От сказки к реальности (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Артемьева А. Б., Никонорова И. Ю., Ожегова Т. В. От сказки к реальности (из опыта работы) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13455/ (дата обращения: 22.06.2018).



В данной статье изложен опыт работы воспитателей ЦССВ «Южное Бутово» по использованию придуманной сказки в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

К работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предъявляются особые требования. Таким воспитанникам необходима, как правило, телесная близость для того, чтобы они могли воспринимать другие предметы и людей и устанавливать с ними связи. Эти дети нуждаются в людях, которые элементарным образом знакомят их с окружающим миром, помогают им. Педагогическая поддержка приводит к тому, что воспитанники, несмотря на существенную социальную зависимость, раскрепощаются, учатся самовыражению, приходят к пониманию самоценности. Установление телесного, зрительного, речевого контакта — это начало взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению ученых, социальное развитие ребёнка проявляется в способах познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Содержание социализации, как педагогического явления, можно представить, в виде структуры, включающей в себя ряд взаимосвязанных компонентов: коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный. Овладение социальным содержанием регламентирует активность ребенка в определенной сфере взаимоотношений как со взрослыми, так и детьми, благодаря чему происходит включение в определенную детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально приемлемого поведения. Наиболее доступным способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с овз является взаимодействие, направленное на установление связи между органами чувств и объектами. Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия, формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается чувственная база для развития различных средств коммуникации, формирование первичных представлений об окружающем, формирование сенсомоторного механизма речи, развитие слухового восприятия и памяти, альтернативной (невербальной) коммуникации.

Опыт работы с такими детьми показывает, что в коррекции эмоционально-волевой сферы немаловажную и эффективную роль играет использование сказки. Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, она очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Работая с контингентом сложных детей мы использовали много различных форм работы со сказкой. Это были театрализованные игры с детьми с умеренной умственной отсталостью, владеющими речью. Дети, не владеющие речью, выполняли роли без слов, с помощью жестов, действий, эмоций (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка»). В интегрированные занятия включали сюрпризные моменты с участием сказочных персонажей из знакомых сказок.

В формате творческой группы, т. е. объединившись несколько групп, мы провели цикл занятий «Времена года». Цикл включал: сбор материала, подготовку, проведение межгрупповых мероприятий, и итоговые кукольные театры с включением в действо детей. В мероприятиях использовались загадки, песни, игры, заклички, хороводы, практические занятия по темам (поделки и аппликации из природного материала, рисование, лепка), дидактические игры с использованием тематических картинок, муляжей, фотографий, аудио и видео материалов, и конечно, на этих занятиях и мероприятиях отводилось не последнее место сказочным героям. Анализируя работу в формате межгрупповых занятий и мероприятий, мы заметили положительную динамику в развитии коммуникативных навыков и умений наших воспитанников. Это проявлялось в положительно-эмоциональной реакции на приход сверстников из других групп, на встречу знакомых лиц на прогулке, проявлении интереса к происходящим событиям в местах сбора детей из разных групп. Некоторые наши воспитанники перестали бояться мест скопления детей на общих мероприятиях, незнакомых мест, незнакомых лиц, более легко и быстро шли на контакт с незнакомым взрослым и сверстником из другой группы, ранее с которым они не встречались.

С изменением статуса нашего учреждения, которое из детского дома-интерната переименовалось в «Центр содействия семейному воспитанию», изменился и контингент воспитанников. Дети поступали с тяжелыми множественными нарушениями развития, с расстройством аутистического спектра, не владеющие речью. У большинства этих детей не сформированы навыки самообслуживания, отсутствовали элементарные представления об окружающем мире предметов и явлений. Работа с этими детьми требовала нового, специфического, компетентностного подхода, новых технологий. В нашей работе мы ориентировались на ФГОС для умственно отсталых детей. Внеурочная деятельность, которой у нас в учреждении занимаются воспитатели, представлена по следующим направлениям развития личности ребенка: познавательным, социально-эмоциональным, спортивно-оздоровительным, культурным, творческим. Для категории наших воспитанников нужен был новый подход к сказке и работе с ней, учитывающий все вышеуказанные компоненты. Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения социальной действительности. Например, сказка «Репка» учит помогать друг другу, быть дружными, звать на помощь самим, когда не справляешься, «Маша и медведь» предостерегает в лес одному не ходить, можно попасть в беду, а если попал, то не отчаивайся, а старайся найти выход их создавшейся ситуации. Все эти сказки не дают прямых указаний, наставлений детям: «слушайся родителей», «не уходи из дома без спроса», «помогай старшим», «зови на помощь, если не справляешься» и т. д., но в их содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Существенную роль в познании ребенком окружа­ющего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него, для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, наблю­даются нарушения ощущений различной модально­сти и соответственно восприятия объектов и ситуаций. У наших воспитанников наблюдается недоразвитие познавательной деятельности — как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Сложный процесс восприятия обычной социальной сказки детям с тяжелыми множественными нарушениями развития не доступен. Опыт работы показал, что наиболее эффективна с данной категорией детей, работа с придуманной педагогами сказкой.

Сказку можно придумать о любом предмете или явлении окружающей действительности. Компетентностный подход в работе с такой сказкой делает процесс восприятия более простым и понятным для нашей категории детей, расширяет возможности ребенка к восприятию и пониманию окружающей действительности. Например, если дети не любят мыться с мылом, можно придумать сказку про мыло и проработать её по всем направлениям развития личности ребенка следующим образом: можно рассмотреть разные виды мыла, твердые и жидкие, понюхать, потрогать, понаблюдать как оно меняется при взаимодействии с водой, вылепить его из пластилина, поиграть с мыльными пузырями, посмотреть мультик про мыло и мочалку, сделать себе «мыльные перчатки», искупать куклу с мылом, перелить жидкое мыло в бутылочку другого цвета, найти одинаковые кусочки мыла и даже сделать простейшую поделку из папье маше с использованием мыла, поиграть в игру «передай мыло сухое и мокрое». В результате дети научатся многим полезным навыкам обращения с мылом, научатся взаимодействовать друг с другом, приобретут опыт, и умение использовать этот опыт в жизненных ситуациях. Используя в работе такие сказки, об окружающих нас предметах, мы отметили следующие результаты

‒ Проявление доброжелательности и дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым

‒ Умение детей сдерживать отрицательные эмоции

‒ Проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности

‒ Накопление сенсорного опыта

‒ Проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам

‒ Умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности

‒ Проявление желания участвовать в подвижных и музыкально-двигательных играх

В сущности, вся система обучения и воспитания умственно отсталых детей и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития сводится к социальной адаптации. Процесс воспитания направлен на их всестороннее развитие, воспитание, трудовую подготовку, социальную адаптацию, что позволит детям с глубокими умственными отклонениями занять свое место в жизни. И исходя из вышеизложенного можно сказать что компетентностный подход в работе с социальной, придуманной педагогами сказкой очень помогает в решении задач социальной адаптации наших воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, множественное нарушение развития, социальная адаптация, сказка, умственная отсталость, категория детей, Проявление интереса, направление развития личности ребенка, эмоционально-волевая сфера.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос