Автор: Лебедева Маргарита Андреевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 1108 раз

Библиографическое описание:

Лебедева М. А. Правовое регулирование административного процесса по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 304-306.

В Российской Федерации за последние годы, начиная с 2001 года (с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г., далее – КоАП РФ) и по настоящее время, правовое регулирование административного процесса в части привлечения лиц к административной ответственности за совершаемые ими административные правонарушения претерпевает значительные изменения. Непосредственно применение нового КоАП РФ должно было привести к единообразной административной практике правоохранительных органов Российской Федерации по привлечению лиц к административной ответственности, что, увы, не нашло своего подтверждения при проведении анализа реальной деятельности правоохранительных органов и был выявлен целый ряд правовых проблем, требующих незамедлительного решения для эффективного развития административного законодательства и правоприменительной практики. Основным источником указанных выше проблем являются переходные административные процессы, содержание которых состоит в завершении применения всего объема административно-правовых норм, утрачивающих свою силу, и дальнейшее применение системы правовых норм, вступающих в действие в установленном нормативном порядке.

Одним из наглядных примеров непростой реализации данных переходных процессов является деятельность таможенных органов Российской Федерации по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил. Согласно мнению А.Б. Новикова [10], таможенная система России фактически пережила и продолжает реализовывать четыре существенных переходных административных процесса, а именно:

- первый из них связан с переходом от применения норм Таможенного кодекса РФ 1993 г. [7], содержавшего как составы нарушений таможенных правил, так и административно-процессуальные нормы по привлечению лиц к административной ответственности, к использованию в 2002 году нормативных положений КоАП РФ;

- второй переходный процесс обусловлен введением в действие с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса РФ 2003 г. [6], изменившего как содержание составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, так и в ряде случаев процессуальный порядок действий таможенных органов при привлечении лиц к ответственности за нарушения таможенных правил;

- третий переходный процесс начался с вступлением в силу с 1 октября 2004 г. новой редакции главы 16 КоАП РФ и ряда процессуальных норм [5] и имеет продолжение в изменениях административно-процессуального законодательства последнего времени, нашедших свое продолжение в четвертом, особенно сложном, переходном процессе, суть которых состоит в изменении регулирования деятельности таможенных органов на основе системы административных регламентов с учетом качественного развития стратегии таможенного контроля и принципов риск-менеджмента.

Как показывает анализ ряда правовых проблем, возникающих в практике деятельности таможенных органов в части привлечения лиц к административной ответственности за нарушения таможенных правил, основными источниками возникновения данных проблем являются пробелы административного законодательства, практическая сложность реализации норм административно-процессуального права и сравнительно частое осуществление переходных процессов правоприменения при изменении как законодательства об административной ответственности, так и отраслевого законодательства, которое включает в себя защищаемые мерами административной ответственности нормы права.

Так, например, при переходе на применение норм КоАП РФ должностные лица таможенных органов при осуществлении своих должностных полномочий столкнулись как с изменением составов административных правонарушений по сравнению с ТК РФ 1993 г., так и с изменением процессуального порядка производства по делам о нарушении таможенных правил. Например, с введением в действие КоАП РФ с 1 июля 2002 года нарушения валютного законодательства квалифицировались уже не по статье 273 ТК РФ 1993 г., а по статье 16.17 и 15.25 КоАП РФ, при этом дела об административных правонарушениях по статье 16.17 КоАП РФ рассматривались таможенными органами, а по статье 15.25 КоАП РФ – органами валютного контроля.

Помимо этого, с момента вступления в силу КоАП РФ Таможенный кодекс Российской Федерации фактически полностью лишается своей деликтной составляющей. Многие нормы раздела Х ТК РФ («Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение») признаются утратившими силу с 1 июля 2002 года, в первую очередь это касается положений главы 39 ТК РФ («Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения»).

С принятием КоАП РФ также происходит значительное сокращение самого количества составов, признаваемых видами нарушений таможенных правил с 40 в ТК РФ до 22 в КоАП РФ. Данное сокращение произошло благодаря «укрупнению» отдельных составов нарушений таможенных правил. Для примера, такие виды нарушений, как перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля (статья 276 ТК РФ), сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу (статья 277 ТК РФ), были объединены в статье 16.1 КоАП РФ («Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»).

Вступивший в силу с 01.01.2004 г. Таможенный кодекс РФ 2003 г. вызвал изменения в квалификации самих нарушений таможенных правил по статьям главы 16 КоАП РФ и внес дополнение в порядок проверочных действий и порядок производства при возбуждении дел об административных правонарушениях в области таможенного дела. Однако уже после девяти месяцев применения ТК РФ 2003 г. законодатель счел необходимым вновь внести изменения в формулировку составов административных правонарушений в сфере таможенного дела (глава 16 КоАП РФ) и ряда процессуальных норм. В значительной части правовые проблемы административной практики по привлечению лиц к административной ответственности укоренились в особенностях совместного применения КоАП РФ и отраслевых федеральных кодексов, в частности – ТК РФ. Данный факт доказывает, что в целях сохранения единства правовой системы и ее эффективного обновления необходимо обращать внимание в первую очередь на укрепление внутрисистемных связей и взаимозависимость различных отраслей права.

На данный момент таможенные органы Российской Федерации являются субъектами административной юрисдикции, наравне со многими другими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со ст. ст. 12, 19 Закона о таможенном регулировании [4], одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов, является производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и привлечение лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, однако с учетом специфики производства дел по административным правонарушениям в области таможенного дела, отдельные вопросы производства регулируются положениями Закона о таможенном регулировании.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность, и занимает особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, т.к., во-первых, является единым актом, кодифицирующим законодательство Российской Федерации в данной области; во-вторых, регламентирует общие вопросы административной ответственности; в-третьих, определяет конкретные виды административных проступков и устанавливает виды административных наказаний за совершение данных проступков и, в-четвертых, является единственным сборником материальных и процессуальных норм об административных правонарушениях на территории Российской Федерации.

С момента вступления в силу таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы, при решении вопроса по привлечению лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, руководствуются общими положениями норм КоАП РФ, положения Таможенного кодекса Российской Федерации не применяются.

В настоящее время формирование административного и таможенного законодательств носит характер назавершенности из-за сложности и нестабильности, что, несомненно, приводит к значительным проблемам при привлечении лиц к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела. Первоочередным моментом при привлечении к административной ответственности является правильная правовая оценка противоправного деяния, законная квалификация того или иного правонарушения, не нарушающая конституционных прав физических и юридических лиц, что на практике не всегда выполнимо.

Данная ситуация сложилась из-за того, что таможенное законодательство представляет собой один из обширных блоков российского законодательства, в который входят: УК РФ; КоАП РФ; ТК РФ; ТК ТС; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Закон РФ «О таможенном тарифе» и другие законы, а также подзаконные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, многочисленные нормативные акты ФТС РФ, которые нередко входят в противоречие с другими нормами российского законодательства. Более того, зачастую к правовым основам таможенного дела относится обширный перечень приказов, писем и указаний ФТС России, которые часто отменяются, вместо них издаются новые, требующие определенных временных затрат для их доведения до подконтрольных должностных лиц таможенных органов, что приводит к неоднозначному толкованию норм материального и процессуального права в служебной деятельности.

Нарушения таможенных правил, с одной стороны, причиняют существенный ущерб экономическим и иным интересам государства не только в силу их многочисленности, но и в силу повышенной общественной опасности. Значительная часть нарушений таможенных правил не просто проступки, формально нарушающие требования таможенного законодательства, а деликты, сближающиеся со смежными составами преступлений.

Правильная квалификация нарушения таможенных правил обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых наказаний. Неправильная квалификация нарушения таможенных правил может повлечь назначение меры наказания, неадекватной содеянному, необоснованное применение иных ограничительных мер.


Литература:

  1. Таможенный кодекс таможенного союза/Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2011. – 256 с.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текс с изм. и доп. на 15 сентября 2011 г. – М.: Эксмо, 2011. – 400 с. – (Российское законодательство).

  3. Таможенный кодекс Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2010. – 232 с.

  4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

  5. Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации»//Российская газета. 2004. 25 августа.

  6. Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

  7. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 31. Ст. 1226.

  8. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: Учеб. пособие. – М., 2007. – 312 с.

  9. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.

  10. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: Монография. – СПб:, 2008. – 504 с.

  11. Тимошенко И.В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 344 с.

  12. Хомяков Л.Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие / Л.Л. Хомяков, М.Ю. Карпеченков, Е.И. Сидоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): КоАП РФ, таможенных правил, Российской Федерации, административной ответственности, ТК РФ, нарушения таможенных правил, административных правонарушениях, таможенного дела, нарушений таможенных правил, области таможенного дела, таможенных органов, привлечению лиц, норм КоАП РФ, Кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской, Российской Федерации», таможенном регулировании, составов административных правонарушений, органов Российской Федерации, кодекс Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос