Психологические особенности процесса аккультурации в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 574 раза

Библиографическое описание:

Янгибоева, Д. Р. Психологические особенности процесса аккультурации в современном мире / Д. Р. Янгибоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90836/ (дата обращения: 16.12.2024).



В процессе аккультурации группы людей и их отдельные члены вступают в межкультурный контакт, что приводит к возникновению конфликта и необходимости ведения переговоров для достижения результатов, адаптивных для обеих сторон. Рассматриваются исследования по аккультурации, включая стратегии аккультурации, изменения в поведении и аккультурационный стресс. Существуют большие групповые и индивидуальные различия в том, как люди (в обеих контактирующих группах) осуществляют свою аккультурацию (описываемую в терминах стратегий интеграции, ассимиляции, отделения и маргинализации), в том, насколько сильный стресс они испытывают и насколько хорошо они адаптируются психологически и социокультурно.

Ключевые слова: аккультурация, психологические особенности, межкультурный контакт, личность, ассимиляция, интеграция, стресс.

Культурная ориентация — это лишь одна из многих различных точек зрения, на которые опираются люди, принимая решения о здоровье и здравоохранении. Индивидуальная психология, прошлый опыт, религиозные и духовные взгляды, социальное положение, социально-экономический статус и семейные нормы — все это может внести свой вклад в убеждения и практику человека в отношении здоровья. Эти убеждения и практика также могут меняться со временем и по-разному проявляться в различных ситуациях и обстоятельствах. Из-за значительной вариативности убеждений и поведения в отношении здоровья, наблюдаемой среди членов одной и той же культурной группы, подход к культурной компетентности, который подчеркивает набор знаний о конкретных культурных практиках в отношении здоровья в различных культурных группах, может привести к ложным предположениям и стереотипам [3]. Знания важны, но на них далеко не уедешь. Вместо этого предпочтительным является подход, который фокусируется на приобретении медицинским работником навыков и установок, связанных с открытым и эффективным стилем общения.

Психологическая аккультурация относится к изменениям в психокультурных ориентациях индивидов, которые развиваются в результате вовлечения и взаимодействия в новых культурных системах. Реагируя на различные наборы норм культуры происхождения и принимающей культуры, аккультурирующиеся индивидуумы формируют свою собственную интерпретацию соответствующих ценностей, обычаев и практик по мере того, как они ведут переговоры между культурными контекстами [1].

Аккультурация относится к психологической и культурной адаптации, которая происходит в отдельных людях, семьях и культурных группах, которые вступают в контакт с другими людьми с другим культурным происхождением. Аккультурация описывает изменения, культурные или психологические, которые происходят в результате длительного непосредственного контакта между двумя разными культурами. Психологическая аккультурация описывает изменения, происходящие на индивидуальном психологическом уровне. Этот конструкт помогает нам изучить и понять изменения, адаптацию и другие психосоциальные процессы, которые происходят, когда иммигранты и беженцы поселяются в принимающей стране с другой культурой, которая в большинстве случаев является доминирующей культурой и культурой большинства, обладающей наибольшей социальной властью.

Аккультурация — это процесс культурных и психологических изменений, происходящих в результате контакта между культурными группами и их отдельными членами. Аккультурация следует за миграцией и продолжается в культурно плюральных обществах среди этнокультурных сообществ. Адаптация к жизни в условиях культурного контакта происходит с течением времени. Иногда она вызывает стресс, но часто приводит к определенной форме взаимного приспособления. В последние десятилетия аккультурация стала одной из крупнейших областей исследования и применения. Большинство особенностей процесса и результатов аккультурации и адаптации в настоящее время достаточно хорошо изучены, что позволяет разрабатывать политику и программы, способствующие успешному исходу для всех сторон [2].

Исторически предполагалось, что аккультурация протекает линейно, по мере того как новоприбывшие и группы меньшинств постепенно отказываются от своей традиционной культурной идентичности, ценностей, обычаев и других характеристик и вливаются или ассимилируются в основную культуру доминирующей принимающей группы. В средней точке этой траектории индивиды могут быть названы бикультурными, находящимися между двумя культурами.

Первоначальный интерес к аккультурации вырос из озабоченности последствиями европейского господства над колониальными и коренными народами. Позже он сосредоточился на том, как меняются иммигранты (как добровольные, так и недобровольные) после их въезда и поселения в принимающих обществах. В последнее время значительная часть работы была посвящена тому, как этнокультурные группы относятся друг к другу и изменяются в результате их попыток жить вместе в культурно плюралистических обществах. В настоящее время все три направления важны, поскольку глобализация приводит к все более масштабным торговым и политическим отношениям. Коренное национальное население подвергается неоколонизации; новые волны иммигрантов, переселенцев и беженцев возникают в результате этих экономических и политических изменений; крупные этнокультурные группы населения обосновываются в большинстве стран [7].

Ранние взгляды на природу аккультурации являются полезной основой для современных дискуссий. Две формулировки, в частности, широко цитируются. Первая, написанная Редфилдом и его коллегами в статье 1936 года, звучит следующим образом: «Аккультурация охватывает те явления, которые возникают, когда группы людей с разными культурами вступают в непрерывный непосредственный контакт, с последующими изменениями в первоначальных культурных моделях одной или обеих групп» [6]. Согласно этому определению, аккультурацию следует отличать от изменения культуры, одним из аспектов которого она является, и от ассимиляции, которая иногда является фазой аккультурации.

В 1930-е гг. наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. Термин «аккультурация» прочно вошел в американскую антропологию. Аккультурация была предметом исследований М.Херсковица, М.Мида, Р.Редфилда, Л.Спайера, Р.Линтона, А.Малиновского. Первоначально феномен аккультурации воспринимался учеными как результат длительного контакта представителей разных культур, который приводил к изменению их первоначальных культурных моделей с учетом значимости каждой из взаимодействующих групп. Было распространено мнение, что при этом культуры смешиваются, в результате чего достигается состояние культурной и этнической однородности, причем менее развитая культура подвергается большему влиянию со стороны более развитой [8].

В другой формулировке Совет по исследованию социальных наук в 1954 году определил аккультурацию как изменение культуры, которое инициируется соединением двух или более автономных культурных систем. Аккультурационные изменения могут быть следствием прямой культурной передачи; они могут быть вызваны некультурными причинами, такими как экологические или демографические изменения, вызванные влиянием чужой культуры; они могут быть отсроченными, как в случае внутренней адаптации после принятия чуждых черт или моделей; или это может быть реактивная адаптация традиционного образа жизни [4].

В первой формулировке аккультурация рассматривается как один из аспектов более широкой концепции изменения культуры (то, что является результатом межкультурного контакта), считается, что она порождает изменения в «любой или обеих группах», и отличается от ассимиляции (которая может быть «иногда фазой»). Эти различия важны для психологической работы и рассматриваются далее в этой статье. Во втором определении добавляется несколько дополнительных характеристик, включая изменение, которое является косвенным (не культурным, а скорее «экологическим»), отсроченным (внутренние корректировки, предположительно, как культурного, так и психологического характера, требуют времени) и может быть «реактивным» (т. е. отвергать культурное влияние и меняться в сторону более «традиционного» образа жизни, а не неизбежного большего сходства с доминирующей культурой) [5].

Было установлено, что уровни аккультурации и инкультурации являются важными предикторами терапевтического альянса и результатов лечения меньшинств, вовлеченных в аддиктивное поведение, и являются критическими переменными, которые необходимо учитывать при разработке эффективных планов лечения. Уровень аккультурации — это степень, в которой человек из группы меньшинства функционирует и компетентно взаимодействует в рамках культуры большинства. Высокий уровень аккультурации связан с высоким уровнем компетентности в понимании и использовании убеждений и практик культуры большинства и успешным участием в функциях культуры большинства. Высоко аккультурированные меньшинства часто умеют пользоваться языком большинства, получили высшее образование в школах культуры большинства, работают в организациях культуры большинства и способны ежедневно компетентно функционировать в культуре большинства. Низкий уровень аккультурации, с другой стороны, ассоциируется с малой вовлеченностью в деятельность культуры большинства, малым пониманием убеждений или практики культуры большинства, а иногда и малым использованием языка культуры большинства. Люди с низким уровнем аккультурации часто не получили образования в учебных заведениях культуры большинства, поэтому часто оказываются в невыгодном конкурентном положении при трудоустройстве в культуре большинства.

Современное, более широкое понятие аккультурации таково: это процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиции принципиально нового культурного синтеза. В результате взаимодействия культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в более сложные отношения. Реальное взаимодействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение — эрозия) последствия. На характер аккультурации оказывает влияние несколько факторов:

– степень дифференциации принимающей культуры: общество, располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, в состоянии адаптировать функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру;

– длительность контакта: растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а привыкание и постепенное принятие;

– политико-экономические условия взаимодействия: ситуация политического и экономического господства или зависимости во многом определяет содержание культурного общения.

Литература:

1. Berry JW. Acculturation as varieties of adaptation. In: Padilla AM, editor. Acculturation: Theory, models, and some new findings. Boulder, CO: Westview; 1980. pp. 9–24.

2. Redfield R., Linton R., Herskovits M. J. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. — 1936. — Vol. 38.

3. Simons S. E. Social assimilation // American Journal of Sociology. — 1901. — Vol. 6.

4. Berry J. W. Conceptual Approaches to Acculturation. In K. Chun, P. Balls-Organista, G. Marin (eds.), Acculturation: Advances in Theory, Measurement and Applied Research. — Washington: APA Books, 2003.

5. Brislin R. W., Cushner K., Cherrie C., Yong M. Intercultural interactions: A practical guide. — Beverly Hills, CA: Sage, 1986.

6. Ушканова Р. Д. Логико-семантический анализ аккультурации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. № 1. Т. 7. С. 149–153.

7. Кравченко А. И. Культурология: словарь. М.: Академический проект, 2000. С. 17.

8. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования // Universitas. 2013. Т. 1. № 3. С. 33–47.

Основные термины (генерируются автоматически): аккультурация, изменение, уровень аккультурации, группа, культура большинства, межкультурный контакт, отношение здоровья, изменение культуры, практик культуры большинства, психологическая аккультурация.


Похожие статьи

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Гендерные аспекты изучения нарушений пищевого поведения

Повседневные практики пищевого поведения на сегодняшних день представляются главным и актуальным объектом исследования таких направлений социальных наук, как социология повседневности и социология питания. Питание рассматривается не только как биолог...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

Обзор и анализ тенденций развития теорий горя за рубежом

Горе — это нормальная, хоть и болезненная, реакция на потерю. Большинство людей переживших утрату находят в себе силы вернуться к обычной жизни, но часть людей испытывает трудности с адаптацией, чаще всего их переживания являются интенсивными, длител...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом

В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффе...

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях перехода к экономике знаний

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к смещению акцента от ресурсного распределения при формировании стратегии предприятия к стратегиям, направленным на создание...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной деятельности в разные возрастные периоды

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной деятельности. На основании теоретического исследования выявлены противоречивые данные о том, что различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных возрастных...

Похожие статьи

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Гендерные аспекты изучения нарушений пищевого поведения

Повседневные практики пищевого поведения на сегодняшних день представляются главным и актуальным объектом исследования таких направлений социальных наук, как социология повседневности и социология питания. Питание рассматривается не только как биолог...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

Обзор и анализ тенденций развития теорий горя за рубежом

Горе — это нормальная, хоть и болезненная, реакция на потерю. Большинство людей переживших утрату находят в себе силы вернуться к обычной жизни, но часть людей испытывает трудности с адаптацией, чаще всего их переживания являются интенсивными, длител...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом

В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффе...

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состоян...

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях перехода к экономике знаний

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к смещению акцента от ресурсного распределения при формировании стратегии предприятия к стратегиям, направленным на создание...

Теоретический анализ взаимосвязи тревожности и учебной деятельности в разные возрастные периоды

Статья посвящена теоретическому анализу взаимосвязи тревожности и учебной деятельности. На основании теоретического исследования выявлены противоречивые данные о том, что различные виды тревожности в связи с учебной деятельностью на разных возрастных...

Задать вопрос