Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с психологической подготовкой подрастающего поколения к защите Отечества. В процессе исследования были получены результаты, подтверждающие идею нашего исследования.
Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, психологическая готовность.
Психологическая готовность к защите Отечества представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, она интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации. Патриотизм включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев. Он является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, он характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им. Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различных социальных, национальных, религиозных и др. групп соотечественников, что особенно отчётливо проявляется при возникновении внешних вызовов или угроз. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий различное понимание патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно расколоть общество, когда его отдельные части, преследуя свои интересы, вступают в конфликт между собой. При этом они могут руководствоваться как социально значимыми (укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, её демократическое переустройство), так и негативными (сепаратистское стремление к отделению от своего государства, космополитическое пренебрежение им) мотивами. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание отражается и закрепляется в патриотизме. Он связывает соотечественников, людей разного социального положения и разных национальностей узами общей солидарности, общей готовности служить интересам государства. Истинная ценность патриотизма особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотизму как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях, он способен мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времён и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, решение которых предполагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации. Угроза иностранного порабощения, гибели людей и разрушения материальных и культурных ценностей, созданных в процессе многолетнего и напряжённого труда, обращение к святым для каждого человека чувствам неоднократно являлись средством мобилизации самых различных слоев казахстанского общества на протяжении его многовековой героической и многострадальной истории. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие слои общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения обществу и государству.
Необходимость проведения специальной работы по мониторингу психологической готовности к защите Отечества через патриотическое воспитание рассматривается нами как апробация теоретической части нашего исследования. С этой целью был проведен эксперимент. Экспериментом было охвачено 50 учеников юношей и девушек допризывного возраста.
На первом этапе эксперимента нами была разработана и анкета, позволяющая, на наш взгляд, выявить отношение допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан.
Отношение старшеклассников средних школ г. Талдыкоргана к службе в армии
Анализ анкетирования показал, что в целом отношение большинства опрошенных старшеклассников к армии и всеобщей воинской обязанности можно назвать вполне благоприятным. Результаты опроса показывают, что только 13% выступают против обязательной службы в армии и хотели бы избежать этой участи, в то время как почти две трети опрошенных (61%) считают службу в армии делом чести любого уважающего себя мужчины.
Отношение к службе в армии в зависимости от пола
Выбор формы службы в армии в зависимости от пола
Как видно из гистограммы на вопрос о предпочтительности той или иной формы службы в армии мнения разделились практически только между двумя вариантами: почти половина респондентов (46%) предпочла бы служить в армии по призыву, а примерно треть (30%) – по контракту. Третий вариант – альтернативная служба привлекает очень немногих (7,5%), возможно, потому, что о ней знают очень мало.
Таким образом, полученные в ходе опроса данные не подтверждают в полной мере широко распространенного в обществе убеждения в том, что современная молодежь относится к службе в армии однозначно негативно и не хочет служить в ней. Как раз наоборот, большинство 17-летних молодых людей достаточно позитивно относятся к всеобщей воинской обязанности, а по отношению к сегодняшней ситуации в Казахстанской армии они действительно испытывают весьма противоречивые чувства и эмоции. С одной стороны, каждый четвертый (26%) испытывает тревогу, с другой, – каждый пятый (21%) чувствует уважение; с одной стороны, 15% опрошенных молодых людей испытывают гордость за Казахстанскую армию, с другой, – по 9% чувствуют страх и стыд при мысли о ней.
Необходимо заметить, что девушки намного чаще юношей испытывают чувства тревоги и страха при мыслях о современной Казахстанской армии, возможно, в силу своей большей эмоциональности и впечатлительности.
Эмоциональное отношение к армии в зависимости от пола респондента
Следующий этап нашей работы заключался в том, что мы провели анкетирование допризывников на выявление знаний о патриотическом воспитании. Результаты анкетирования показали, что большее количество респондентов (65%) не понимают сущности патриотического и военно-патриотического воспитания.
Далее мы провели социологический опрос и задали респондентам следующие вопросы:
|
Как показывает гистограмма 89% респондентов дали положительный ответ; 5% – отрицательный ответ; у 6% – данный вопрос вызвал затруднение.
62% респондентов дали положительный ответ, 22% отрицательный ответ; у 16% данный вопрос вызвал затруднение.
40% считают, что на данном этапе не нужно обращаться к опыту патриотического воспитания других стран; 31% респондентов считает, что необходимо обратиться к опыту других стран; у 29% респондентов данный вопрос вызвал затруднение.
58% респондентов ответили, что в современной школе не воспитывается патриотизм; 20% респондентов ответили положительно; у 22% данный вопрос вызвал затруднение.
5. Воспитывают ли средства массовой информации патриотизм у подрастающего поколения? 69% респондентов ответили, что средства массовой информации не воспитывают патриотизм; 19% дали положительный ответ; у 12% данный вопрос вызвал затруднение. 6. Воспитывает ли казахстанская семья патриотизм? 44% респондентов ответили, что современная казахстанская семья воспитывает патриотизм; 39% дали отрицательный ответ; у 17% респондентов данный вопрос вызвал затруднение. |
Таким образом, результаты опроса показали, что знания респондентов о патриотизме находятся на низком уровне.
Далее мы решили выяснить, привлекает ли допризывников служба в Армии. Результаты данного анкетирования показали, что 55% допризывников не привлекает служба в Армии.
Последующий этап заключался в проведении тестирования на знание закона РК о воинской службе.
Результаты данного тестирования показали, что 75% допризывников не знают закона РК о воинской службе.
Таким образом, результаты эксперимента демонстрируют острую необходимость расширения военно-патриотического воспитания допризывной молодежи. В связи с этим мы разработали методику опытно-педагогической работы по формированию психологической готовности допризывной молодежи к защите Отечества.
Формирование психологической готовности допризывника к защите Отечества процесс сложный и многогранный.
На организационно-методическом этапе формирующего эксперимента нами была разработана и внедрена в учебный процесс программа военно-патриотического воспитания, направленная на психологическую подготовку к защите Отечества. Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование личности, обладающей качеством гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с законом РК «О воинской обязанности и военной службе».
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения учащихся, массовую патриотическую работу.
Цель данной программы состоит в совершенствовании системы военно-патриотического воспитания учащихся школы, на основе формирования у них патриотических чувств и сознания высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
На основе данной программы нами был разработан план мероприятий по реализации данной программы, а затем комплекс мероприятий, направленных на психологическую подготовку к защите Отечества.
Таким образом, психологическая готовность к защите Отечества представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации. Патриотизм включает в себя всю совокупность патриотических чувств, идей, убеждений, традиций и обычаев. Он является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, оказывающих воздействие на все сферы его жизнедеятельности. Как важнейшее духовное достояние личности, он характеризует её гражданскую зрелость и проявляется в её активной деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными для человека в силу сопричастности им.
Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. Как правило, он служит сплочению различных социальных, национальных, религиозных и др. групп соотечественников, что особенно отчётливо проявляется при возникновении внешних вызовов или угроз. В то же время при наличии в обществе глубоких противоречий различное понимание патриотизма, разное отношение к сложившейся социальной или политической среде способно расколоть общество, когда его отдельные части, преследуя свои интересы, вступают в конфликт между собой. При этом они могут руководствоваться как социально значимыми (укрепление суверенитета и территориальной целостности страны, её демократическое переустройство), так и негативными (сепаратистское стремление к отделению от своего государства, космополитическое пренебрежение им) мотивами. Эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание отражается и закрепляется в патриотизме. Он связывает соотечественников, людей разного социального положения и разных национальностей узами общей солидарности, общей готовности служить интересам государства. Истинная ценность патриотизма особенно полно проявляется в наиболее сложные и трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотизму как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях, он способен мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времён и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, решение которых предполагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации. Угроза иностранного порабощения, гибели людей и разрушения материальных и культурных ценностей, созданных в процессе многолетнего и напряжённого труда, обращение к святым для каждого человека чувствам неоднократно являлись средством мобилизации самых различных слоев российского общества на протяжении его многовековой героической и многострадальной истории. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие слои общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения обществу и государству.
Литература:
Утегенов Е.К. Формирование патриотизма в современном Казахстане. Талдыкорган 2010. – 108 с.
Мальтекбасов М.Ж., Утегенов Е.К., Прокофьева М.А., Куракбаева А.Ж. Критерии сформированности казахстанского патриотизма у будущих защитников Отечества. – Научный журнал «Молодой ученый». – Проблемы и перспективы развития образования (II) Материалы Международной заочной научной конференции Пермь, май, 2012. Россия.
Мусс, Г.Н. Педагогические аспекты воспитания патриотизма / Г.Н. Мусс // Вестник КГУ / Кострома: Изд-во КГУ, 2008. — т.14. – № 1. — С.17-21. Россия.
Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание учащихся на боевых традициях казахстанцев // «Достояние нации», №4. 2009. – с.136-139.
Калимолдаева А.К. Современные подходы к пониманию сущности понятий "патриотизм", "казахстанский патриотизм" // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. – Алматы, 2009г. – № 4(31) – C. 33-37.
Сочин С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников: проблемы и пути решения// «Поиск», №3. 2010.– с.296-299.
Калимолдаева А.К. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе инновационной педагогики // «Наука и жизнь Казахстана». – Алматы, 2010г. – № 1. – С. 178-182.