В статье рассматриваются преимущества интегративного подхода к формированию навыков частного предпринимательства учащихся на основе трудового воспитания, вопросы единства трудового обучения и воспитания.
Ключевые слова: трудовое воспитание, трудовое обучение, моральные качества, интегративный подход.
Трудовое воспитание – неотъемлемая часть воспитания. Оно направлено на формирование трудолюбия, социальной трудовой активности, сознательной трудовой дисциплины и другие необходимые моральные качества для трудовой деятельности человека на благо общества. В современном обществе трудовое воспитание в широком смысле состоит из целесообразного формирования основ сознательного отношения к труду, воспитания гармонично развитого, социально активного гражданина. В узком смысле трудовое воспитание – это процесс подготовки детей и молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в тесной взаимосвязи с трудовым обучением. В результате трудового воспитания, обучаемые должны более глубоко осознавать необходимость труда, почувствовать потребность трудиться 1.
На уроках труда в школьной учебной мастерской знакомятся с различными материалами, орудиями и приемами пользования ими. Целью такого ознакомления является обработка их, придание определенной формы и размеров, превращение в полезную вещь. Также, учащиеся начинают осознавать свои созидательные, творческие силы. В процессе труда создаются благоприятные условия для формирования у учащихся таких качеств, как коллективизм, сознательная дисциплина, бережливость, чувство владельца общественного имущества, серьезного отношения к труду и человеку труда.
Отношение учащихся к труду, а также эффективность воспитательного процесса в определенной степени зависит от организованности учащихся. Все в учебной мастерской должно воспитывать учащихся, обучать красоте и порядку. При этом важным фактором является участие в процессе развития и совершенствования материально-технической базы мастерской, совершенствовние старого и создание нового оборудования, приспособлений, а также различного дидактического материала. При рациональной организации данной работы старательность, творчество, инициативность и другие качества обучаемых помогают преподавателю. У обучаемых пояляется уверенность в своих силах, что делает интересней и содержательней результаты их труда. Благодаря чему начинают они бережнее относиться к продуктам своего труда.
Как известно, не всякий труд можно считать педагогически целесообразным. Только если труд с поставленной перед ним целью вдохновляет учащегося, формы и методы организации данного труда соответствуют цели, он обретает воспитательное содержание, имеет воспитательное значение 2.
Образование не ограничивается прививанием учащимся знаний и умений, оно естественным образом связано с воспитанием. Единство образования и воспитания должно учитываться на каждом уроке, на каждом занятии в школьной мастерской. При организации всякого труда необходимо учитывать интересы учащихся. Труд, соответствующий интересам и потребностям учащегося, дарит ему радость и духовую удовлетворенность. Интерес к труду возникает и развивается, прежде всего, в трудовой деятельности. Активное участие в общественной работе и труде способствует проявлению учащимися своих сил, познании своих возможностей. Основное условие заинтересования учащихся в труде – формирование у обучаемых знаний, умений и навыков в процессе труда 3.
Современное оборудование, материалы, развитие технологических процессов и реализация новых направлений развития малого бизнеса частного предпринимательства на основе интегративного подхода в процессе трудового обучения во многом способствует обеспечению творческой активности учащихся. Интегративный подход открывает новые перспективы в деле повышения творческой активности учащихся, совершенствования трудового обучения, формирования навыков частного предпринимательства.
Система интегративного подхода при формировании навыков частного предпринимательства на основе трудового обучения предусматривает:
формирование у обучаемых потребности в усвоении экономических знаний;
обеспечение возникновения у обучаемых внутреннего стремления к овладению экономическими знаниями;
формирование теоретических и практических экономических знаний;
организацию практической деятельности для превращения экономических знаний в практические навыки (на основе активного вовлечения обучаемых к производственной практике);
формирование у обучаемых навыков организации малого бизнеса и частной предпринимательской деятельности;
создание необходимых условий для превращения навыков малого бизнеса и частного предпринимательства в соответствующие умения.
Организация трудового обучения на основе интегративного подхода способствует формированию у обучаемых системных понятий об особенностях работы технических средств, перспективах развития техники, проблемах проектирования. На основе применения усвоенных знаний, навыков и умений учащиеся овладевают методами решения задач. В процессе трудового воспитания при интегративном подходе к формированию навыков частного предпринимательства посредством экономического образования реализуются задачи подготовки учащихся к самостоятельной жизни, профессиональной ориентации. Так как именно на этих занятиях учащиеся учатся:
планированию идеи, цели;
её реализации на основе составленного плана;
оценивать результат (анализировать соответствие результата поставленной цели);
составляют первые бизнес-планы и пробуют их реализовать, таким образом, привыкают на плановой основе результативно осуществлять всякую деятельность.
Осознание учащимся результатов своего труда вызывает удовлетворение и воспитывает чувство причастности к нахождению решения задач, имеющих практическое значение.
Таким образом, трудовое воспитание на основе интегративного подхода к формированию навыков частного предпринимательства и правильная организация трудовой деятельности обучаемых может быть фактором, оказывающим сильное влияние на их эмоциональную сферу. Осознание общественного значения выполнения трудовых поручений и задач обеспечивает решимость учащихся при определении учащимся, в качестве самостоятельной личности своего места в обществе.
Литература:
Мадалиев А. Таълим ва тарбия уйғунлиги-комил инсонни шакллантириш гарови. – Т.: Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 2011. – 100 б.
Зиёмуҳаммадов Б. Педагогика. – Т.: Турон-Иқбол, 2006.– 112 б.
Давлатов К. Меҳнат ва касб таълими, тарбияси ҳамда касб танлаш назарияси ва методикасидан амалий машғулотлар. – Т.: Ўқитувчи, 1995. – 280 б.