Выбор условий поставки товаров является одним из важнейших положений для реализации внешнеторговой сделки. Поэтому одним из разделов договора международной купли продажи является раздел, в котором содержится информация о порядке и сроках поставки. Порядок поставки товаров указывается в соответствии с правилами толкования торговых терминов Инкотермс, разработанными Международной торговой палатой и впервые опубликованные в 1936 году. В настоящее время действует девятая редакция Инкотермс 2020, которая была сформирована под влиянием предыдущих редакций (после первого опубликования свод торговых терминов обновлялся в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах), а также под влиянием изменений в международном торговом обороте. Несмотря на вступление в силу с 1 января 2020 года Инкотермс 2020, стороны договора могут согласовать использование любой из предыдущих редакций Правил, для этого при упоминании условий поставки необходимо указать год выбранной редакции Инкотермс. Следует отметить, что Инкотермс является торговым обычаем, то есть не обязательны к применению сторонами договора, поэтому в договоре международной купли-продажи необходимо выразить намерение на их применение, указав выбранный термин в применяемой редакции. Применение Правил Инкотермс позволяет сторонам договора однозначно определять основные обязанности в части подготовки товара к отправлению (его упаковка), транспортировки, страхования, совершения погрузочно-разгрузочных работ, осуществления таможенного оформления, а также момент перехода рисков от продавца к покупателю. Благодаря этому сторонам договора не нужно согласовывать все условия поставки по отдельности, что значительно сокращает и упрощает сам договор. Торговые термины унифицированы и содержат фиксированный набор условий поставки, которые одинаково понимаются сторонами вне зависимости от национального законодательства.
Правила Инкотермс регламентируют:
— Дату поставки объекта договорах, в целях определения факта выполнения обязательств по своевременной поставке или по их нарушению;
— Момент перехода рисков от продавца к покупателю, то есть, когда и в каком месте финансовые последствия в случае повреждения или полного разрушения товара возлагаются на одну из сторон договора;
— Распределение затрат по транспортировки товара с территории одного государства на территорию другого, а именно определение момента, с которого обязанности продавца считаются выполненными и с наступления которого дальнейшие расходы ложатся на покупателя.
Вне сферы регулирования Инкотермс находятся положения о переходе права собственности на товар, освобождение от обязанностей и исключение ответственности в случае форс-мажора и последствия за нарушение сторонами условий договора. Сторонам необходимо согласовать данные моменты и внести их в содержание их договора международной купли-продажи во избежание казусов ввиду отсутствия чёткого регламентирования и дальнейших судебных разбирательств.
11 терминов Инкотермс изложены в чёткой последовательности от меньшего к большему от количества обязательств, возложенных на продавца (таблица 1). Каждому термину присвоено наименование в виде аббревиатуры из трёх букв, первая из них означает момент передачи обязательств и связана с утратой рисков сторонами договора. В зависимости от набора прав и обязанностей, возложенных на каждую из сторон, выделяют четыре категории, по которым сгруппированы все термины:
- Термин группы Е (EXW), согласно которому обязанностью продавца является лишь предоставление товара в распоряжение покупателя на своём складе/заводе/фабрике.
- Термины группы F (FCA, FAS, FOB), согласно которым продавец обязуется передать товар назначенному покупателем перевозчику.
- Термины группы C (CPT, CIP, CFR, CIF), в соответствии с которыми продавец за свой счёт обеспечивает перевозку товаров, но не принимает на себя риски за повреждение или утрату товаров, произошедшие после отгрузки и отправки товаров.
- Термины группы D (DAP, DPU, DDP), в соответствии с которыми продавец несёт все расходы и риски в процессе доставки товара до согласованного пункта назначения.
По правилам Инкотермс четыре термина поставки (FAS, FOB, CFR, CIF) используются исключительно для морского и речного вида транспорта Использование данных условий поставки для иных видов транспорта, отличных от морского, является неверным, так как в самом толковании терминов речь идет о морском транспорте, что влечёт невозможность их выполнения для других видов транспорта.
Для наглядности и удобства применения группировку терминов Инкотермс по видам транспорта с обозначением момента перехода рисков и распределением затрат можно представить в виде таблицы (рисунок 1).
Ввиду отличий распределения расходов между продавцом и покупателем в разных терминах поставки стоимость сделки напрямую зависит от выбранного базиса поставки. Например, как видно из ниже представленной таблицы, при заключении договора международной купли-продажи на условиях EXW продавец заложит в цену только стоимость товара, в то время как на условиях DDP, согласно которому все расходы на продавце, цена сделки будет выше.
Рис. 1. Инкотермс 2020. Распределение обязанностей и переход риска
Источник: cоставлено автором на основе «Правил ICC по использованию национальных и международных торговых терминов. Публикация ICC №723».
Для наглядной демонстрации влияния терминов поставки Инкотермс на формирование таможенной стоимости рассмотрим следующий пример:
Российская фирма А заключила с китайским производителем К договор международной купли-продажи оборудования. Стоимость сделки составляет 85000 долларов США. Упаковка оборудования стоит 350 долларов США. Стоимость доставки от продавца до склада покупателя составляет 4000 долларов США, в том числе по территории РФ — 80000 рублей. Расходы на погрузку до границы РФ составляют 1700 долларов США, а на территории РФ — 30000 рублей. Расходы на разгрузку на территории РФ — 150000 рублей. Экспортное оформление 5400 долларов США. Расходы на страхование составляют 1500 евро. Курс доллара — 80 рублей, евро — 95 рублей.
Рассчитаем таможенные стоимости при различных условиях поставки и сравним её.
- EXW-Гонконг: Таможенная стоимость = стоимость сделки + погрузка + экспортное оформление + перевозка до границы ЕАЭС (с вычетом стоимости перевозки по территории ЕАЭС) + страхование.
Итак, таможенная стоимость (EXW-Гонконг) = 85 000*80 + 1700*80 +5400*80 + (4000*80–80 000) + 1500*95 = 6 800 000 + 136 000 + 432 000 + 240 000 + 142 500 = 7 608 000 рублей.
- CIP-Москва: Таможенная стоимость = стоимость сделки — перевозка по территории ЕАЭС
Таможенная стоимость (CIP-Москва) = 85 000*80–80 000 = 6 720 000 рублей.
Таким образом, разница таможенной стоимости при различных условиях поставки составляет 888 000 рублей. Сторонам договора необходимо внимательно относиться к выбору базисных условий поставки Инкотермс. В случае выбора условий поставки, при которых покупатель берёт на себя организацию перевозки товара, его страхование и так далее, он может уменьшить свои затраты путем оптимизации логистического маршрута. Однако важно помнить, что при таможенном оформлении необходимо будет документально подтвердить таможенную стоимость сделки и её составляющие.
Литература:
- Вилкова, Н. Г. Правил ICC по использованию национальных и международных торговых терминов. Публикация ICC № 723ER / Н. Г. Вилкова. — Москва: ICC Russia, 2020. — 400 c. — Текст: непосредственный.
- Иванова Т. Н. Применение обычаев и обыкновений в коммерческом обороте // Право и экономика. — 2015. — № 11. — С. 4–10
- Холопов, К. В. Инкотермс 2020: основные изменения для заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров / К. В. Холопов. — Текст: непосредственный // Российский внешнеэкономический вестник. — 2020. — № 1. — С. 7–16.
- Чурилов, А. Ю. Особенности использования Инкотермс 2020 в международной коммерческой практике / А. Ю. Чурилов // Российский внешнеэкономический вестник. — 2020. — № 7. — С. 47–57