Обучение скоропечатанию, или Печать вслепую как средство обучения на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 08.04.2022

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Сильвестрова, М. А. Обучение скоропечатанию, или Печать вслепую как средство обучения на уроках информатики / М. А. Сильвестрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 288-289. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90102/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье рассматривается тренажер «Руки солиста» и его применение в обучении курса Информатике и ИКТ. Описывается положительное влияние на образовательный потенциал обучающихся, связанный с повышением уровня печатания.

Ключевые слова: информатика, скоропечатание, «Руки солиста».

Моя статья состоит из 700 слов. Для того чтобы напечатать такую статью вслепую, вам понадобится 30 минут. Но если вы будете печатать ее двумя или четырьмя пальцами, глядя на клавиатуру, у вас уйдет гораздо больше времени на фокусировку мозга.

В среднем человек набирает текст со скоростью 100 знаков в минуту и этого достаточно для набора небольшого текста в течение 10 минут непрерывной печати, но чем дольше идет процесс печати таким способом, тем сильнее ваши мысли сбиваются, глаза напрягаются, и вы устаете. Именно поэтому при работе с компьютером важно научиться квалифицированному клавиатурному письму: изучить расположение символов на клавиатуре, освоить навык скоростного ввода текста вслепую и без ошибок.

Метод слепой печати впервые был применен в США на соревнованиях по печатанию. Некий Франк Макгуррин работал в адвокатской конторе и практиковал набор текста, не глядя на клавиатуру печатной машинки. Он набирал любой незнакомый ему текст со скоростью свыше 90 слов в минуту, используя все десять пальцев. В 1888 году он решил поучаствовать в соревнованиях, применяя свою технику, и одержал победу над соперником, который печатал восемью пальцами. С того времени данной техникой печати и раскладкой QWERTY мы пользуемся и по сей день [1]. Но вы скажете, что данная техника нужна для компьютерных работников, а учить детей с раннего возраста машинопечатанию нет необходимости. Однако следует заметить, что зумеры с детства окружены различными гаджетами. Большинство детей проводят за компьютером значительную часть своего времени. Уже с трех лет каждый ребенок разбирается в смартфоне лучше любого взрослого, и чем старше он становится, тем больше нагрузки на него ложится. Благодаря технике слепого набора букв школьник не будет склоняться над клавиатурой в поиске нужной буквы и портить при этом осанку, а продуктивность ввода текста увеличится в два раза.

Так, на уроках информатики в 7-м классе есть раздел «Набор текста», но в методических рекомендациях данному виду обучения уделен всего час. В других странах уже с начальной школы имеются дополнительные курсы по выбору или отдельные уроки по данному виду печати. На мой взгляд, каждый преподаватель информатики должен овладеть данной техникой, чтобы научить этому детей, так он сможет стать для них примером.

Для начала нужно выбрать правильную позу, она важна для здоровья и способствует скоростному печатанию. Далее изучить клавиатуру и правильное расположение пальцев на ней. На каждой клавиатуре есть две буквы «А» и «О» — они оснащены специальными выступами (бугорками), это делается для того, чтобы оба указательных пальца, левый и правый, вставали в исходную позицию. За ними ставятся остальные пальцы: пальцы левой руки на клавишах ФЫВА, правой — ОЛДЖ, большие пальцы позволяют ставить пробел (см. рис. 1) [1].

Раскладка QWERTY и расположение рук

Рис. 1. Раскладка QWERTY и расположение рук

Самое трудное для начинающих — это при наборе текста не смотреть на клавиатуру. Именно поэтому нужна тренировка, позволяющая довести мышечную память и процесс печатания до автоматизма. Поэтому занятия по данной дисциплине рекомендуется проводить каждый день. В интернете можно найти специальные тренажёры, как в платных, так и бесплатных версиях. В учебнике Л.Л. Босовой рекомендован тренажер «Руки солиста» [2].

Клавиатурный тренажер «Руки солиста» разработан по методике В. В. Шахиджаняна и позволяет отработать навыки слепого печатания десятью пальцами. На рабочем столе компьютера при загрузке данного приложения появляются 3 ярлыка с указанием класса (7–9). При входе вводится имя пользователя, что удобно для школьной программы, на одном компьютере создается комната, где хранятся данные с результатами занимающихся учеников. После прохождения результаты сохраняются в резервном копировании, что позволяет в случае проблем восстановить и продолжить занятия. Выполнение заданий разделено на уровни, это позволяет обучаться последовательно. Перед каждым заданием дается небольшая информационная справка. Задания выполнять приятно, т.к. набираемые буквы подсвечены зеленым цветом, а внизу экрана расположена виртуальная клавиатура, где показывается нажатие кнопок. С правой стороны отображается скорость печатания и количество ошибок. Если допущена ошибка, программа дает минуту на отдых с цитатой от автора, для поддержания эмоционального состояния ребенка. Ребенок должен понять, что печатать нужно, не смотря на клавиатуру, а совершение ошибок на начальном этапе — это нормально и является естественным в процессе обучения. По завершении уровня показывается результат и небольшая цитата (см. рис. 2, 3).

, 3. Интерфейс приложения «Руки солиста» , 3. Интерфейс приложения «Руки солиста»

Рис. 2, 3. Интерфейс приложения «Руки солиста»

Для сбора статистики об освоении уроков каждого ученика имеется окно со списком учеников, где у учителя есть возможность получить таблицу с информацией обо всех результатах, ошибках и попытках обучающихся, на основе которых учитель может сделать соответствующие выводы и в дальнейшем уделить больше внимания кому-то из учеников.

Таким образом, данный навык печати, полученный в процессе школьного обучения, поможет ребятам и в дальнейшем, уже во взрослой жизни, темпы которой ускоряются с каждым днем.

Литература:

  1. Авшарян Г. Слепая печать и «горячие» клавиши: учебное пособие для школьников — Издательство НТ Пресс — Москва, 2018. –128 с.
  2. Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 7 класса. 3-е изд. испр. Москва, Бином 2008 г. 229 с.
Основные термины (генерируются автоматически): QWERTY, клавиатура, палец, минута, набор текста.


Ключевые слова

информатика, скоропечатание, «Руки солиста»

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии

В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Конспект музыкального занятия «Мы дружим с музыкой» для детей старшей группы с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия)

В статье авторы представляют опыт работы по развитию у детей с нарушением зрения музыкальных способностей на в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Обучаем, играя

В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению английского языка

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Паперкрафт как средство развития мелкой моторики учащихся на уроках технологии

В статье раскрывается популярный вид моделирования из бумаги — паперкрафт. Рассматривается привлекательность и возможность освоения данного вида творчества на уроках технологии, обеспечивающий развитие мелкой моторике в процессе обучения.

Формирование инженерного мышления при обучении физике через внеурочную деятельность

В статье рассмотрена программа внеурочной деятельности «Юный изобретатель» для учащихся 7х классов, направленная на повышение эффективности обучения детей физике и развития инженерного мышления.

Использование фитнес-программ по физическому воспитанию студенток технического вуза во внеучебное время

В статье раскрывается эффективное влияние фитнеса на формирование личностных свойств и качеств личности студенток и приведен пример структуры занятия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Конспект музыкального занятия «Мы дружим с музыкой» для детей старшей группы с нарушением зрения (косоглазие, амблиопия)

В статье авторы представляют опыт работы по развитию у детей с нарушением зрения музыкальных способностей на в процессе непрерывной образовательной деятельности.

Обучаем, играя

В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению английского языка

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Интегрирование робототехники с учебно-методическим комплексом по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье авторы проводит анализ существующих образовательных решений в области образовательной робототехники и рассказывает, на каких занятиях в начальной школе можно использовать конструкторы по робототехнике, в качестве эффективных методов обучения...

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Задать вопрос