Формирование творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованной игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 21.03.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Рухтина, В. А. Формирование творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта посредством театрализованной игры / В. А. Рухтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 273-274. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89589/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается понятие «умственно отсталый ребенок». Понятие творческого мышления. Формирование творческого мышления посредством театрализованной игры. Составление структуры блока занятий по формированию творческого мышления.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, творческое мышление, театрализованная игра.

«Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т. е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции» [1].

«Большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности ребенка играет мышление» [1].

Работа над формированием творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта является важным направлением коррекционной работы так как способствует не только продвижению детей в плане познавательной деятельности, но и вводит их в социум в широком понимании этого термина.

В научной литературе творческое мышление еще называют — креативным, дивергентным, но суть определения при этом не меняется. «Творческое мышление — вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию» [2].

Формирование творческого мышления младших школьников с нарушением интеллекта происходит разными способами. Одним из таких способов является театрализованная игра.

Театр — сложный и синтетический вид деятельности, который соединяется в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство, а игра — это ведущая деятельность у детей.

Так как в театрализованной игре учувствуют дети с нарушением интеллекта, то одного или двух занятий будет недостаточно, чтобы в полной мере воспроизвести и проанализировать сюжет. Разумно создать блок из нескольких занятий.

Для того, чтобы вовлечь ребенка в театрализованную игру, большого усилия прилагать не нужно, особенно если это постановка любимой с детства сказки. И если верно составить структуру блока, его основу, то можно достаточно просто проигрывать любой заинтересовавший педагога сюжет.

Структура каждого блока одинакова:

  1. Чтение и первое обсуждение сказки.
  2. Театрализованная постановка сказки.
  3. Решение диалектической задачи.

Прочтение давно знакомого сюжета очень вдохновляет ребенка. Такие сказки как «Колобок, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с раннего детства читают родители своим детям. И когда педагог в начале занятия произносит знакомые слова, дети с радостью слушали их еще раз.

«Целью данного занятия является вспомнить события, происходившие в сказке, а также для того, чтобы понять сказку! Дети часто знают свои любимые истории буквально наизусть, однако это вовсе не показатель понимания сюжета. Механически запомнить сказку дословно гораздо легче, чем разобраться в ее содержании» [3].

Далее следует постановка театрализованной игры. Распределение ролей, разыгрывание сказки. Эта часть блока очень нравится детям, так как это выступление на сцене, это оценка коллектива как взрослых так сверстников. Дети стараются показать себя хорошими актерами, увлекаясь игрой, старательно воспроизводя в своем образе черты доверенной им роли.

Так Колобок от всего сердца споет каждому встретившемуся ему по пути зверю свою песню, а те в свою очередь рьяно попытаются его поймать.

На завершающий этап блока следует уделить как минимум два занятия так как нужно провести детальный анализ сказки, решить диалектическую задачу.

«Диалектическая задача — смысловой центр развивающего занятия.

Цель — помочь ребенку обнаружить в содержании сказки диалектические отношения, т. е. единство взаимоисключающих сторон, противоположностей.

Некоторые отношения носят скрытый характер: хотя в сказке они и явлены, но не лежат на поверхности чаще всего попадает в «формально — логическую ловушку», либо не удерживая одну из противоположностей, либо не видя их единства.

Например, в сказке «Скатерть, баранчик и сума» герой получает в подарок суму, которая приносит ему огорчение, однако именно она помогает справиться с врагом. Но ребенок часто оценивает этот сложный подарок либо как однозначно «плохой» — причинил боль («забывая» тот факт, что именно сума и сыграла решающую роль в хорошем исходе сказки), либо как однозначно хороший — помог наказать обманщика («забывая», что от побоев первым пострадал тот, кому она была подарена). Педагог должен быть готов к такого рода ошибочным ответам — именно они являются для него своеобразными «маячками», показывающими направление дискуссии.

Итак, диалектическая задача заключается в том, что привычные (формально — логические) правила не позволяют понять суть сказки, и ребенку приходится искать иной тип отношений, при котором единство противоположностей возможно. Другими словами — совершать диалектическое умственное действие.

Роль педагога состоит в том, чтобы:

– помочь ребенку восстановить целостную картину ситуации, выделив в ней противоположные характеристики;

– показать ребенку, что формально — логические отношения (когда противоположности исключают друг друга) не позволяют понять сказку.

Поэтому педагог должен очень четко представлять себе, какого рода «ловушки» таит сказка, чтобы понимать, как выстраивать дискуссию» [3].

Литература:

  1. Специальная психология: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений \ под редакцией В. И. Лубовского — Москва: Академия, 2005. — 464 с.
  2. https://current_pedagogy.academic.ru
  3. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке Серия «Библиотека программы «От рождения до школы»» — Мозаика –синтез, 2012. — 97 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческое мышление, театрализованная игра, ребенок, диалектическая задача, нарушение интеллекта, сказка, отсталый ребенок.


Похожие статьи

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми...

Так рассказывание сказки способствует развитию памяти детей с интеллектуальной

Первый этап является подготoвительным, в которoм ставится задача oбъединения детей в группу и принятие ими

Таким образом, потенциал использования детских сказок в рабoте с детьми с...

Театрализованная игра как средство социализации детей...

Театрализованная игра — наиболее эффективное средство для социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также в развитии у них коммуникационных навыков. Также театрализованная игра является и средством развития...

Театрализованная деятельность как средство социализации...

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети. Социализация детей с различными тяжёлыми множественными нарушениями развития является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как...

От сказки к реальности (из опыта работы) | Статья в сборнике...

Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и

Опыт работы с такими детьми показывает, что в коррекции эмоционально-волевой сферы

Это были театрализованные игры с детьми с умеренной умственной отсталостью, владеющими...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

У детей с интеллектуальной недостаточностью представления отличаются неполнотой, фрагментарностью, неточностью, имеют выраженную

Цель нашего исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальными нарушениями на основе...

Театрализованная игра как эффективное средство социальной...

Театрализованная игра не только, как эффективное средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с нарушением интеллекта, но и как средство развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму...

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений...

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Материалом для сценического воплощения...

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением...

Нарушение познавательной деятельности у детей нарушением интеллекта является

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах

Детям с нарушением интеллекта необходима «знаковая поддержка» мышления, участия слова во...

Похожие статьи

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми...

Так рассказывание сказки способствует развитию памяти детей с интеллектуальной

Первый этап является подготoвительным, в которoм ставится задача oбъединения детей в группу и принятие ими

Таким образом, потенциал использования детских сказок в рабoте с детьми с...

Театрализованная игра как средство социализации детей...

Театрализованная игра — наиболее эффективное средство для социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также в развитии у них коммуникационных навыков. Также театрализованная игра является и средством развития...

Театрализованная деятельность как средство социализации...

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети. Социализация детей с различными тяжёлыми множественными нарушениями развития является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как...

От сказки к реальности (из опыта работы) | Статья в сборнике...

Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и

Опыт работы с такими детьми показывает, что в коррекции эмоционально-волевой сферы

Это были театрализованные игры с детьми с умеренной умственной отсталостью, владеющими...

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей...

У детей с интеллектуальной недостаточностью представления отличаются неполнотой, фрагментарностью, неточностью, имеют выраженную

Цель нашего исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальными нарушениями на основе...

Театрализованная игра как эффективное средство социальной...

Театрализованная игра не только, как эффективное средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с нарушением интеллекта, но и как средство развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

Система обучения игре умственно отсталых детей строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития умственно отсталых детей. Процесс обучения игре, который мы рассматриваем как особую форму...

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений...

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Материалом для сценического воплощения...

Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением...

Нарушение познавательной деятельности у детей нарушением интеллекта является

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах

Детям с нарушением интеллекта необходима «знаковая поддержка» мышления, участия слова во...

Задать вопрос