Ключевые слова : педагогика, дошкольное образование, сюжетно-ролевые игры.
Социализация дошкольника, усвоение им нравственного смысла взаимодействия с окружающими наиболее полно осуществляется в игровой деятельности. Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецирует его поведение в социальном взаимодействии с окружающими людьми.
Первый опыт отношений становится основой, на которой формируется дальнейшее развитие личности ребенка [1].
Следует отметить, что существенную роль в этом отношении играет детский сад. Он содействует развитию межличностных отношений. Дошкольный возраст — это генетически ранняя ступень социальной организации людей. От того, как сформируются отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников, в группе детского сада — во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит, и его будущая судьба. Однако сегодня межличностные отношения детей дошкольного возраста вызывают тревогу [2].
Как отмечет Б. Г. Мещерякова, отношение — это выражение определенных связей, которые устанавливаются между людьми, а также различными сторонами окружающего мира, которые, затрагивая потребности, знания, убеждения, поступки и волевые проявления, сказываются на поведении и развитии личности [4].
По мнению В. Н. Мясищева, отношение — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающей из всей истории развития человека, выражающей его личный опыт и внутренне определяющая его действия и переживания [3].
Для того, чтобы экспериментальным путём определить характер взаимоотношений детей в группе, мы выбрали методику под названием «Игра в секрет» Т. А. Репина. Исследование проводилось в г. Рязани, в МБДОУ «ЦРР — детский сад № 26», в группе № 4 «Светлячки». Количество детей участвующих в эксперименте 18 (9 в контрольной группе и 9 в экспериментальной группе).
В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе:
— общее количество выборов, которые он получил;
— суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается степень выборов (первый выбор обозначается буквой А и оценивается в 5 баллов, второй (выбор Б) — в 4 балла, а третий (В) — в 3 балла) и их взаимность (при взаимности цена выборов удваивается — если ребенок получил взаимный выбор А, то он получает 10 баллов, если взаимный выбор Б — 8 баллов, В — 6 баллов).
Взаимным считается тот выбор, при котором дети дарят картинки друг другу (при этом не важно, одинаковые или разные по весу выборы).
Кроме того, в матрице соотносятся ожидаемые выборы и выборы, полученные в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. Таким образом, устанавливается мера осознанности ребенком своего статуса в группе. Этой мерой является соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми.
В результате обработки полученных данных собирается информация о том, какой статус имеет ребенок среди сверстников и насколько он его осознает. Обычно выделяют три статуса:
— высокий;
— средний;
— низкий.
Высокий статус имеют дошкольники, получившие наибольшее количество выборов; средний — дети, получившие 3–5 выборов; низкий — дошкольники, оставшиеся без картинок или получившие лишь одну.
В исследовании принимали участие 18 детей среднего дошкольного возраста (6 мальчиков и 12 девочек). Выборка была разделена на две группы: контрольную и экспериментальную.
Цель — изучить уровень межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста и особенности их проявления в сюжетно-ролевой игре.
Результаты исследования межличностных отношений в экспериментальной группе детей среднего дошкольного возраста по методике «Игра в секрет» отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Игра в секрет» (экспериментальная группа детей)
№ п/п |
Ф.И. |
Номера выборов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
1 |
Лиза Б. |
+ |
+ |
+ |
||||||
2 |
Артем Б. |
+ |
+ |
+ |
||||||
3 |
Соня Ш. |
+ |
+ |
+ |
||||||
4 |
Дима В. |
+ |
+ |
+ |
||||||
5 |
Саша Н. |
+ |
+ |
+ |
||||||
6 |
Тамерлан К. |
+ |
+ |
+ |
||||||
7 |
Саша С. |
+ |
+ |
+ |
||||||
8 |
Ульяна С. |
+ |
+ |
+ |
||||||
9 |
Дарина С. |
+ |
+ |
|||||||
Кол-во выборов |
4 |
5 |
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
Кол-во взаимных выборов |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
|
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Игра в секрет» (контрольная группа детей)
№ п/п |
Ф.И. |
Номера выборов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
1 |
О. Юля |
+ |
+ |
+ |
||||||
2 |
П. Даша |
+ |
+ |
+ |
||||||
3 |
П. Коля |
+ |
+ |
+ |
||||||
4 |
П. Надя |
+ |
+ |
|||||||
5 |
П. Катя |
+ |
+ |
+ |
||||||
6 |
С. Иван |
+ |
+ |
+ |
||||||
7 |
С. Саша |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
8 |
С. Света |
+ |
+ |
+ |
||||||
9 |
Т. Настя |
+ |
+ |
+ |
||||||
Кол-во выборов |
4 |
3 |
2 |
3 |
6 |
5 |
2 |
4 |
1 |
|
Кол-во взаимных выборов |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
|
Таким образом, выявлены следующие межличностные отношения:
— Предпочитаемые (дети, получившие наибольшее количество положительных выборов): 1 ребёнок в экспериментальной группе, 2 — в контрольной;
— Принятые (дети, получившие от 2–4 положительных выборов): 4 ребёнка в экспериментальной группе, 5 — в контрольной;
— Непринятые (дети, получившие один положительный выбор): 3 детей в экспериментальной группе, 2 — в контрольной;
— Отвергаемые (дети, получившие в основном отрицательные или нулевые выборы): 1 ребёнок в экспериментальной группе, 0 — в контрольной.
Для формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, получения ими позитивного социально-эмоционального детского опыта необходима целенаправленная воспитательная работа по организации игровой деятельности.
Литература:
- Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / под редакцией Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М, 1987. — С. 218–228
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. –М.: Аспект Пресс, 1998. -376с.
- Антипова Ж. В., Воробьева М. В. Научно-теоретические подходы к проблеме формирования коммуникативной компетенции у дошкольников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2017. — №.4. — С.17–23.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду //М.: Просвещение. — 1991. — Т.160.