Постановка проблемы интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Хайрисламов, А. Р. Постановка проблемы интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности Российской Федерации / А. Р. Хайрисламов, Ю. В. Калегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89893/ (дата обращения: 02.05.2024).



Интеграция трудовых мигрантов в культуру безопасности Российской Федерации как научно-практическая проблема. Исследование проблемы базируется на комплексном подходе, включающем нормативный, теоретический и практический аспекты интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности Российской Федерации. Автором выявлены предпосылки обострения проблемы и намечены пути их нивелирования.

Ключевые слова: интеграция трудовых мигрантов, трудовые мигранты, проблема интеграции мигрантов, мигранты

Миграционная политика во всем мире является сложным и многоуровневым процессом, направленным на эффективное использование мер по поддержанию баланса рабочей силы, регулярный анализ проблем миграции, осуществление контроля за выполнением принятых договоренностей, а также реализацию важных мероприятий по культурной интеграции трудовых мигрантов.

Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т. д.). Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс [1].

За последние несколько лет мобильность граждан выросла во всем мире, это напрямую связано с международной политикой разных государств. Ежегодный прирост трудовых мигрантов в России в среднем достигает ста тысяч человек. Несмотря на социально-политический, эпидемиологический кризисы, приток прибывающих граждан в Россию не прекратился. Всего, по данным Росстата, в 2020 году в страну прибыло около 455 тысяч человек. Отметим структуру миграционной мобильности:

– 40 % иностранных граждан приезжают в Россию в трудовых целях;

– 39 % граждан посещают страну в особых целях (на короткое время пребывания находят работу в России).

Более 97 % иностранных граждан, принятых в гражданство Российской Федерации, являются выходцами из государств — участников СНГ (636 тыс.). Основные потоки трудовых мигрантов в Россию образуют такие страны как:

– Узбекистан — 42 %.

– Таджикистан — 16 %;

– Украина — 11 %;

– Киргизия, Молдова и другие составляют не менее 10 %.

Среди других иностранных граждан, принятых в гражданство Российской Федерации, большинство составляют выходцы из Китая, Грузии, Афганистана, Турции, Вьетнама и Сирии [6].

Анализ структуры именно трудовых мигрантов РФ позволяет представить ее следующим образом:

– строительство — 32 %;

– услуги — 17 %;

– обрабатывающая промышленность — 11 %;

– торговля — 9 %;

– сельское хозяйство — 7 %;

– транспорт и связь — 5 % [2].

Концептуально миграционная политика РФ направлена на восполнение трудовыми мигрантами на рынке труда позиций, не востребованных гражданами страны по разным причинам, среди которых:

– опасность условий трудовой деятельности

– физическая тяжесть исполнения трудовых функций;

– малооплачиваемые, непрестижные сектора экономики, требующие исполнения трудовых функции низкой или средней квалификации (для России это преимущественно сфере услуг, например, розничная торговля);

– сезонная работа, подверженная сильным колебаниям в востребованности рабочей силы (в период сезонного пика востребована рабочая сила для «бессистемной, неквалифицированной» работы, не представляющей интерес для местных жителей);

– трудовые функции технического обслуживания в частной зоне;

– деятельность в теневом и криминальном секторах экономики [6].

Вышеприведенная структура распределения занятости мигрантов в целом характерна ежегодной ситуации в России. Характерной для трудовой миграции в нашей стране являются и культурные различия трудовых мигрантов между собой и местным населением, что исследователями позиционируется как проблема их интеграции в культурную среду РФ.

Федеральная служба государственной статистики ФНИСЦ РАН представила в отчете за 2005–2014 годы социальный портрет трудового мигранта:

– 36 % — 20–30 лет

– 29 % — 30–40 лет

– 20 % — 40–60 лет

– Остальные — лица от 18–20 и 60+.

Из представленной возрастной структуры:

– 48 % — имеют среднее общее образование,

– 24 % — средне-специальное,

– 19 % — высшее образование,

– 3 % — неполное среднее общее,

– 6 %– начальное профессиональное [5].

Сопоставление структуры распределения мигрантов по секторам экономики, причины свободы в них рабочих мест, а также уровень травматизма именно в секторах, заполненных рабочей силой трудовых мигрантов позволяет говорить о правомерности предположения о низком уровне культуры безопасности трудовых мигрантов, обусловленном образовательным уровнем и необходимости поиска путей его повышения.

Для подтверждения выдвинутого предположения необходимы статистические данные по травматизму и жертвам в разных секторах экономики страны с указанием принадлежности пострадавшего к категории трудового мигранта. Однако, такого учета в публичной печати нами не обнаружено. Приходится признать, что сбор и обработка корректных статистических данных для изучения путей интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности РФ одним из важнейших направлений в статистической деятельности, тем более, что трудовая миграция имеет и другие скрытые аспекты, и, постепенно, без их изучения может стать одним из самых трудно учитываемых социально-экономических явлений.

Важным источником информации о проблемах интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности России могут стать административные данные, получаемые в рамках деятельности миграционных служб, органов внутренних дел, учебных центров предприятий, союзов работодателей и общественных организаций, занимающихся вопросами миграции.

Целесообразно утверждать, что фактором, усугубляющим проблему, является низкий уровень административной и культурно-образовательной работы по социальной адаптации трудовых мигрантов в России. Почти половина трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию, не имеют контактов с местным населением. Анализ исследований показывает, что трудовые мигранты часто выступают в роли замкнутого сообщества, противостоящего принимающему обществу [5, 7]. Закрытость сообщества трудовых мигрантов влияет и на характер взаимодействия внутри этого сообщества. Анализ научных публикаций в области социологической науки позволяет ограничить перечень ведущих причин, вызывающими проблему замкнутости и сложности интеграции

– в языковом барьере между приезжими и местным населением;

– в низком уровне культуры безопасности и образования прибывающих мигрантов;

– в этнокультурных и конфессиональных особенностях приезжих и принимающей стороны [2, 4, 7].

Однако, все исследователи склоняются к выводу о том, что следствием проблемы является виктимность трудовых мигрантов, ограничивающая их интеграцию в российскую культуру безопасности, снижающая социально-экономический эффект от трудовой миграции. Устранение этих причин могло бы помочь решить главную проблему: интеграцию трудовых мигрантов в культуру безопасности в России.

Одновременно, следует помнить, что трудовая миграция, как перемещение иностранцев в принимающую страну с целью временного трудоустройства — это источник пополнения трудовых ресурсов, а не постоянное население страны. Однако в случае России трудовые миграции имеют постоянную тенденцию трансформироваться в общую миграцию населения, поскольку многие трудовые мигранты легально натурализуются и де-факто остаются в России (легально и нелегально) на постоянное место жительства. Это также актуализирует проблему интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности РФ и указывает пути ее решения: нормативное и образовательное сопровождение трудовой миграции в аспекте повышения уровня их культуры безопасности до приемлемого. При решении проблемы следует учитывать разницу в развитии системы образования, культуры безопасности, нормативного обеспечения трудовой деятельности в странах-донорах трудовых мигрантов.

Состояние проблемы в практической плоскости позволяет констатировать: работодатели нанимают трудовых мигрантов на отечественные предприятия без подтверждающих документов об уровне, продолжительности и содержании их профессионального образования (базового или дополнительного). Поэтому определить уровень развития культуры безопасности иностранных работников не представляется возможным. Одновременно, статистические источники иллюстрируют проблему низкой культуры безопасности у трудовых мигрантов, как в части исполнения ими трудовых функций, отсутствие их требований к работодателю в обеспечении безопасных условий труда, так и несоблюдение культурных норм взаимодействия, требований пожарной безопасности в социальной жизни [3].

Для решения поставленной проблемы повышения уровня культуры безопасности трудовых мигрантов сложились предпосылки, прежде всего, нормативно-регламентирующего характера. До 2020 года законодательство Российской Федерации не содержало отдельного законодательного акта, регулирующего положение и права трудящихся-мигрантов. Однако, в настоящее время для нивелирования проблемы интеграции трудовых мигрантов в культуру безопасности России есть предпосылки в нормативно-регламентирующем поле, в части правового обеспечения трудовой деятельности, а также в части образовательного аспекта.

Своевременным является Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (документ вступил в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.). Документ был разработан на основании статьи 20 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В документе регламентируется организация, периодичность, форма (инструктаж), методическая обеспеченность (специальные программы), содержание (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации) обучения трудовых мигрантов мерам, прежде всего пожарной безопасности, а также установлена ответственность руководителя организации за обучающие мероприятия. Такая предпосылка перспективны для обобщения с исключительно пожарной безопасности на всю сферу безопасности как профессиональной, так и социальной жизни трудового мигранта в России.

В связи с недавним выходом документа важным вопросом является разработка соответствующего, актуального методического обеспечения подготовки трудящихся-мигрантов к безопасному выполнению трудовой деятельности с учетом исходного уровня культуры безопасности трудящихся-мигрантов [4]. Такая задача могла бы быть решена силами методистов учебных центров организаций, академическим и научно-педагогическим сообществом. Очевидно, что решение проблемы методического обеспечения интеграции трудящихся-мигрантов в культуру безопасности в организации ее нельзя рассматривать отдельно от более общей проблемы их интеграции в культуру безопасности страны.

Литература:

  1. Рыбаковский А. Демографический понятийный словарь. Центр социального прогнозирования. М 2003. С. 170–173.
  2. Лайкам К. Э. и др. Труд и занятость в России. 2021. Стат.сб./Росстат  Т78 M., 2021. С. 16–108.
  3. Полехин П. В., Чебуханов М. А., Козлов А. А. и др./ Под общей редакцией Д. М. Гордиенко. — М.: ВНИИПО, Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Cтатистический сборник, 2021. — С. 12–15.
  4. Калегина Ю. В. Методическое обеспечение подготовки по вопросам безопасности: социальный и профессиональный аспекты: учебное пособие. — Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2021. С 135.
  5. Федеральная служба государственной статистики ФНИСЦ РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fnisc.ru/ (дата обращения 22.03. 2022)
  6. Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/29153018/(дата обращения 22.03. 2022).
  7. Рындина А. Р. Специальное образование для трудовых мигрантов как фактор их социально-правовой адаптации. Миграционное право, 2009. № 3. С. 22–25.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, мигрант, Российская Федерация, культура безопасности, трудовая миграция, трудовая деятельность, местное население, пожарная безопасность, рабочая сила, трудовой мигрант.


Ключевые слова

мигранты, трудовые мигранты, интеграция трудовых мигрантов, проблема интеграции мигрантов

Похожие статьи

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

По мнению И. С. Масловой трудовая миграция населения является объективным процессом перемещения кадров, который неразрывно связан с развитием производительных сил и производственных отношений [1]. На сегодняшний день трудовая миграция как явление...

Экономические аспекты российской миграции | Статья в журнале...

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав

Российская Федерация становится активным участником процессов международной трудовой миграции. Из общего числа мигрантов в...

Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации

Однако нельзя отрицать опасность замещения местного населения мигрантами на рынке труда в дальнейшем.

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, рабочая сила, международная миграция, Россия, мигрант, Приморский край, местное население...

Россия в процессах международной трудовой миграции

Анализ международной трудовой миграции предполагает рассмотрение последствий ее

Российская Федерация становится активным участником процессов международной

Россия, Китай, иностранная рабочая сила, мигрант, Украина, трудовая миграция, рабочая сила...

Международная трудовая миграция населения

Миграция рабочей силы представляет собой перемещение трудоспособного населения из одного государства в другое, сроком более чем на год

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Российская Федерация, работник, правовое положение, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, гражданин, работа, иностранная. Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав...

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные...

Трудовая миграция проявляется в разных формах и оказывает влияние, прежде всего, на экономику страны. Влияние это может носить как позитивный, так и негативный характер. Так, высококвалифицированные трудовые мигранты своей деятельностью в...

Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я)

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль...

Проблемы дефиниции понятия «трудовая миграция»

Ключевые слова: трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, защита трудовых прав мигрантов работников. Активно происходящие во всем мире производственные процессы сопровождаются интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью...

Похожие статьи

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

По мнению И. С. Масловой трудовая миграция населения является объективным процессом перемещения кадров, который неразрывно связан с развитием производительных сил и производственных отношений [1]. На сегодняшний день трудовая миграция как явление...

Экономические аспекты российской миграции | Статья в журнале...

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав

Российская Федерация становится активным участником процессов международной трудовой миграции. Из общего числа мигрантов в...

Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации

Однако нельзя отрицать опасность замещения местного населения мигрантами на рынке труда в дальнейшем.

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, рабочая сила, международная миграция, Россия, мигрант, Приморский край, местное население...

Россия в процессах международной трудовой миграции

Анализ международной трудовой миграции предполагает рассмотрение последствий ее

Российская Федерация становится активным участником процессов международной

Россия, Китай, иностранная рабочая сила, мигрант, Украина, трудовая миграция, рабочая сила...

Международная трудовая миграция населения

Миграция рабочей силы представляет собой перемещение трудоспособного населения из одного государства в другое, сроком более чем на год

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Российская Федерация, работник, правовое положение, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, гражданин, работа, иностранная. Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав...

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные...

Трудовая миграция проявляется в разных формах и оказывает влияние, прежде всего, на экономику страны. Влияние это может носить как позитивный, так и негативный характер. Так, высококвалифицированные трудовые мигранты своей деятельностью в...

Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я)

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль...

Проблемы дефиниции понятия «трудовая миграция»

Ключевые слова: трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, защита трудовых прав мигрантов работников. Активно происходящие во всем мире производственные процессы сопровождаются интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью...

Задать вопрос