Формирование технологической культуры как основа развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.10.2014

Статья просмотрена: 1030 раз

Библиографическое описание:

Бутырина, М. В. Формирование технологической культуры как основа развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения / М. В. Бутырина, Г. Я. Цыбулько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13006/ (дата обращения: 16.04.2024).

В статье рассмотрены основные задания технологического образования в основной и старшей школе Украины, изучены доказано необходимость развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения с помощью метода проектов и проектно-технологической деятельности, исследовано влияние проектно-технологического метода на мотивацию творческой деятельности учащихся.

Ключевые слова: технологическое образование, технологическая культура, творческий потенциал, метод проектов, проектно-технологическая деятельность.

Возможности устойчивого развития общества, успешного преодоления, а в будущем, и предотвращение глобальных кризисов и локальных конфликтов в обществе, тесно связаны с приобретенным уровнем образованности человечества. В условиях мощного роста информации и производственных технологий самой первой возникла проблема поиска формы отбора и синтеза знаний, адекватных современному этапу развития науки, техники и общества. Сегодня общество формируется технологическими изменениями, поэтому государственные и финансовые границы теряют свое значение в условиях развития техноглобализма — расширения международной передачи (трансферта) технологий ХХІ века, что диктует динамику изменений, которые логично вмешиваются в систему образования [6, с. 41]. Введение в производство новой техники и технологий, становление и развитие рыночных отношений и новых форм ведения хозяйства, рост объема знаний о превращении материалов, энергии и информации в интересах человека, об общих принципах этих превращений требуют повышения уровня технологической культуры подрастающего поколения. Формирование в школе основ технологической культуры ученика стало сегодня социальным запросом и стратегически оправданным заданием средней общеобразовательной школы.

Технологическая культура развивается посредством технологического образования, главной целью которого является формирование технически, технологически и компьютерно грамотной личности, подготовленной к жизни и активной природосоответственной предметно-превращающей деятельности, необходимых знаний, умений и навыков для успешного ведения домашнего хозяйства и семейной экономики в условиях современного высокотехнологичного информационного общества; основных компонентов информационной культуры учеников; обеспечение условий для их профессионального самоопределения, выработке у них навыков творческой деятельности; воспитание культуры труда; осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей [3].

В последнее десятилетие перед системой образования возникло множество проблем. Особое место занимает проблема формирования технологической культуры как основы развития творческого потенциала личности.

Проблема структуры и содержания технологической культуры личности фрагментарно рассматривалась в работах В. В. Борисова, А. Н. Коберника, В. К. Сидоренко. Исторический аспект проблемы достаточно полно представлен в диссертации М. В. Бутыриной [1].

Исследовательница Ю. В. Лесникова считает, что технологическая культура − это уровень развития превращающей деятельности человека, которая является результатом совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и дает возможность человеку эффективно приобщаться к современным технологическим процессам на принципах гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой [4].

Мы считаем, что технологическая культура ученика основной школы − это уровень овладения им формами, способами превращающей деятельности и сознательного подчинения ценностным социокультурным приоритетам, а именно: уровень овладения общими формами реализации процессов планирования собственной превращающей деятельности, прогнозирования результатов и сознательный выбор рациональных путей выполнения, оформления продукта деятельности в материальные и нематериальные блага. Особенностью технологической культуры ученика является уровень осознания им приоритета способа над результатом деятельности, принимая во внимание ее социальные, экологические, экономические, психологические последствия [1, с. 8–12].

Продуктивным является подход, разрабатываемый В. В. Борисовым, который основывается на использовании конструкторско-технологических задач на уроках трудового обучения [2]. Успешное решение учащимися технологических, конструкторских и технических задач в значительной степени зависит от уровня их конструкторских, технологических знаний и достигнутого уровня технологической культуры.

Согласно Государственному стандарту базового и полного общего среднего образования Украины от 23.11.2011 целью образовательной отрасли «Технологии» является реализация творческого потенциала учеников. Причем основным условием реализации технологического компонента является технологическая и информационная деятельность, которая осуществляется от появления творческого замысла к реализации его в готовом продукте. Заданиями обучения технологий являются [6]:

-          формирование целостного представления о развитии материального производства, роль техники, проектирования и технологий в развитии общества;

-          ознакомление учеников с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;

-          формирование способности развивать приобретения родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства;

-          приобретение учениками опыта осуществления технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;

-          развитие технологических умений и навыков учеников;

-          осознание учениками значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний;

-          реализация способностей и интересов учеников в сфере технологической деятельности;

-          создание условий для самореализации, развития предприимчивости и профессионального самоопределения каждого ученика;

-          овладение умением оценивать собственные результаты предметно-превращающей деятельности и уровня сформированности ключевых и предметных компетентностей.

Коберник А. Н.. утверждает, что цель технологического образования достигается путем решения следующих образовательно-воспитательных заданий [3]:

-          политехническое развитие ученической молодежи, знакомство ее с современными перспективными технологиями, с основами техники, превращения материалов, энергии и информации с учетом социальных последствий использования технологий, опираясь на экономические, экологические и предпринимательские знания;

-          эстетическое и творческое развитие учеников, в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов;

-          овладение учениками общетрудовыми умениями и навыками, в том числе человеческих отношений, бесконфликтного общения и культурой труда, что является необходимым фактором для успешной жизни в коллективе и семье;

-          обеспечение возможности самопознания ученикам посредством изучения профессий, приобретения опыта практической деятельности определенной профессии с целью обоснованного сознательного профессионального самоопределения подрастающего поколения;

-          воспитание ценностного отношения к труду, человечности и милосердия, честности и обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения, бережного отношения к природе и природным ресурсам;

-          овладение основными понятиями менеджмента и маркетинга, рыночной экономики и умениями применять их на практике во время реализации личной продукции и услуг.

Творческий потенциал, как динамическая структура личности, включает комплекс творческих задатков, которые проявляются и развиваются в творческой деятельности. По мнению украинского психолога Л. Овсянецкой показателями уровня развития творческого потенциала являются [4]: позитивные результаты деятельности; оригинальность выполнения разных видов работ; степень преодоления неблагоприятных условий деятельности и встречных трудностей; скорость овладения новыми знаниями и навыками.

Творческий потенциал, как и творческая активность, имеют тенденцию к самовыражению и получению достижений в соответствии с возможностями учеников. Мотивация же творческой личности оказывается в тенденции к поиску и риску, основанным на желании достичь и проверить свои творческие возможности. Наше мнение заключается в том, что развитие творческого потенциала невозможно без опоры на мотивационную сферу, которая является источником движущих сил любой активности личности. Проанализировав психологическую литературу, мы пришли к заключению, что критериями повышения мотивации ученика к развитию собственного творческого потенциала являются: наличие цели деятельности, которая имеет общественную значимость и может быть трансформирована в перспективу (далекую, среднюю, ближнюю); принятие ученика другими членами группы (коллектива, класса, кружка); наличие в группе взаимной поддержки, симпатии и доверия, комфортных взаимоотношений между членами проекта.

Критерии, рассмотренные выше, полностью отвечают структуре и целям уроков трудового обучения, организованным с помощью метода творческих проектов. В программе трудового обучения, в частности, отмечается, что метод проектов (проектно-технологический метод) является основным методом обучения, который используется в образовательной отрасли «Технология». Преимущество проектно-технологического метода трудового обучения, в сравнении с другими, в первую очередь заключается в более активном привлечении учеников во время творческой деятельности к практической самостоятельной, плановой и систематической работе. Благодаря проведению уроков трудового обучения с помощью метода проектов, в учащихся формируется стремление к созданию нового изделия или более качественного продукта или совершенствование существующего материального объекта труда, формируется представление о его будущем использовании; развиваются моральные и трудовые качества личности, мотивы выбора профессии.

На сегодняшний день, в соответствии с Государственным стандартом Украины, основная школа призвана обеспечить ученикам базовый уровень технологического образования, которое помогает им овладеть основами технологической культуры, что подразумевает знакомство с проектно-технологической и информационной деятельностью, опираясь на знания по основам наук на уровне предметно-практической деятельности, привлечение к проектно-технологической, информационной, художественно-трудовой и исследовательской деятельности, а также развитие творческого потенциала личности [5]. Углубленный уровень технологического образования обеспечивается в старшей школе, который заключается в овладении учениками знаниями о закономерностях проектной, технико-технологической и бытовой деятельности; формировании у учеников способности мобилизовать свои потенциальные творческие возможности в разных видах деятельности.

Следовательно, можно утверждать, что результатом технологического образования является технологически культурная личность, которая имеет высокий творческий потенциал, развитый благодаря овладению научными знаниями, трудовыми навыками и умениями превращающей деятельности, которая поэтапно контролируется учителем, имеет внутреннюю мотивацию через поставленные цели и направлена на достижение определенного результата проектно-технологической деятельности.

Литература:

1.         Бутиріна М. В. Розвиток технологічної культури учнів основної школи у процесі трудового навчання (друга половина XX століття): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Бутиріна; Крим. гуманіт. ун-т. — Ялта, 2010. — 20 с.

2.         Борисов В. В. Методичні аспекти використання конструкторсько-технологічних задач на уроках трудового навчання [Текст] / В. В. Борисов// Наукова скарбниця Донеччини № 2 (15)- Донецьк, 2013.-С. 40–43.

3.         Лєснікова Ю. В. Технологічний компонент державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти як основа формування технологічної культури школярів [електронний ресурс] — Режим доступу:http://www.osvita.smila.com/metodychni-rekomendaciji/987-tehnologichnyj-komponent-derzhavnogo-standartu-bazovoji-i-povnoji-zagalnoji-serednoji-osvity-jak-osnova-formuvannja-tehnologichnoji-kultury-shkoljariv

4.         Овсянецька Л. Творчий потенціал людини: соціально-психологічна парадигма// Лариса Овсянецька http://www.politik.org.ua/vid/magcontent.php3?m=6&n=25&c=331

5.         Постанова № 1392 КМУ від 23 листопада 2011 р «Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти» (Із змінами, внесеними згідно з Постановою КМ № 538 від 07.08.2013) − Офіційний вісник України від 17.02.2012 № 11.

6.         Шеставин Н. С. Европейская научно-технологическая интеграция Украины: возможности и риски./ Н. С. Шеставин, С. Ф. Попов // Проблеми науки. Міжнародний науково-практичний журнал. — 2006. — № 6. — С.41–42.

Основные термины (генерируются автоматически): технологическая культура, технологическое образование, трудовое обучение, творческий потенциал, проектно-технологическая деятельность, проектно-технологический метод, технологическая культура ученика, бесконфликтное общение, декоративно-прикладное искусство, информационная деятельность.


Ключевые слова

метод проектов, технологическое образование, технологическая культура, творческий потенциал, проектно-технологическая деятельность., проектно-технологическая деятельность

Похожие статьи

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

Занятие различными видами декоративно-прикладного искусства способствуют раскрытию творческого потенциала, потому что в процессе художественной прикладной деятельности проявляются воображение и фантазия.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Ключевые слова: творческие способности, развитие, процесс, творчество, особенности, потенциал, креативность, методы, деятельности, внимание, творческие процесс, деятельность, мышление, трудовое обучение.

Формирование технологической культуры студентов...

технологическая культура, технологическая культура личности, когнитивный компонент, знание, уровень, умение, показатель, профессиональная деятельность, экспериментальная группа, качество.

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих...

будущий учитель технологий, Украина, художественно-творческая деятельность, профессиональная подготовка, декоративно-прикладное искусство, педагогическое образование, высшее образование...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Технологический этап. Подготовка технологической документации

обучение учащихся, проектно-конструкторская деятельность, проектирование, конструирование, моделирование, творческий проект.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды...

Применение инновационных технологий на предмете «Искусство»...

Информационно-коммуникационные технологии (дистанционное образование, метод проектов)

организация проектной деятельности учащегося; использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе [5].

Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения.

Похожие статьи

Воспитание младших школьников средствами... | Молодой ученый

Занятие различными видами декоративно-прикладного искусства способствуют раскрытию творческого потенциала, потому что в процессе художественной прикладной деятельности проявляются воображение и фантазия.

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

Ключевые слова: творческие способности, развитие, процесс, творчество, особенности, потенциал, креативность, методы, деятельности, внимание, творческие процесс, деятельность, мышление, трудовое обучение.

Формирование технологической культуры студентов...

технологическая культура, технологическая культура личности, когнитивный компонент, знание, уровень, умение, показатель, профессиональная деятельность, экспериментальная группа, качество.

Художественный аспект профессиональной подготовки будущих...

будущий учитель технологий, Украина, художественно-творческая деятельность, профессиональная подготовка, декоративно-прикладное искусство, педагогическое образование, высшее образование...

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Технологический этап. Подготовка технологической документации

обучение учащихся, проектно-конструкторская деятельность, проектирование, конструирование, моделирование, творческий проект.

Роль декоративно-прикладного искусства в развитии...

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды...

Применение инновационных технологий на предмете «Искусство»...

Информационно-коммуникационные технологии (дистанционное образование, метод проектов)

организация проектной деятельности учащегося; использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.

Обучение учащихся проектной деятельности при...

Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе [5].

Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения.

Задать вопрос