Интеллектуальное развитие через эксперименты и исследовательскую деятельность (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Конищева, Д. А. Интеллектуальное развитие через эксперименты и исследовательскую деятельность (из опыта работы) / Д. А. Конищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89601/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена развитию исследовательской деятельности у детей. Адресовано воспитателям и родителям.

Вы и ваши дети любят прогулки, игры, кататься на велосипеде, играть в снежки и т. д. Но вот выдался ненастный, морозный зимний или дождливый летний день — чем заняться? Сесть и смотреть телевизор, но по всем каналам одна реклама, компьютер — но от него устают глаза…

Тут на помощь могут прийти дедушка или бабушка, которые помнят семейные игры, забавы, театр теней, настольные игры, опыты и многое другое из своего детства.

Но не у всех рядом бабушки и дедушки! Значит эта статья, поможет весело провести время в этот неблагополучный вечер.

Данная статья позволяет развивать творческие, экспериментальные способности, развивать мышление, логику, делать умозаключение. При проведении опыта ребёнок не просто придумывает или находит нужное решение, а получает его благодаря преобразованию данной ситуации, в которой он оказался. Важным моментом является эмоциональное проживание детьми, взрослыми наблюдаемых процессов и явлений. Основной путь развития исследовательской деятельности у детей — это собственная исследовательская практика, которая сопровождается спонтанным желанием изучать окружающий мир.

Важно, чтобы ребёнок сам совершил конкретное действие с предметом (налил жидкость из стакана в кувшин), но и решил задачу, обнаружил последовательную взаимосвязь между своими действиями. Ребенок при исследовании должен быть не зрителем, а активным участником. Работа взрослого состоит в том, чтобы направить ребёнка, дать подумать, не торопить с решением поставленной задачи. Если ребенок попал в «ловушку», взрослый должен направить ребенка к правильному решению задачи, обсудить с ребенком, почему его первоначальное решение не является верным.

Когда родитель включается с ребёнком в общее дело, он придает значимость деятельности и творчеству ребенка, что приводит к развитию познавательной стороны в его познавательной деятельности. Схема 1.

Роль исследовательского поведения, в развитии психики ребенка, очень важна и актуальна в наше время, общество до сих пор считает, что собственный исследовательский опыт, человек должен начинать только тогда, когда сам обладает определенными знаниями. Подготовить ребенка к исследовательской деятельности, обучить его умениям и навыкам в поисковых этапах, является важной задачей нашего образования.

Воспитатель или родитель должен создать условия, чтобы ребенок мог развиваться, расти интеллектуально, в своем темпе, ритме и психологических характеристиках ребенка.

Опытно-исследовательская работа должна проходить без жестких программ, регламента, расписания, но должна определять правила работы, поведения в «лабораториях». Воспитатель или родитель должны деликатно направлять инициативу ребенка в исследовательской деятельности, стремиться вызывать у ребенка независимость, инициативу к решению проблемных задач. Поэтому в каждом детском саду есть центр науки и естествознания. Все материалы, предметы, оборудования находятся в полном распоряжении детей. Родитель так же может оборудовать в комнате такой уголок, где ребенок будет развиваться, делать новые открытия, накапливать опыт, вести дневник наблюдений и опытов.

В данной статье, я хочу привести пример из опыта работы: «Работа сердца в теле человека».

Цель: Дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее значение).

Материал: деревянный макет в виде человека с вырезанными каналами под кровеносную систему(1метр); система инфузионная для капельницы; спринцовка; емкость с красной жидкостью; емкость с синей жидкостью; клей пистолет. Примечание 1.

Ход эксперимента: Вставить в вырезанные каналы, деревянного макета инфузионную систему. С помощью спринцовки наполнить красной жидкостью (наполнив всю спринцовку). Аккуратно соединить конец системы со спринцовкой (наполненной жидкостью). После надавить на спринцовку рукою выдавив жидкость (выпуская жидкость, наполняя воздухом спринцовку). После этого другой конец закупориваем (жидким клеем). Тоже проделываем со второй системой инфузионной для капельницы, только с синей жидкостью.

Дети, как сокращается сердце? Куда бежит кровь? Как сделать, чтобы сердце сокращалось чаще?

Сердце человека работает как мощный насос. На примере макета, дети могут увидеть, как при спокойном сжатии спринцовки (сердце), жидкость движется по капельнице, как кровь по артерии. При физической нагрузке сердце начинает сокращаться чаще и интенсивнее и кровь быстрее движется, наполняя тело кислородом. Дети могут чаще нажимать на спринцовку и видеть движение жидкости по капельнице.

Вывод: Дети при помощи макета делают вывод, приходят к решению поставленной задачи. Сердце должно работать непрерывно, сохраняя ритм, чтобы кровь, наполненная витаминами, кислородом и полезными элементами, попала в каждую клетку организма. Если вести малоподвижный образ жизни, не соблюдать режим питания — сердце слабеет.

После таких экспериментов у детей становится более осознанное, бережное отношение к своему здоровью. Дети начинают видеть связь между занятиями по физической культуре и правильным питанием, прогулкой, сном. Возможностью познакомиться с новыми способами исследованиями своего тела, работой внутренних органов.

В дальнейшем можно прикрепить дополнительные инфузионные системы, для понятия кровеносной системы, о назначении кровяных клеток.

На всех этапах работы мы должны понимать, что ожидаемый нами результат — это приобретение детьми новых знаний, умений, навыков и обработки полученных результатов исследовательской деятельности. Проще говоря, мы должны понимать, что в данном эксперименте, мы имеем дело не с одним ответом/результатом, а с несколькими.

Для педагога основной результат данного эксперимента — это, прежде всего, бесценный опыт самостоятельной, исследовательской работы, новые знания и умения.

Отсюда следует, что нужно поддерживать любые начинания ребенка. Но если вы хотите «маленького Эйнштейна», то любыми способами стимулируйте интеллектуальную и познавательную активность ребенка! И возможно, что именно в этот момент у ребенка проявится интерес к точным наукам. Дайте ребенку шанс проявить себя!

Примечание 1

C:\Users\Dariy\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0416.jpg

Рис. 1

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, исследовательская деятельность, деревянный макет, красная жидкость, кровеносная система, кровь, поставленная задача, родитель, сердце, синяя жидкость.


Ключевые слова

Статья посвящена развитию исследовательской деятельности у детей. Адресовано воспитателям и родителям

Похожие статьи

Группа крови человека и проблемы при ее определении

Группа крови также характеризует системы эритроцитарных антигенов, или агглютиногенов

Антигены системы АВО развиваются на эритроцитах еще до рождения ребенка.

Кровь — это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие растворенные.

Изменение биохимических показателей ротовой жидкости при...

Биохимические показатели ротовой жидкости при пародонтите различных степеней тяжести.

В сочетании с наличием в ротовой жидкости ионов магния и с щелочной реакцией десневой жидкости в очаге поражения (pH — 9–10) создаются условия для осаждения фосфата магния...

Исследование внутренней среды организма человека на примере...

Согласно [2], кровь — это жидкость, циркулирующая внутри человеческого организма

Также была поставлена цель детального изучения нормы содержания в крови ее составляющих

Кровь — это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие.

Организация исследовательской деятельности детей...

Силина, Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях / Е. Н. Силина.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности...

Вязкость ротовой жидкости и скорость слюноотделения как...

Для решения поставленных задач проведено обследование детей 3–5 лет. Были сформированы основная группа, дети с

Изучение показателей скорости саливации и вязкости ротовой жидкости у детей с гипертрофией аденоидов показало достоверную разницу в...

Микробиологические исследования ротовой жидкости...

Микробиологические исследования ротовой жидкости и зубодесневой борозды у детей.

‒ ротовая жидкость, путем сплевывания, собиралась в стерильные флаконы в количестве 1 мл, которые

Агар с кровью тщательно перемешивают, избегая образования пены, и разливают...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже

Однако, и общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша.

Мир под микроскопом | Статья в журнале «Юный ученый»

 Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Цель: Исследовать возможности микроскопа при изучении объектов живой и...

К вопросу об изменениях в кристаллической структуре слюны при...

Как биологическая жидкость, слюна представляет собой секрет слюнных желёз, выделяющихся в полость рта. В норме у взрослого человека за сутки выделяется до 2 литров слюны. Скорость секреции слюны не равномерна: она минимальна во сне, при бодрствовании вне приёма пищи...

Похожие статьи

Группа крови человека и проблемы при ее определении

Группа крови также характеризует системы эритроцитарных антигенов, или агглютиногенов

Антигены системы АВО развиваются на эритроцитах еще до рождения ребенка.

Кровь — это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие растворенные.

Изменение биохимических показателей ротовой жидкости при...

Биохимические показатели ротовой жидкости при пародонтите различных степеней тяжести.

В сочетании с наличием в ротовой жидкости ионов магния и с щелочной реакцией десневой жидкости в очаге поражения (pH — 9–10) создаются условия для осаждения фосфата магния...

Исследование внутренней среды организма человека на примере...

Согласно [2], кровь — это жидкость, циркулирующая внутри человеческого организма

Также была поставлена цель детального изучения нормы содержания в крови ее составляющих

Кровь — это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе и переносящая газы и другие.

Организация исследовательской деятельности детей...

Силина, Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях / Е. Н. Силина.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности...

Вязкость ротовой жидкости и скорость слюноотделения как...

Для решения поставленных задач проведено обследование детей 3–5 лет. Были сформированы основная группа, дети с

Изучение показателей скорости саливации и вязкости ротовой жидкости у детей с гипертрофией аденоидов показало достоверную разницу в...

Микробиологические исследования ротовой жидкости...

Микробиологические исследования ротовой жидкости и зубодесневой борозды у детей.

‒ ротовая жидкость, путем сплевывания, собиралась в стерильные флаконы в количестве 1 мл, которые

Агар с кровью тщательно перемешивают, избегая образования пены, и разливают...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже

Однако, и общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша.

Мир под микроскопом | Статья в журнале «Юный ученый»

 Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Цель: Исследовать возможности микроскопа при изучении объектов живой и...

К вопросу об изменениях в кристаллической структуре слюны при...

Как биологическая жидкость, слюна представляет собой секрет слюнных желёз, выделяющихся в полость рта. В норме у взрослого человека за сутки выделяется до 2 литров слюны. Скорость секреции слюны не равномерна: она минимальна во сне, при бодрствовании вне приёма пищи...

Задать вопрос