Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтин, Ю. К. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 372-375. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4870/ (дата обращения: 09.12.2024).

За последние годы всё более настойчиво заявляет о себе проблема необходимости оздоровления населения нашей страны. В этой связи медико-валеологическое образование учащихся следует рассматривать в качестве одного из путей решения данной проблемы [9, c.307].

Освоение студентами педагогического университета основ учения о здоровье человека и изучение практических методов укрепления здоровья, равно как и усвоение ими значения здорового образа жизни и пагубного влияния на организм и личность человека различных проявлений аддиктивного поведения (алкоголизации, табакокурения, токсикомании, наркомании) – все эти задачи встают перед системой высшего профессионального педагогического образования всё более настоятельно. Решение указанных задач имеет большое значение для воспитания здорового молодого поколения, для повышения качества жизни населения и улучшения состояния общественного здоровья [4, c.3; 7, с.3-5; 8, с.156].

Распространение среди учащейся молодёжи знаний о здоровье и о путях предупреждения его нарушений, формирование знаний о причинах и условиях возникновения заболеваний, методах борьбы с болезнями и возможностях их профилактики – всё это может способствовать успешному решению задач по укреплению здоровья детей и подростков. Особого внимания при этом заслуживает необходимость пропаганды основ здорового образа жизни, профилактики табакокурения, употребления алкогольных напитков, наркотических и других психоактивных веществ [1, c. 459; 3, с.3-4; 5, с. 3].

Тем не менее, приходится констатировать, что на современном этапе общественного развития медико-валеологическому образованию учащихся всё ещё не уделяется необходимого внимания, несмотря на явно недостаточную мотивацию участников образовательного процесса к укреплению собственного здоровья и к здоровому, трезвому и активному образу жизни. И тем более важно, чтобы здоровый образ жизни являлся отражением внутренней убеждённости человека в самоценности своего здоровья, являющегося необходимым условием наиболее полного раскрытия потенциалов собственной личности, успешной социализации и достижения своих жизненных целей.

В процессе реализации программы медико-валеологического образования студентов в Педагогическом университете имени А.И.Герцена профессорско-преподавательским составом кафедры медико-валеологических дисциплин факультета безопасности жизнедеятельности разработаны учебные программы, рассчитанные как на подготовку специалистов (будущих учителей), так и на обучение бакалавров естественнонаучного образования, по профилю «Безопасность жизнедеятельности». Речь идёт о программах изучения таких учебных курсов, как «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Валеология», «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и профилактика болезней», «Основы социальной медицины» и «Профилактика социальных отклонений (Превентология)». В дополнение к этому предлагается также разнообразная тематика представляющих интерес для студентов учебных курсов по выбору и факультативов [10, с. 205; 11, с. 121].

Разработаны и апробируются учебные программы для обучения магистров безопасности жизнедеятельности человека в направлении воспитания культуры здоровья, предупреждения формирования наркотической зависимости среди учащейся молодёжи и профилактики возникновения наиболее распространённых заболеваний. Апробируются магистерские программы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, анализируются их формы, преимущества и методы применения в образовательной деятельности [12, c. 28].

Центральной задачей медико-валеологического образования студентов в педагогическом университете является формирование медико-профилактической культуры будущего педагога как одной из основ воспитания культуры здоровья у формирующегося учителя. Выполнение указанной задачи требует образования у студентов определённого уровня знаний, умений и навыков:

  • навыков эффективной реализации образовательного процесса по распространению медико-профилактических и валеологических знаний среди учащихся;

  • навыков активного проведения антиалкогольной, антитабачной, антинаркотической профилактической работы с учащимися;

  • знаний основ медицины, гигиены, валеологии, психологии, возрастной анатомии и физиологии человека, необходимых и достаточных для обучения основам культуры здоровья и профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся средних общеобразовательных учебных заведений;

  • умений оказывать первую доврачебную медицинскую помощь больным и пострадавшим при острых заболеваниях и несчастных случаях;

  • умений выполнять простейшие медицинские манипуляции по уходу за больными и пострадавшими и при оказании им первой помощи [9, с.307].

Из этого вытекает сложная и ответственная задача преподавателя педагогического университета – уметь дать в доступной форме сложные, специфические медико-биологические знания студентам, не имеющим специальной медико-биологической подготовки. При этом определённые требования к квалификации вузовского преподавателя, позволяющие ему просто и логично, понятно и доступно разъяснять студентам педагогического вуза сложный и специфический медико-биологический учебный материал, не искажая его современного научного понимания, – эти требования к высокой квалификации преподавателя не вызывают никаких сомнений.

Не столько мастерству владения медицинскими манипуляциями нужно учить студентов в педагогическом университете, не столько клиническим особенностям и методам лечения отдельных форм заболеваний, сколько ясному пониманию общих причин и механизмов развития наиболее распространённых болезней, знанию их признаков, возможных осложнений и методов профилактики – вот чему, в первую очередь, следует обучать студентов в педагогическом вузе [9, с.309].

При этом нужно научить студентов понимать основные медицинские понятия и термины, чтобы они могли бы грамотно излагать учащимся школы и их родителям вопросы, касающиеся современных проблем укрепления здоровья и предупреждения болезней человека, вопросов лекарственного лечения и профилактики табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании [1, с. 459; 11, с.120; 12, с.32].

В результате изучения медико-валеологических дисциплин студенты, обучающиеся на факультете (или на кафедре) безопасности жизнедеятельности педагогического университета, должны знать:

  • принципы здорового образа жизни как основополагающего фактора интеллектуального и физического совершенствования человека, предоставляющего ему возможности наиболее полного раскрытия потенциалов личности;

  • характеристику понятия «Здоровье», его компонентов и факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья человека;

  • нейрофизиологические, гигиенические и психологические основы высокоэффективного процесса обучения;

  • основные гигиенические нормы и правила организации учебной деятельности учащихся, способствующие укреплению их здоровья;

  • характеристику понятия «Болезнь», а также общие причины и условия, способствующие возникновению заболеваний у человека;

  • основные методы, средства и способы оказания первой помощи больным и пострадавшим;

  • доступные методы оценки и контроля состояния больных и пострадавших при оказании им медицинской помощи;

  • основные методы профилактики детского травматизма и наиболее распространённых соматических и инфекционных болезней у детей;

  • биологические, психологические, социальные последствия девиантного и аддиктивного поведения учащихся, а также методы их профилактики;

  • методы борьбы с курением, с употреблением учащимися алкогольных напитков, с потреблением наркотиков и других психоактивных веществ;

  • правила безопасного поведения в общественных местах и на улицах с интенсивным движением, и соблюдать их;

  • правила безопасного пользования доступными для молодёжи транспортными средствами передвижения (велосипеды, мопеды, скутеры, мотоциклы, автомобили и др.);

  • правила безопасного поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.

Программа обучения студентов основам медико-валеологических дисциплин, исходя из многолетнего опыта такой работы на Факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И.Герцена, реализуется в определённой последовательности. На первом курсе студенты изучают основы анатомии, физиологии и гигиены. Затем, на следующих курсах обучения в педагогическом вузе, они приступают к изучению основ валеологии и здорового образа жизни, с освоением методов укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Изучение основ медицинских знаний начинается на втором курсе (у бакалавров) и на третьем курсе (у специалистов), когда они приступают к изучению причин и условий возникновения наиболее распространённых болезней. Далее, на старших курсах (на третьем курсе – бакалавры и на четвёртом и пятом курсах – специалисты), – студенты занимаются изучением причин, механизмов развития и симптоматики наиболее распространённых заболеваний и травматических поражений, с обсуждением путей их профилактики и освоением доступных методов оказания помощи больным и пострадавшим.

Наряду с этим, рассматриваются также причины формирования девиантного, аддиктивного поведения детей и подростков, изучаются его проявления (токсикомания, наркомания, алкоголизм, асоциальное поведение), их последствия и методы предупреждения [1, c. 459-460].

На завершающем этапе изучения основ медицинских знаний (на третьем курсе у бакалавров и на пятом курсе у специалистов), изучаются основы медицины катастроф. При этом характеристика чрезвычайных ситуаций и особенности воздействия их поражающих факторов связываются с характером поражений у пострадавших и принципами организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях, – в условиях чрезвычайных ситуаций различного происхождения [2, c. 3-5; 10, c. 205-220].

Исходя из этих принципов, с использованием рекомендуемой студентам учебно-методической литературы, выстраиваются программы обучения медико-валеологическим дисциплинам студентов на факультете безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И.Герцена. В более сокращённом варианте эти вопросы изучаются студентами других факультетов нашего Университета, в соответствии с рекомендациями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (см. Таблицу):

Таблица

Структура программы изучения основ медицинских знаний студентами различных факультетов педагогического университета (36 учебных часов аудиторных занятий)

Тематика учебных занятий

Число учебных часов

Лекций

Практики

Всего

Основы учения о здоровье.

4

2

6

Основы учения о болезни.

4

2

6

Первая медицинская помощь, её значение, виды и методы; контроль эффективности её оказания.

1

5

6

Инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические меры в очаге инфекции.

5

1

6

Внутренние болезни, их профилактика и методы оказания первой помощи при заболеваниях.

4

2

6

Первая помощь при травмах, профилактика детского и подросткового травматизма.

2

4

6

Итого аудиторных учебных часов:

20

16

36


Программа изучения курса «Основы медицинских знаний» состоит,

таким образом, из шести, равных по объёму отводимого на их освоение учебного времени, тематических блоков (модулей), которые расположены в определённой логической последовательности, что направлено на облегчение усвоения учебного материала студентами. Тем не менее, индивидуальные предпочтения преподавателя могут повлиять как на последовательность изучаемых разделов курса, так и на объём каждого из них. При этом любой их шести модулей может быть, по желанию студентов, развёрнут в самостоятельный отдельный факультативный курс, либо в курс по выбору [8, с.311-312].

Примерами таких факультативов могут быть такие курсы, как: «Первая медицинская помощь при травмах», «Первая помощь при острых заболеваниях внутренних органов», «Актуальные инфекции и их профилактика», «Лекарственные средства, их характеристика и методы применения», «Профилактика наркотической зависимости» и др. – каждый объёмом от 18 до 24 учебных часов аудиторных занятий.

В факультативные курсы целесообразно включать также и региональные особенности – для большей подготовленности учащихся к решению возникающих в данном регионе проблем. Обучение студентов на факультативном курсе должно также завершаться зачётом по пройденной тематике.


Литература:

  1. Буйнов Л.Г., Сыромятникова Л.И. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости. Профилактическая и клиническая медицина: научно-практический журнал, 2011, № 3(40), с. 459-460.

  2. Кошелев А.А. Медицина катастроф. Теория и практика. Учебное пособие. – СПб.: ЭЛБИ, 2005. – 320 с.

  3. Основы валеологии. Учебное пособие под редакцией В.П.Соломина, Л.П.Макаровой, Л.А.Поповой. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 205 с.

  4. Основы здорового образа жизни петербургского студента; Учебник / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 319 с.

  5. Основы медико-биологических дисциплин. Учебное пособие под редакцией В.П.Соломина и Л.П.Макаровой. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 246 с.

  6. Пелисов М.Г., Соломин В.П., Бахтин Ю.К. Основы медицинских знаний и профилактика болезней. Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 183 с.

  7. Соломин В.П., Корчагина Г.А., Пелисов М.Г. Медико-валеологические проблемы здоровья человека. Учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 148 с.

  8. Соломин В.П., Корчагина Г.А., Бахтин Ю.К. Социальная востребованность оздоровления населения посредством валеологически ориентированной образовательной деятельности. – В кн.: Вестник Национального института здоровья: Материалы 1-го Национального конгресса по валеологии «Качество жизни и здоровье». – СПб.: Национальный институт здоровья, 2006, с. 156-161.

  9. Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Макарова Л.П. Задачи и возможности медико-валеологического образования студентов педагогического университета. В кн.: Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» 20-22 апреля 2011 г. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011, Т. 45, с. 307-312.

  10. Сопко Г.И. Программа курса «Основы медицинских знаний и профилактика болезней». В кн.: Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности. Учебно-образовательные программы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001, с. 205-223.

  11. Станкевич П.В. Теоретико-методические основы подготовки бакалавров естественнонаучного образования. Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2, с. 121-127.

  12. Станкевич П.В. Формирование содержания специализированных магистерских программ в сфере естественнонаучного образования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2009 № 94, с. 28-35.


Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, педагогический университет, курс, студент, медицинская помощь, педагогический вуз, Профилактика, безопасность жизнедеятельности, наркотическая зависимость, образовательный процесс.


Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера

Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества

Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога

Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Психолого-педагогическая культура у студентов в вузе с позиций системного подхода

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Похожие статьи

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера

Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества

Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога

Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Психолого-педагогическая культура у студентов в вузе с позиций системного подхода

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Задать вопрос