В Уголовном кодексе Российской Федерации к преступлениям, которые связаны с половой неприкосновенностью личности и половой свободы, посвящены статьи 131 УК РФ «Изнасилование» и статья 132 «Насильственные действия сексуального характера». Согласно законодательству, под изнасилованием понимается половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей [1]. Под иными действиями насильственного сексуального характера, которые исключают контакт с возможностью зачатия, составляют действия, которые закреплены в ст. 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера».
В ст. 132 УК РФ представлены подробно действия, которые раскрывают нормы о насильственных действиях сексуального характера, а также отсутствие понятий, которые закреплены в законе, усложняют квалификацию деяний. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 16 от 04 декабря 2014 рассматриваются только некоторые вопросы, связанные с квалификацией указанных действий, но нет конкретных ответов на вопросы, которые попадают под различные обсуждения. Например, содержание действий сексуального характера, квалификация развратных действий и др.
Также в Постановлении не отражены те положения, которые присутствовали в раннем Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 от 15 июня 2004 года, которое на данный момент уже является недействующим. Например, вопрос квалификации действий женщины, когда она осуществляет действия сексуального характера по отношению к потерпевшей и вопрос соучастия ее в изнасиловании, разграничение насильственных и ненасильственных действий сексуального характера и др.
Стоит отметить, что половая свобода представляет собой личный выбор полового партнера лицом, если будет присутствовать обоюдное согласие вступить в половые отношения, и если лицо достигло восемнадцатилетнего возраста.
Видовым объектом насильственных действий сексуального характера является общественные отношения, которые обеспечивают половую свободу и половую неприкосновенность личности. В половой неприкосновенности посягательство по отношению к несовершеннолетним характеризуется, как объект, предусматривающее нормальное нравственное, психическое и физическое развитие подростка.
Возникают трудности с определением объекта насильственных действий сексуального характера, которые совершены по отношению к мужчине или женщине, находящихся в беспомощном состоянии.
Беспомощное состояние может быть вызвано психической или физической неполноценностью. В психологическом плане, лицо не понимает степень характера совершенных к нему действий и не понимает последствий, которые могут быть после совершения деяний. Если лицо находилось в беспомощном состоянии в физическом плане, то объектом является половая свобода, так как характер совершенных действий в отношении лица имеющего физическую неполноценность, не препятствует его осознанию возможности наступления определенных последствий от совершенных действий.
Возникают проблемы квалификации при совершении преступления, а также его отличие от изнасилования.
Насильственные действия сексуального характера могут совершаться по отношению к женщине, а также и к мужчине, то есть потерпевшим может быть лицо любого пола.
В законодательстве не закреплено понятие мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера. Однако существуют различные определения этих понятий. Например, «под мужеложством и лесбиянством понимается гомосексуальные контакты между лицами мужского пола в первом случае и лицами женского пола во втором» [3]. Квалифицируя данные деяния нужно учитывать, что применение было совершено с элементами насилия, угрозой ее применения или если лицо находилось в беспомощном состоянии.
Иные действия сексуального характера также вызывают проблемы в определении понятия и квалификации деяний. В п.1 Постановлении Пленума Верховного Суда N 16 нет мотива как одного из признаков преступления сексуального характера [2]. Выходит, что понятие иных действий сексуального характера становится шире и сложнее в квалификации. В научных исследованиях было предложение об отмене мотива в качестве сексуального удовлетворения как признака совершенного деяния.
Отмена мотива как обязательного критерия при квалификации преступления, которое предусмотрено ст. 132 УК РФ усложняет ее квалификацию при определении насильственных действия сексуального характера и преступления против жизни и здоровья личности. К примеру, как следует квалифицировать действия лица, когда оно наносит удары по интимным частям тела или вводит в них различные предметы?
Учитывая примечания ст. 131 УК РФ, действия предусмотренные в ст. 132 УК РФ, имеющие сексуальный характер — мужеложство, лесбиянство, развратные действия, половое сношение, совершенное женщиной в отношении мужчины и т. д. Сам термин «иные действия сексуального характера» включает в себя действия сексуального характера, развратные действия по отношению к лицам в возрасте до двенадцати лет и насильственные развратные действия [4].
В Постановление Пленума Верховного Суда N16 сказано, что совершение нескольких насильственных действий сексуального характера, при наличии единого умысла, образуется единое продолжаемое преступление, также квалифицируется и деяние, которое предусмотрены ст. 131 УК РФ. При совершении двух и более деяний, которые предусмотрены ст. 131 и 132 УК РФ образуют совокупность преступлений.
Данную квалификацию нужно признать избыточной. Считается, что устранение данных противоречий, о чем высказывались различные ученые С. Н. Маслак, С. Д. Цэнгэл и другие, может служить объединение ст. 131 и 132 УК РФ в одну единую норму. Также можно предложить закрепить в Постановлении Пленума Верховного Суда нормы о необходимости назначения при совершении преступлений, которые содержатся в ст. 131 и 132 УК РФ в виде одной санкции.
Литература:
- Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 N 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности»
- Гусарова М. В. Насильственные действия сексуального характера: содержание нормы, проблемы квалификации // Российский следователь. 2019. N 8. С. 34–37.
- Готчина Л. В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних / Л. В. Готчина, Л. В. Логинова. — Москва: Юрлитинформ, 2015. — 192 с