В статье «Проблемы ограниченных вещных прав субъектов предпринимательской деятельности» раскрывается тема, касающаяся правовой природы ограниченных вещных прав субъектов предпринимательской деятельности, их особенностей и проблем развития.
Ключевые слова: ограниченные вещные права, предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательской деятельности.
The article «Problems of limited property rights of business entities» reveals a topic relating to the legal nature of limited property rights of business entities, their features and development problems.
Keywords: limited property rights, entrepreneurial activity, business entities.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) в разделе II содержатся основные положения о вещном праве и его видах.
Вещное право — это абсолютное гражданское право лица, предоставляющее ему возможность непосредственного господства над вещью и отстранения от нее всех других лиц, защищаемое специальными гражданско-правовыми исками.
Вещное право подразделяетcя на следующие виды: право собственности и ограниченные вещные права.
Право собственности относится к абсолютному вещному праву, содержание права собственности регулируется нормами статьи 209 ГК РФ [1. С.4].
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Если вещное право распространяется на чужую собственность, оно является ограниченным. К ограниченным правам относятся права, которыми обладают лица, не являющиеся собственниками имущества (ст. 216 ГК РФ).
Категория вещных прав, помимо права собственности, включает в себя иные (ограниченные) вещные права. Они являются производными от права собственности. Ограниченное вещное право предоставляет управомоченному лицу непосредственное господство над чужой вещью, оно имеет тот же самый объект (индивидуально-определенную вещь), что и право собственности [2. С.35].
В число ограниченных вещных прав несобственников имущества входят: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ); сервитуты (ст. 274, 277 ГК РФ); право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ); право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ). Также к таким видам вещных прав можно отнести: право пользования жильем членами семьи собственника, проживающими в принадлежащем ему жилом помещении (ст. 292 ГК РФ); право пожизненного проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу в соответствии с договором ренты (пожизненное содержание с иждивением) или завещательным отказом (ст. 1137 ГК РФ); право фактического владельца (право, возникающее из приобретательной давности, ст. 234 ГК РФ); право залога (ст. 334 ГК РФ); право удержания (ст. 359 ГК РФ).
Действие вещного права независимо от его разновидности само по себе не прекращается при переходе имущества к другому лицу, так реализуется принцип права следования. Ограниченные права обладают признаком производности, зависимости от права собственности как основного права.
Многообразие ограниченных вещных прав позволяет обеспечить развитие стабильного гражданского оборота, без которого невозможно представить современное общество, ведь «одним правом собственности мог бы удовлетвориться только разве самый примитивный экономический быт» [3. С.26].
Исторически с усложнением имущественного оборота на смену идее разделенной собственности, которая допускала существование у нескольких лиц права собственности на одну и ту же вещь (прежде всего это касалось прав сюзерена и вассала на земельное владение), пришла разработанная в Германии теория ограниченных вещных прав, позволявших юридически обеспечивать хозяйственное участие одного субъекта в имуществе другого. По историческим причинам данная категория была воспринята всеми странами континентальной правовой системы. Стали возможными случаи, когда собственнику мог принадлежать «и сервитут своей вещи, что было бы невозможно, если бы сервитуты представлялись только ограничением или составной частью собственности» [4. С.18].
Ограниченные вещные права, широко закрепившиеся в принятом во времена новой экономической политики Гражданском кодексе РСФСР 1922 года, были ликвидированы в 1960-е годы в результате кодификации советского гражданского законодательства. Исключение составила искусственно созданная для нужд планового хозяйства конструкция права оперативного управления, символизировавшая относительную имущественную самостоятельность государственных юридических лиц [5. С.15].
Теоретические проблемы формирования и развития ограниченных вещных прав заключаются в эволюции ограниченных вещных прав: начиная с момента их возникновения, ограничения в рамках советского гражданского законодательства и до их преобразования в ограниченные вещные права, предусмотренные положениями ГК РФ, с учетом внесенных изменений в результате реализации Концепции развития гражданского законодательства.
Международную цивилистическую доктрину отличает традиционная классификация ограниченных вещных прав, которая включает:
1) права на реализацию чужой вещи с получением денежного возмещения. К этой группе относится залог и вещные земельные обременения — Grundlasten и Reallasten в германском, австрийском и швейцарском праве, а также в праве ряда балканских стран;
2) права пользования или права владения и пользования чужими вещами. Данная группа включает наследуемое право пользования земельным участком, право пользования чужим имуществом с присвоением доходов, право застройки, сервитут;
3) права приобретения чужой вещи. Объединяют преимущественное право покупки, «право требования к владельцу земельного участка, оформленное в виде предварительной записи в поземельной книге».
Советская цивилистика отличалась от такого классического подхода за счет появления в советский период искусственно созданных ограниченных вещных прав (оперативного управления и хозяйственного ведения). Между тем, современное развитие цивилистики в России привело к необходимости рецепции признанных международных стандартов и правил.
В настоящее время существует актуальность проблем правовой природы и содержания ограниченных вещных прав, правомочий их осуществления субъектами гражданского оборота и предпринимательской деятельности, соотношения ограниченных вещных прав и прав собственности.
Ограниченные вещные права предоставляют несобственнику возможность использовать чужую вещь, извлекая из нее для себя блага.
И. А. Емелькина исходит из того, что категория ограниченных вещных прав представляет собой «предусмотренное законом право на чужую вещь, предоставляющее управомоченному лицу непосредственное господство и характеризующееся абсолютным характером, выражающееся в возможности владения, пользования, а в случаях, предусмотренных законом или договором, — и распоряжения чужой вещью, либо при наступлении определенного условия — ее принудительной реализации, либо преимущественного приобретения на нее права собственности» [6. С. 29–30].
По мнению А. О. Рыбалова, все ограниченные вещные права объединяет то, что их правообладатели либо владеют чужой собственностью, либо пользуются ею, либо и владеют, и пользуются одновременно [7. С. 121–123].
Любое ограниченное вещное право, являясь производным от права собственности, без него не существует, поэтому сложно представить ограниченное вещное право на имущество, не имеющее собственника. Такое право ограничивает и собственника в его субъективных правах на вещь.
Р. С. Рублевский считает, что ограниченное вещное право является не ограничением права собственности, а его обременением. Доказательством отсутствия ограничения права собственности служит право следования ограниченного вещного права за вещью при ее переходе от одного собственника к другому [8. С. 12].
Некоторые исследователи отмечают, что ограниченные вещные права «опасны» для права собственности, т. к. создают обременения, порой существенно ограничивают собственника в правах и господстве над вещью, а то и вовсе лишают возможности использовать ее. Подобные ограничения могут иметь срочный характер, но, как правило, не короткий, а могут быть и бессрочными.
Так, по словам И. А. Покровского, право собственности, весьма урезанное в экономическом отношении, всегда будет ценой, уплаченной за каждое ограниченное право. Поэтому, с точки зрения Е. А. Суханова, ограничения допускаются законом исключительно при наличии специальных оснований. Закон прямо и исчерпывающим образом устанавливает и перечень, и содержание таких прав, в п. 1 ст. 216 ГК РФ с оговоркой «в частности».
Основанием возникновения ограниченных вещных прав является закон, но они могут возникнуть по воле собственника и вопреки ей: по решению суда.
Таким образом, существование различных научных подходов относительно осуществления ограниченных вещных прав несобственников имущества, полностью или частично ограничивающих полномочия собственников в правах над вещью, право собственника в его субъективных правах на вещь не нарушается наличием ограниченных прав.
Актуальность вопроса, связанного с правовым статусом субъектов ограниченных вещных прав, зависит от систематизации ограниченных вещных прав и их научной классификации с учетом закрытого или открытого перечня. Поэтому двойственный характер механизма регулирования ограниченных вещных прав влияет на эффективность правового статуса субъектов таких прав с учетом формирования единого законодательного и научного подхода.
Установление закрытого перечня ограниченных вещных прав препятствует развитию гражданского оборота вещей, поскольку и научно-технический прогресс, и накопленный национальный и международный опыт постоянно расширяют возможности использования вещей, в том числе чужих.
Процесс отчуждения имущественных объектов с точки зрения их оборотоспособности характеризуется передачей вещи, в том числе недвижимой, и переходом права собственности от одного лица к другому.
Статус субъектов ограниченных вещных прав в научной цивилистической доктрине включает в себя следующие группы прав:
– права на имущество, передаваемое в оперативное управление и хозяйственное ведение;
– предусмотренные законом права пользования земельными участками (право пожизненно наследуемого владения, право постоянного бессрочного пользования и др.);
– права на использование жилых помещений несобственником (право проживания членов семьи собственника, право по договору пожизненного содержания с иждивением и др.);
– права на получение возмещения из стоимости чужой вещи (право залога, право удержания чужой вещи).
В ГК РФ (статья 216) закреплен другой исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав лиц, не являющихся собственниками:
– право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);
– право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);
– сервитуты (статьи 274, 277);
– право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
Следовательно, механизму регулирования ограниченных вещных прав присущ двойственный характер, за счет закрепления в законе закрытого перечня ограниченных вещных прав, что не способствует развитию гражданского оборота вещей, поскольку и научно-технический прогресс, и накопленный международный опыт постоянно расширяют возможности использования вещей, в том числе чужих.
Появление новых для современной цивилистики прав на чужие вещи: право застройки земельного участка (суперфиций), право постоянного владения и пользования земельным участком (эмфитевзис), право личного пользовладения (узуфрукт), право вещных выдач, способствует формированию отношений, складывающихся по поводу одной и той же вещи между собственником и лицом (лицами), обладающим ограниченным вещным правом на нее. Поэтому сложно согласиться с научной позицией, заключающейся в том, что в качестве участников гражданского оборота должны выступать непосредственно собственники, которые распоряжаются своим имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.
Таким образом, правовой статус субъектов ограниченных вещных прав зависит от систематизации ограниченных вещных прав и их научной классификации с учетом закрытого или открытого перечня. Поэтому двойственный характер механизма регулирования ограниченных вещных прав влияет на эффективность правового статуса субъектов таких прав. Решение данной проблемы находится в единстве законодательного и научного подхода.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021). СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Постатейный комментарий по редакцией С. П. Гришаева, Т. В. Богачевой, Ю. П. Свит, — М., 2019.
- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права — М., 1998.
- Хатунцев О. А. Субъективные вещные права как разновидность абсолютных имущественных прав: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. — М., 2015.
- Суханов Е. А. Ограниченные вещные права в гражданском праве. — М., эж-ЮРИСТ, № 3, 2003.
- Емелькина И. А. Система ограниченных вещных прав на земельные участки: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. — М., 2010.
- Рыбалов А. О. Ограниченные вещные права: проблемы определения // Закон. 2007. № 2.
- Рублевский Р. С. Теоретические основы системы вещных прав лиц, не являющихся собственниками. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2010.