Статья посвящена формированию эффективной программы, способствующей развитию военно-исторического туризма, с целью повышения патриотического воспитания молодежи. Автором освещены понятия туризма, патриотизма и патриотического воспитания, предложены мероприятия по повышению патриотического воспитания молодежи. Определены текущие тенденции развития военно-исторического туризма и патриотического воспитания на данный момент. Выделены основные проблемы, способствующие стагнации патриотизма в стране.
Ключевые слова: государство, любовь, молодежь, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, день победы, индекс патриотизма, развитие патриотизма, Родина.
Туризм — одна из важнейших сфер развития современной экономики, которая определяет экономическое, культурное и патриотическое развитие страны и характеризуется перемещением людей с одной точки на другую. Военно-исторический туризм является одной из форм туризма и характеризуется организацией и посещением мест военных сражений, военных музеев, памятных мемориалов и служит средством упрочнения единства народов, способствует патриотическому воспитаю граждан.
В истории России было множество военных конфликтов, от конфликтов во времена древней Руси, и до наших дней. Это способствует развитию военных музеев, строительству памятников и мемориалов, появлению новой военной литературы, что должно способствовать развитию патриотизма в стране.
Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [1, с. 190]. На данный момент существуют следующие виды патриотизма:
государственный (этатический) патриотизм — любовь к государству;
квасной патриотизм (ура-патриотизм) — гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу;
полисный патриотизм — любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах;
ультрапатриотизм — любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах;
этнический патриотизм — любовь к своему этносу;
городской патриотизм — любовь к своему городу.
Патриотизм может оказывать как положительный, так и отрицательный эффект для страны. Любовь к Родине может быстро перерасти к ненависти, а позже превратиться в национализм или даже терроризм. Лев Толстой считал патриотизм «грубым, вредным, стадным и дурным, а главное — безнравственным» чувством и говорил о том, что патриотизм неуклонно порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению.
«Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся.… Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства». [2]
По данным ВЦИОМ, по состоянию на 2016 год, индекс патриотизма составил 62 % [3].
Рис. 1. Индекс патриотизма в стране по данным ВЦИОМ
Как мы видим из графика на рисунке 1, патриотизм у Россиян неуклонно снижается, что говорит о росте недовольства у граждан. Мы считаем, что это может быть связанно с недостатком военно-патриотического воспитания у молодежи.
В связи со снижением патриотизма, государство сталкивается со следующими проблемами среди молодежи [4]:
1) эмиграция молодежи в зарубежные страны;
2) критика государства и истории государства;
3) неуважительное отношение к заслугам и достижениям родной страны;
4) рост экстремизма, национализма и расизма среди молодежи.
Для того чтобы исправить данные проблемы, стоит проводить ряд мер по повышению военно-патриотического воспитания среди молодежи.
Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества [5].
Мы считаем, что для повышения патриотизма у молодежи следует применять такие меры как:
1) военно-патриотические спортивные соревнования. Так, в СССР проходило множество спортивных соревнований, которые были призваны закалять молодежь, чтобы они были готовы к труду и обороне СССР. Ярким примером таких соревнований являлись «Зарница» и «Орленок», за участие в которых давали специальные медали и воспитывали у молодежи любовь к Родине и готовность противостоять любым врагам. Победа в данных соревнованиях являлась почетной и ценилась у граждан СССР.
Данные игры проводятся и сейчас, но уже не имеют такого эффекта как раньше, главной причиной этого мы считаем мотивацию и измененные правила игры. Раньше это была спортивная игра, в которой дети делились на две команды, одевались в военную форму и противостояли друг-другу команда на команду для того, чтобы выиграть надо было захватывать флаги и срывать погоны с противников, за это начислялись баллы, по которым и определялась команда победителей. Сейчас же это смотр строя и песни, проверка знаний по военной истории и символике России, правилам дорожного движения, ориентирование на местности, стрельба, метание гранаты, силовые упражнения, спортивная и военизированная эстафеты и другие военно-спортивные состязания;
2) проведение военно-исторических реконструкций. Реконструкция — это воссоздание исторических событий, амуниции и действий, направленных на воссоздание точных исторических событий. С помощью проведения исторических реконструкций, мы сможем привлечь молодежь, показать им, на их примере, каково было жить людям в разные времена на нашей Родине;
3) проведение бесплатных экскурсий в музеях для школьников, что поможет приучить молодёжь к истории нашей страны;
4) проведение акций памяти наших героев. Хорошим примером является акция «Бессмертный полк», в честь дня победы. В рамках этой акции, сотни тысяч человек пронесли портреты своих родственников, участвующих в войне. Проводить похожие акции стоит не только в честь дня победы, но и в честь других достижений Российского народа;
5) организация классных часов и собраний в учебных заведениях, направленных на развитие патриотизма у молодежи;
6) с развитием интернета, появилась необходимость проводить патриотические мероприятия и в сети. Такими мероприятиями могут стать:
а) ведение групп в социальных сетях;
б) создание патриотического канала в видеохостингах;
в) создание патриотически направленных сайтов;
Воспитанием молодежи следует заниматься не только государству, воспитание любови и гордости к своей Родине должно идти от самого общества. Нас формирует наше окружение, поэтому основным центром воспитания молодежи является семья. В семье должно воспитываться толерантное отношение к другим культурам, нациям и религиям; государственно-патриотическое и гражданское воспитание; гордость за достижения страны; воспитание военно‑патриотических качеств. Только в сингулярности можно будет достичь успеха и воспитать патриотизм в сердцах молодежи.
Проведя исследования, стоит подчеркнуть, что в современном обществе патриотизм неуклонно снижается. Появляется все больше людей, недовольных своей страной и властью, в частности, и зачастую такими людьми является современная молодежь, необремененная телевизионной пропагандой. Я считаю, что предложенные нами меры помогут исправить данную ситуацию и повысить уровень патриотизма у молодежи.
Литература:
- Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969–1978, т. 19).
- Патриотизм или мир? 1895 // Лев Толстой. URL: http://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/172.php.
- Патриотизм в России: если завтра война, если завтра в поход // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115747.
- Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи / Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 4. // Научная электронная библиотека «Киберленинка» / URL: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-srede-molodezhi.