Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 17.04.2022

Статья просмотрена: 2032 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Н. М. Диагностика уровня социализации детей дошкольного возраста / Н. М. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90454/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье идёт речь о проблеме взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В данной статье сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социализации детей среднего дошкольного возраста. В процессе экспериментального исследования проводилась диагностика социального уровня детей, а также их взаимодействие в игре. В результате исследования была установлена позитивная динамика в поведенческих и эмоциональных компонентах социального развития. В связи с этим был сделан вывод, что взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре является важным фактором их социализации.

Ключевые слова : социальное развитие, социализация, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.

Дошкольный возраст является важным этапом для психологического развития ребенка. В этом возрасте уже важно воспитывать в ребёнке адекватное взаимодействие со сверстниками, так как вся жизнь человека строится на межличностных отношениях. Особенно важно для дошкольника этот навык в игровой деятельности, так как он является определяющим фактором социального развития.

Известно, что в дошкольном возрасте главный вид деятельности — это игра (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, Е. О. Смирнова и др.). В игре происходит социальная практика, можно перенести в неё сюжеты взрослой жизни, и в месте с тем происходит развитие и воспитание ребенка.

При изучение теоретического вопроса выбранной темы, было установлено, что такие исследователи как Р. И. Жуковская, Г. А. Иванкова, Д. В. Меджерицкая, А. П. Усова и другие считают, что вопрос влияния игрового взаимодействия на взаимоотношения детей, а также на их социализацию, является центральным.

Социализация детей в современном мире, является актуальным вопросом. А главный фактор в этом вопросе, является успешное взаимодействие с другими людьми. Способность организовать взаимодействие со сверстником, с взрослым, положительно влияет на социальный опыт.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, зарубежных и отечественных исследований (Г. Айзенк, К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, Ф. Г. Гидденс, Э. Кречмер, А. Маслоу, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Л. В. Мардахаев, А. П. Петровский, Г. Олпорт, К. Юнг, А. М. Щетинина, С. Л. Рубинштейн и др.), определение понятия «социализация» понимается, как процесс усвоения человеком социальных правил и норм, принятых в обществе, является двухсторонним процессом, направленным на активное взаимодействие с другими людьми.

Во время исследования по социализации детей применялась диагностика, в которую входили следующие направления социализации: когнитивное — формирование у детей социальных норм и правил; эмоционально-оценочное — формирование у детей представления о социальных эмоциях; поведенческое — способность применять и соблюдать нормы и правила поведения.

Для каждого направления социализации были отобраны соответствующие диагностические методики:

  1. Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс); Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина); Диагностика способности детей к партнерскому диалогу (А. М. Щетинина); Карта проявлений самостоятельности (А. М. Щетинина); Карта проявлений активности (А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова).

Для получения количественных результатов было выделено четыре уровня социализации детей: высокий (14–15 баллов), выше среднего (11–13 баллов), средний (8–10 баллов)и низкий (меньше 8 баллов).

В ходе диагностики установлено, что в целом общий уровень социализации у детей средний. Дети с высоким уровнем социализации составили 6 %, выше среднего- 16 %, средний уровень-52 %, а низкий 26 %. (рис. 1). Также была выявлена проблема в навыке выражать свои мысли и слабые навыки дискуссии.

Рис. 1

Литература:

  1. Акопов, Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа [Текст] / Г. В. Акопов. — Самара, 2002–206 с.
  2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] /Б.С. Волков, Н. В. Волкова. — СПб., 2008–187 с.
  3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие Для студентов высших учебных заведений [Текст] / Н. Ф. Голованова. — СПб. 2004–308 с.
  4. Карпова, Ю. В. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей 3–7 лет [Текст] / Ю. В. Карпова. — М.: Вентана-Граф., 2015 –386 с.
  5. Корепанова, М. В. Влияние взрослого на становление внутреннего мира ребенка-дошкольника [Текст] / М. В. Корепанова. — Челябинск, 2007 -243 с.
  6. Крупская [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-воУРАО, 1999. 176 с.
  7. Макаренко, А. С. Игра. [Текст] /А. С. Макаренко. — М., 2012–208с.
  8. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике. [Текст] / Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002–388 с.
  9. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2002–258 с.
  10. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, социализация детей.


Похожие статьи

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Похожие статьи

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста. Раскрывается значение педагога в сюжетно-ролевой игре.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников

В данной статье раскрывается сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных представлений у дошкольников. Рассматриваются сюжетно-ролевые игры соответствующие определенному гендеру ребенка. Обозначается актуальность воспитания культуры гендерны...

Роль игры в воспитании личности ребёнка

В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

К вопросу о социально-коммуникативном развитии детей 6–7 лет в сюжетно-ролевой игре

В статье раскрывается актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей 6–7 лет, определено содержание социально-коммуникативного развития, выделены условия социально-коммуникативного развития в сюжетно-ролевой игре.

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации дошкольников

В статье описывается комплекс сюжетно-ролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Задать вопрос