной статье анализируются проблемы формирования социокультурной толерантности у старшеклассников посредством усиления регионального социокультурного компонента в содержании образовательного процесса.

К вопросу о поликультурной компетентности педагога

В данной статье рассматривается компетентность педагога в условиях поликультурного социума. Вводится понятие поликультурной компетентности педагога, как значимой интегральной характеристики в современной образовательной среде.

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Информационно-коммуникационные технологии как фактор обеспечения непрерывного совершенствования коммуникативной компетенции

В статье актуализируется проблематика обеспечения непрерывности процесса формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. Автор рассматривает решение данной проблемы с позиций информационно-коммуникационных технологий как одного из основ...

Задать вопрос