Изучение методов формирования мнения в обществе на примере Росгвардии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (404) март 2022 г.

Дата публикации: 07.03.2022

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Тедеев, В. А. Изучение методов формирования мнения в обществе на примере Росгвардии / В. А. Тедеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/404/89278/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье автор пытается определить основные методы формирования мнения в обществе на примере Росгвардии.

Ключевые слова: общественное мнение, общество, отношение, дореволюционная Россия, современная Россия, правоохранительный орган Росгвардия.

Современная Россия несет в себе как положительный, так и отрицательный опыт. Ещё в дореволюционной России у населения сформировалось определенное мнение в отношении правоохранительных органов полиции советской империи. Говоря о положительном опыте Российской полиции, можно сразу сказать о ее многогранности и добросовестности в отношении выполнении возложенных на нее обязанностей. Об этом свидетельствует значительное количество фильмов русского кинематографа, рассказов и художественной литературы и т. д., где хорошо прослеживается положительный образ полицейского. В годы советского периода положительный образ милиционера, стоящего на страже интересов государства рабочих и крестьян также активно формировался всеми доступными каналами коммуникаций — кино, печать, изобразительное искусство. Благодаря этому каждый гражданин советской республики на вопрос «опишите сотрудников полиции несколькими словами» мог сразу сказать, что сотрудники милиции собирают в себе такие качества как доброта, смелость, справедливость, законопослушность, добросовестность и т. д. И такой образ был у каждого человека в военной форме. Существовало крылатое выражение, приписываемое Ленину, о том, что не следует бояться «человека с ружьем». Но почему в наше время отношение с представителями правоохранительных органов иное? Для ответа на данный вопрос стоит начать с теории формирования общественного мнения. Ещё Э. Ноэль-Нойман в своих трудах выделила два основных источника, порождающих общественное мнение, а именно: «Первый — непосредственное наблюдение человека за ситуацией, улавливание, одобряются ли окружающими те или иные действия, явления, заявления и т. п. Второй — СМИ и «дух времени», который они порождают» [1]. Из этого следует, что мнение населения по отношению к правоохранительным структурам формируется из мнения большинства и влиянием на человека СМИ. Но что такое вообще общественное мнение»? На сегодня в научном дискурсе существует ряд подходов к его определению. Один из них следующий. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — в наиболее общем значении — это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. «О.М. представляет собой оценку значимого происходящего [2]» Основателем термина «общественное мнение» является Гегель, который, однако, вместо данного термина использовал понятие «Абсолютный Дух». Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770 — 14 ноября 1831) является немецким философом. В августе 1770 года в городе Штутгарт родился великий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Отец Гегеля занимал высокую должность чиновника при Вюртембергском Герцоге. Он считал, что сыну недостаточно школьного образования, поэтому приглашал дополнительно преподавателей домой, что бы те его обучали. Георг критично относился к церкви. Поэтому после окончания теологических и философских курсов в богословском семинарии при Тюбингемском университете, он не стал священником, хотя все шансы у него были. После окончания университета Георг Вильгельм Фридрих Гегель подрабатывал тем, что проводил уроки для зажиточных немцев. Данная подработка длилась вплоть до смерти его отца, которая произошла в 1799 году. От отца ему досталось небольшое наследство, из-за которого он прекращает частную работу и уходит в творчество и науку, попутно приступает к академической преподавательской службе. Он считается одним из важнейших человеком в немецком идеализме и одним из основоположников западной философии. Достижением Гегеля была разработка отличительной формулировки идеализма, который так же называют «абсолютным идеализмом». Сам Гегель родился в Штутгарте, Герцевство Вюртемберг во время Священной Римской империи (962 год — 1806 год) Термин «общественное мнение» или «Общественное сознание» встречается в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии», который был датирован в 1848 году. Также термин «общественное сознание» употребляется В. И. Лениным в 1895 году, и окончательно закреплён и введён в научный оборот А. А. Богдановым. В русскоязычной литературе термин иногда используется для экспликации понятия Эмиля Дюркгейма «коллективное сознание». Из его же трудов было дано объяснение термину субъект и объект общественного мнения, а именно: «Субъектом общественного мнения являются большие социальные группы, такие как классы, народы и т. д., объединенные каким-либо общим признаком» [3]. Объектом исследования выступают темы, отражающие факты, явления и процессы социальной жизни. Зная объект и субъект общественного мнения, мы можем сказать, что общественное мнение воссоздается из реакции народов, классов и т. д. на те или иные явления в обществе. Основными методами изучения общественного мнения выступают: анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, социальный эксперимент и исследование документальных источников.

Современные исследователи общественного мнения традиционно рассматривают его по следующим основаниям:

— как явление в социуме.

— как социологическую категорию.

В нашей работе мы рассматриваем общественное мнение как явления отражающее социальные отношения, его природу в процессе взаимодействия социальных групп в совместной деятельности, конструирования сегодняшнего и будущего. Поскольку другой подход носит теоретико-философский характер и представляет ценность скорее как мировоззренческая умозрительная категория.

«Общественное мнение (далее ОМ) — это специфическая форма общественного сознания, формируемая человеком или группой людей, объединенных общими признаками» [4]. ОМ проистекает из потребности и, следовательно, общего интереса. В этом смысле ОМ довольно редко представляется единым, монолитным и однозначным, поскольку, общество состоит из индивидуальностей, которые могут быть близки и составлять определенные группы и слои. Однако их представления о социальных процессах, явлениях и событиях могут существенно отличаться, так же, как и отличаются их собственные интересы. Тем не менее, в социологических исследованиях за длительный период наблюдений принято формулировать ОМ как мнение большинства.

Еще одной важной особенностью ОМ является социальная реклама, где также заявляют наиболее значимые идеи и которая способна привлекать внимание как можно большего числа граждан. Такая реклама нередко заявляет через СМИ или различные акции, которые проводятся в публичном пространстве.

Общепринятой характеристикой ОМ выступает его оспариваемость: оно создается по вопросам, которые имеют огромную значимость для общества, и предполагает согласование мнений всех групп социума. Эта характеристика широко распространена в странах с либерально-демократическими политическими режимами и не развивается в обществах с тоталитарными основами.

Стабильность общественного мнения также является характеристикой и означает, что она имеет характер оставаться постоянной в течение долгого количества времени. Общественное мнение можно формировать «сверху», даже оказывать манипуляцию и добавлять «снизу». С точки зрения представления о демократии ОМ могут создаваться только «снизу», но это выражение является оспариваемым, и ряд проводимых исследований, в частности Бурдс П. и Шампань П., говорят, что даже в обществах демократии ОМ в основном определяется особенностями политического режима, политическими традициями государства. Именно поэтому в тоталитарных и авторитарных государствах ОМ нередко формируется институтами официальной власти через властные СМИ. При демократии она возникает в результате деятельности гражданского общества отдельными лицами и группами или создается путем манипулирования правящей элитой с использованием различных технологий.

Факторами, влияющими на формирование ОМ, могут быть:

— стереотипы социальных классов, социальных групп;

— слухи, неосмотрительность, неконтролируемые источники (Интернет, мгновенные сообщения;

— личное мнение (лидеры, СМИ, народные избранники);

— медийная и информационная политика;

— морально-этические нормы, формируемые обществом;

— религиозные взгляды;

— культурные, исторические, конфессиональные традиции;

— научное одобрение;

ОМ особенно полезно во времена кризиса и социальных волнений.

Перечислим основные социальные характеристики ОМ, а именно:

— Масштабность (масштабность его носителей).

— Публичность выражения и распространения.

— Направленность.

— Интенсивность.

— Стабильность.

— Информационная насыщенность.

— Социальная поддержка.

Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические основания исследования общественного мнения, следует сделать вывод о его важнейшей роли в формировании устойчивости и стабильности для любого государственного образования. Наряду с чем важную задачу в том же направлении выполняют организационные структуры силовых институтов государства — полиции, в современной России — Росгвардии.

Российская Федерация в наше время несет в себе как положительный, так и отрицательный опыт изучения и категорирования ОМ. Ещё в дореволюционной России у населения сформировалось определенное негативное мнение в отношении правоохранительных органов полиции, жандармерии, поскольку они, в основном, служили интересу только одной социальной группы, класса. Данные правоохранительные органы для них были дубинкой, не приятной силой, исполняющей желание протектората.

В послереволюционной России общественное мнение в отношении правоохранительных структур стало более положительным. Основанием для чего становились идеологические принципы формирования и развития новой модели государства и новых социальных отношений между группами населения. Однако и по сей день сохраняются проблемы, с которыми необходимо работать, а именно:

1)Неподготовленность сотрудников ВНГ в ориентации своих прав, возможностей и возложенных на них обязанностей.

2)Ведение скрытой деятельности Росгвардии по отношению к гражданам.

Сегодня органы Росгвардии на практике видят последствия многочисленных трансформаций в содержании работы правоохранительных органов. Очевидно, что столь стремительные процессы реформирования не добавляют эффективности в результатах, но это является проблемой роста правоохранительных структур. Скрытость основных достижений, не удач, мнения по отношению к разным событиям — все это отрицательно сказывается на мнении граждан, не говоря о подрыве доверия к Росгвардии. Тем более, большая часть населения России не подозревают, что сотрудники органов Росгвардии на себе ощущают и испытывают такие же проблемы, как и все население государства.

С другой стороны, сотрудники Росгвардии принимают участие в проведении предотвращения митингов, где им часто приходится действовать строго, жестко и быстро. Например, митинги, связанные с поддержкой Навального. Действия Росгвардии, порой, довольно жестки, но данные действия обусловлены возложенными на них обязанностями по обеспечению общественного порядка.

На общественное мнение граждан в отношении представителей Росгвардии как неотъемлемой части органов власти оказывают влияние негативные социальные процессы, о которых говорил Президент России В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию в 2021 году. А именно: пандемия, инфляция, малый патриотизм у молодого населения, потеря рабочих мест и т. д.

Дополнительным источником социальной напряженности в 2020 году стала пандемия, охватившая практически все регионы России. Для сотрудников Росгвардии это стало новым вызовом, поскольку на них были возложены дополнительные обязанности, в том числе по контролю за выполнением принятых на различных уровнях решений, касающихся новых форм контроля за соблюдением гражданами противопандемийных требований. Естественно, что такие задачи Росгвардии у ряда граждан стали вызывать неприятие, были случаи и прямого неповиновения, отказа соблюдать масочный режим, оплачивать установленные штрафы.

Социальное напряженность в обществе оказывает влияние на авторитет, имидж и общественное мнение в органах государственной власти, со стороны граждан. С другой стороны, внешние угрозы и ситуация с пандемией негативно сказывается на мнение граждан на счет Росгвардии, так как представителей Росгвардии привлекают к контролю обеспечения масочного режима, что способствует дополнительному факторам повышения социальной напряженности. Для преодоления проблем следует:

1) Работа со сотрудниками правоохранительных органов(повышение культурного уровня, формы одежды, строгое соблюдение законов).

2) Работа с общественным мнением, через публикацию материалов о службе, проведение конкурсов в создании фильмов, рассказов и т. д. на тему Росгвардии

3) Проведение мероприятий с наиболее активными общественными организациями.

4) Законотворческая деятельность.

5) Формирование положительного образа через социальные сети, путем публикаций о рутинной деятельности органов Росгвардии, их проблемах и подвигов.

В настоящее время общественное мнение в отношении структурных подразделений Росгвардии представляется неоднозначным. Процесс формирования положительного восприятиями гражданами Росгвардии продолжается, и мы полагаем, что системная и однозначная позиция государства, заявляемая в информационном пространстве и реализуемая на практике о назначении и действиях данных структур, будет серьезным основанием для положительных изменений в ОМ.

Литература:

1. Мазко П. А. Теория «Спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман: Современная интерпретация, 2020.

2. Новейший философский словарь — сайт — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/847

3. Песков, А. Е. Определение субъекта и объекта общественного мнения в российской научной традиции: основные подходы.– сайт — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-subekta-i-obekta-obschestvennogo-mneniya-v-rossiyskoy-nauchnoy-traditsii-osnovnye-podhody/viewer

  1. Вакуленко, А. С. Общественное мнение в социально-историческом процессе. — сайт — URL: https://krdu.mvd.ru/upload/site119/document_file/rLpjd1fr18.pdf
  2. Зубова, Л. Н. Общественное мнение и социальная политика/ Л. Н. Зубова — сайт — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-mnenie-i-sotsialnaya-politika/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, отношение, дореволюционная Россия, общество, современная Россия, мнение большинства, мнение граждан, правоохранительный орган полиции, социальная напряженность, Штутгарт.


Ключевые слова

общество, современная Россия, общественное мнение, отношение, дореволюционная Россия, правоохранительный орган Росгвардия

Похожие статьи

Работа полиции и отношение к полицейским

В данной статье рассматривается понятие полиции как элемента, регулирующего механизм общества, отражен характер и отношение общества к представителям данного института власти на основе исследований крупнейших российских социологических центров, раскр...

Особенности военно-кадровой политики

Статья посвящена анализу исторического развития военно-кадровой политики России, которая, в настоящее время, представляет большой интерес для исследователей. Изучение этой истории поможет лучше понять современные методы управления военными кадрами.

Государственно-патриотическое воспитание молодых пограничников: сущность и определение

В статье на основе анализа подходов отечественных ученых рассматривается сущность государственно-патриотического воспитания молодых пограничников, приводится авторское определение рассматриваемого феномена.

Теоретические основы вневедомственной охраны в рамках структуры национальной гвардии РФ

В статье автор пытается определить теоретические основы вневедомственной охраны, историю ее возникновения и развития, назначение, цели, задачи и нормативно-правовые аспекты ее деятельности в рамках структуры национальной гвардии Российской Федерации.

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России

В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции. Цель работы заключается в анализе некоторых элементов правовог...

История лоббизма в России

В статье автор, исследует историю возникновения лоббизма в России, характеризирует основные этапы развития данного явления в российском обществе. Перечисляет основные признаки лоббистской деятельности в современной России.

Уголовно-правовое регулирование искусственного интеллекта в России

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с регулированием искусственного интеллекта в России. Сделаны выводы о текущем состоянии регулирования.

Принципы, методы и формы антикоррупционного воспитания

В статье автор рассматривает принципы, формы и методы антикоррупционного воспитания, применяемые в настоящее время в российском обществе.

Проблемы информационной безопасности подростков: история и современность

В статье рассмотрены источники формирования проблем информационной безопасности подростков. Рассмотрены причины, почему подросток не обращается за помощью ко взрослому в случае столкновения с кибертравлей. Для глубокого понимания проблемы современног...

Похожие статьи

Работа полиции и отношение к полицейским

В данной статье рассматривается понятие полиции как элемента, регулирующего механизм общества, отражен характер и отношение общества к представителям данного института власти на основе исследований крупнейших российских социологических центров, раскр...

Особенности военно-кадровой политики

Статья посвящена анализу исторического развития военно-кадровой политики России, которая, в настоящее время, представляет большой интерес для исследователей. Изучение этой истории поможет лучше понять современные методы управления военными кадрами.

Государственно-патриотическое воспитание молодых пограничников: сущность и определение

В статье на основе анализа подходов отечественных ученых рассматривается сущность государственно-патриотического воспитания молодых пограничников, приводится авторское определение рассматриваемого феномена.

Теоретические основы вневедомственной охраны в рамках структуры национальной гвардии РФ

В статье автор пытается определить теоретические основы вневедомственной охраны, историю ее возникновения и развития, назначение, цели, задачи и нормативно-правовые аспекты ее деятельности в рамках структуры национальной гвардии Российской Федерации.

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Некоторые проблемные вопросы правового статуса сотрудников органов внутренних дел в современной России

В работе автор анализирует современные правовые проблемы статуса сотрудников полиции. На первый план выдвигаются проблемы Закона о полиции, регулирующего деятельность сотрудников полиции. Цель работы заключается в анализе некоторых элементов правовог...

История лоббизма в России

В статье автор, исследует историю возникновения лоббизма в России, характеризирует основные этапы развития данного явления в российском обществе. Перечисляет основные признаки лоббистской деятельности в современной России.

Уголовно-правовое регулирование искусственного интеллекта в России

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с регулированием искусственного интеллекта в России. Сделаны выводы о текущем состоянии регулирования.

Принципы, методы и формы антикоррупционного воспитания

В статье автор рассматривает принципы, формы и методы антикоррупционного воспитания, применяемые в настоящее время в российском обществе.

Проблемы информационной безопасности подростков: история и современность

В статье рассмотрены источники формирования проблем информационной безопасности подростков. Рассмотрены причины, почему подросток не обращается за помощью ко взрослому в случае столкновения с кибертравлей. Для глубокого понимания проблемы современног...

Задать вопрос