В конспекте представлен материал, обучающий детей в игровой форме осваивать навыки счёта, ориентироваться на листе бумаги, изучать геометрические фигуры.
Задачи:
- Формировать представление о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными числительными, отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счёту», «На котором месте». Закрепление цифр, чисел и счета в пределах 5;
- Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов). Воспитывать умение классифицировать фигуры по группам;
- Учить ориентироваться на листе бумаги; (середина, право, лево, верх, низ);
- Закреплять умение выполнять задание по команде; развивать внимание, память, логическое мышление;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, оказывая друг другу помощь.
Ход занятия:
Вводная часть:
На магнитной доске плоскостные изображения героев мультфильма «Щенячий патруль»
Педагог:
Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? Угадайте, кто сегодня пришел к нам на занятие? Отгадайте загадку:
Виляют радостно хвостом
Отважные щенята:
они герои и притом
Отважные ребята.
Патруль питомцев озорных
Готов прийти на службу,
А сила главная у них –
Хранить большую дружбу!
(щенки из мультфильма «Щенячий патруль»). Давайте их назовём: Рокки, Крепыш, Гончик, Маршал, Скай.
Ребята, щенки мне рассказали, что однажды с ними произошла вот такая история. Они решили всей своей командой сфотографироваться и подарить эти фотографии вам. Они долго позировали, весело улыбались, фотографии получились замечательные, но как только фотограф напечатал эти фотографии, вдруг поднялся сильный ветер и все фотографии оказались в руках злого Хэмдингера, который тут же спрятал их в сундук. Но щенки быстро нашли сундук, т. к. обладали отличным нюхом. Но открыть его не смогли, потому что сундук был закрыт на 5 ключей. И тогда щенки решили обратиться к нам за помощью.
Чтобы найти ключи нам надо выполнить непростые задания. Вы согласны помочь щенкам? За каждое выполненное задание вы будете получать ключ . Когда мы соберем все пять ключей, мы откроем сундук с фотографиями щенков. Вы готовы?
Тогда вперёд! У нас всё получится.
Первое задание:
Количественный и порядковый счет в пределах 5.
Педагог:
Давайте посчитаем, сколько всего щенков (5). Кто стоит в ряду первый, кто второй, третий, четвертый, пятый? Кто стоит между 1и 3? Кто стоит перед 4? Поставьте рядом со щенками соответствующие цифры. (дети на магнитной доске под щенками ставят цифры от 1 до 5).
Вы знаете, что каждая цифра имеет своих соседей. Давайте назовем соседей цифры 2; 3; 4. Ответьте, какая цифра стоит перед цифрой 5, какая после цифры 2. Молодцы. И вы получаете первый ключ.
Второе задание:
Геометрические фигуры и геометрические тела. Группировка по форме.
Педагог: На доске картинка щенка
Скай.
Ребята, щенки говорят, что их подруга Скай попала в беду. Дорогу, по которой она бежала к нам, завалило камнями. Камни имеют форму геометрических фигур. Нам надо разобрать завал и назвать эти геометрические фигуры.
Задание «Группировка по форме», «Какая фигура лишняя» (по цвету, размеру).
— Положите все фигуры в один ряд. Давайте их назовём. Один из детей выполняет задание у доски, он берет фигуры с доски, показывает детям и называет фигуру. Дети у себя на местах поднимают такую же фигуру.
— На какие две группы можно разделить эти фигуры? Дети называют фигуры с уголками и фигуры без уголков. Подумайте и разделите? (круг и овал), (квадрат, прямоугольник, треугольник).
А теперь посмотрите на фигуры с уголками и скажите, какая фигура здесь лишняя. (Треугольник). Почему? (Квадрат). Почему?
Молодцы. Вы получаете 2 ключ.
Мы хорошо потрудились за столами, а теперь давайте сделаем зарядку, чтобы набраться сил для дальнейших действий. За выполнение зарядки, вы тоже получите ключ, если правильно будете считать.
Третье задание:
Физминутка:
Давай присядем столько раз
Сколько щенков в гостях у нас. (5)
Сколько ключиков у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.(2)
До (4) считаем камни поднимаем.
А теперь шагаем дружно,
Задание выполнить нам нужно.
Молодцы, вы правильно выполнили физкультминутку и получаете 3 ключ.
Сколько ключей мы с вами уже получили? (3)
Сколько еще нужно получить? (2)
Четвертое задание:
А сейчас нашим щенкам не мешало бы подкрепиться.
Ориентировка на листе. (право, лево, верх, низ, середина).
Педагог:
Наши щенки заслужили косточки за выполненное задание. Давайте разложим эти угощения на листе бумаги. Цвет каждой косточки соответствует костюму щенка.
Каждый ребенок выполняет задание индивидуально.
Педагог:
Косточка Гонщика будет лежать в середине листа;
косточка Маршала слева;
косточка Рокки вверху листа,
косточка Крепыша справа,
а косточка Скай внизу листа.
Молодцы. И вы получаете 4 ключ.
Пятое задание.
Логическое задание «Что спрятано на картинке?»
Щенки так старались найти ключ, что все вещи раскидали, но ключ так и не нашли.
Посмотрите внимательно на картинку, нам нужно найти 5 ключ и раскрасить его желтым карандашом. Какие еще предметы вы видите на картинке? Назовите. Молодцы.
Итог:
Ребята открывают замки. В сундучке фотографии — наклейки « Щенячьего патруля » .
Молодцы, ребята, и вы все получаете фотографии щенков на память.
Литература:
- Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. «Математика для дошкольников в играх и упражнениях». — СПб.: КАРО, 2007.
- В. П. Новикова «Математика в детском саду» средняя группа. — Изд. «Мозаика-синтез», 2002.
- И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математически представлений». Средняя группа. — Изд. «Мозаика-синтез», 2014.
- Альбом «Счет. Форма. Величина» из серии Школа семи гномов, Мозаика-синтез.