Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Быкова, А. А. Общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования / А. А. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89476/ (дата обращения: 26.04.2024).



В рамках данной статьи рассматривается взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков, строящееся на общих принципах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, установленных в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Ключевые слова: договор перевозки, перевозка, перевозчик, железнодорожный транспорт, недискриминационный доступ, инфраструктура железнодорожного транспорта, владелец инфраструктуры.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является одним из ключевых логистических каналов, который в совокупности с другими видами транспорта образует целостную транспортную систему России.

Одной из основных функций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей физических и юридических лиц, а также государственно-правовых образований в осуществлении перевозок железнодорожным транспортом; создание условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на всей территории Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов/грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены нормативно правовыми актами.

Взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа/грузобагажа регулируется Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, в соответствии со ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте, понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса, здания, строения, сооружения, устройства, а также оборудование [2].

В соответствии со ст. 14 Закона о железнодорожном транспорте деятельность в сфере железнодорожных перевозок должна осуществляться на конкурентной основе по единым для всех участников перевозочного процесса, нормам и правилам, предусматривающих равные условия оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые не должны ставиться в зависимость от каких-либо условий, например, организационно-правовой формы участника перевозочного процесса, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры [2].

Порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре и осуществления контроля за соблюдением этого порядка возложено на Правительство Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления.

Согласно п. 8 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» под дискриминационными условиями понимаются такие условия выхода или деятельности хозяйствующих субъектов на рынке товаров и услуг, при которых субъекты находятся в неравных условиях, положениях по сравнению с другими аналогичными хозяйствующими субъектами [3].

Соответственно, недискриминационный доступ можно описать как отсутствие такой дискриминации, то есть когда хозяйствующий субъект на равных условиях с другими субъектами может осуществлять экономическую деятельность.

В целях реализации принципа недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и в соответствии со статьей 14 Закона о железнодорожном транспорте Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710 были утверждены Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Вышеуказанным документом определены общие принципы недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности, порядок предоставления информации об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, порядок рассмотрения жалоб по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре.

Недискриминационный доступ перевозчиков к инфраструктуре базируется на следующих принципах:

– обеспечение равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, в том числе применение единых критериев доступа к услугам по использованию инфраструктуры;

– обеспечение конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;

– проведение в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики в сфере услуг по использованию инфраструктуры;

– доступность информации о перечне услуг по использованию инфраструктуры, порядке их выполнения, тарифах, плате и сборах за эти услуги для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования [4].

Важно отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 304 «О приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003г. № 710» приостановлены правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования до 1 июля 2022 года [5].

По мнению автора статьи приостановление вышеуказанных недискриминационных принципов явилось следствием ответных мер на ограничительные (политические и экономические) меры, введенные против Российской Федерации, юридических и физических лиц, а также высших должностных лиц Российской Федерации странами Запада.

Таким образом, взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозчиков, строящееся на общих принципах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, позволяет субъектам договора перевозки участвовать в экономическом обороте на равных условиях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 170.
  2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 169.
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 16.02.2022) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 № 710 (ред. от 02.10.2021, с изм. 06.03.2022) «Об утверждении правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 48 — Ст. 4680.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 304 «О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003г. № 710» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.03.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, Российская Федерация, общее пользование, использование инфраструктуры, перевозчик, инфраструктура, взаимодействие владельцев инфраструктуры, владелец инфраструктуры, перевозочный процесс, Постановление Правительства.


Ключевые слова

железнодорожный транспорт, перевозка, перевозчик, Договор перевозки, инфраструктура железнодорожного транспорта, недискриминационный доступ, владелец инфраструктуры

Похожие статьи

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке...

При этом локомотивный парк и железнодорожная инфраструктура находились в ведении ОАО «РЖД»

В соответствии с Положением о Центральной дирекции инфраструктуры — филиале

Данные методы необходимы для того, чтобы использование услуг перевозок были...

Правовое регулирование транспортных перевозок: пассажирские...

В Российской Федерации развиты и активно используются все виды транспорта для осуществления грузовых и пассажирских перевозок внутри

Стоит отметить, что упомянутые компании могут стать владельцами инфраструктуры ж/д транспорта, если займутся его...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

 В статье дана характеристика сегодняшней отрасли железнодорожных перевозок в РФ. Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок. Рассмотрена специфика деятельности логистических компаний, не аффилированных с ОАО «РЖД».

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

использование современных свойств мониторинга и контроля над перевозочными процессами для

Правительство России принимает активное участие в процессе разработки и реализации

железнодорожный транспорт, Российская Федерация, отрезок рельса...

Роль железнодорожного транспорта как районообразующего...

Рис. 1. Система инфраструктуры железнодорожного транспорта.

1. Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ...

Проблемы регулирования тарифов на услуги по перевозке грузов...

В совершении перевозочных процессов по железной дороге на территории Российской Федерации одной из сторон выступает компания Российские железные дороги, являющаяся собственником большей части железных дорог и инфраструктуры рядом с ней.

Логистические технологии синхронизации взаимодействия...

Несогласованное взаимодействие смежных видов транспорта, задействованных в процессе

Наиболее общее и широко используемое в настоящее время является название

Балалаев А. С., Куренков П. В. Логистика взаимодействия железнодорожного и морского...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

Как система транспорт городской пассажирский транспорт — это совокупность путей сообщения, транспортной инфраструктуры, перевозочных устройств, трудовых ресурсов, установленных правил и технологий перевозки пассажиров. С позиции технологии перевозки...

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности...

транспортная безопасность, транспортная инфраструктура, УК... Транспортная безопасность — состояние безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры и автотранспортных средств от актов. железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия...

Похожие статьи

Сравнение правового регулирования отношений по перевозке...

При этом локомотивный парк и железнодорожная инфраструктура находились в ведении ОАО «РЖД»

В соответствии с Положением о Центральной дирекции инфраструктуры — филиале

Данные методы необходимы для того, чтобы использование услуг перевозок были...

Правовое регулирование транспортных перевозок: пассажирские...

В Российской Федерации развиты и активно используются все виды транспорта для осуществления грузовых и пассажирских перевозок внутри

Стоит отметить, что упомянутые компании могут стать владельцами инфраструктуры ж/д транспорта, если займутся его...

Специфика грузовых железнодорожных перевозок в России...

 В статье дана характеристика сегодняшней отрасли железнодорожных перевозок в РФ. Перечислены основные игроки рынка грузовых железнодорожных перевозок. Рассмотрена специфика деятельности логистических компаний, не аффилированных с ОАО «РЖД».

К вопросу о методах и особенностях регулирования...

использование современных свойств мониторинга и контроля над перевозочными процессами для

Правительство России принимает активное участие в процессе разработки и реализации

железнодорожный транспорт, Российская Федерация, отрезок рельса...

Роль железнодорожного транспорта как районообразующего...

Рис. 1. Система инфраструктуры железнодорожного транспорта.

1. Российская Федерация. Правительство. Распоряжения. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ...

Проблемы регулирования тарифов на услуги по перевозке грузов...

В совершении перевозочных процессов по железной дороге на территории Российской Федерации одной из сторон выступает компания Российские железные дороги, являющаяся собственником большей части железных дорог и инфраструктуры рядом с ней.

Логистические технологии синхронизации взаимодействия...

Несогласованное взаимодействие смежных видов транспорта, задействованных в процессе

Наиболее общее и широко используемое в настоящее время является название

Балалаев А. С., Куренков П. В. Логистика взаимодействия железнодорожного и морского...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

Как система транспорт городской пассажирский транспорт — это совокупность путей сообщения, транспортной инфраструктуры, перевозочных устройств, трудовых ресурсов, установленных правил и технологий перевозки пассажиров. С позиции технологии перевозки...

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности...

транспортная безопасность, транспортная инфраструктура, УК... Транспортная безопасность — состояние безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры и автотранспортных средств от актов. железнодорожный транспорт, дорога, Российская Федерация, Россия...

Задать вопрос