Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок в FMCG
Егай Наталья Валерьевна, студент магистратуры
Научный руководитель: Сохатская Наталья Павловна, кандидат экономических наук, доцент;
Научный руководитель: Леонтьева Ирина Анатольевна, старший преподаватель
Алматы Менеджмент Университет (Казахстан)
Вданной статье описаны вопросы совершенствования управления цепями поставок методом VMI. Компании в области продаж товаров повседневного спроса могут быть конкурентоспособными на рынке в случае увеличения прибыльности и сокращения затрат. Управление Цепями Поставок занимает важные позиции в компании для достижения данных показателей через улучшение уровня аккуратности планирования и сервиса поставок в деятельность компании.
Ключевые слова : управление цепи поставок, спрос, товары, FMCG, VMI.
VMI — это метод, при котором дистрибьютор предоставляет определённую информацию поставщику товара или ряда товаров, а поставщик принимает на себя полную ответственность за поддержание уровня запасов этих товаров на складе или в торговой точке дистрибьютора.
FMCG — это продукты массового потребления, которые быстро оборачиваются, передвигаются по цепочке, продаются в больших объемах.
Управление цепями поставок является неотъемлемой частью крупных и мелких предприятий.
Управление цепями поставок (УЦП) — это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам [1].
Согласно Грему Стивенсу, цель УЦП заключается в синхронизированные требования клиентов с потоком материалов для достижения баланса между противоречивыми целями максимального обслуживания клиентов, управление минимальным запасом и низкими удельными затратами [2].
На сегодняшний день определение УЦП очень широко. Впервые термин УЦП был предложены в 1980-е годы К. Оливером и М. Вебером в статье «Supply Chain management: Logistics Catches up with Strategy», предложив рассматривать ее в рамках интегрированной стратегии в бизнес-процессе в компании, в управлении товарными потоками от производителей сырья до конечного потребителя и все решения принимаются на высшем уровне.
Управление Цепи поставок включает регулирование товаров и услуг при помощи действенного и эффективного планирования, исполнения, мониторинга и контроля работы цепочки поставок.
Управление цепями поставок играет значительную роль в компании. Пандемия выявила все области для развития в цепочке поставок. Многие компании осознали, чтоб быть конкурентоспособными на глобальном рынке в быстроменяющемся мире нужно выстраивать эффективную цепочку поставок и иметь сильное управление. УЦП является одним из основных способов оптимизации бюджета компании, производящие товары или услуги во избежание ненужной траты ресурсов за счет выявления и устранения ненужных звеньев в цепи путем внедрения автоматизации, консолидации объемов перевозок, повышением качества обслуживания, снижения фактических потерь и возможных рисков, минимизировать посреднические услуги и своевременное реагирование на потребность рынка. Транспортные расходы являются одной из крупнейших категорий расходов и при правильном просчете и консолидации объемов товара можно снизить расходы. Не менее важным является и качество обслуживания, кроме скорости доставки нужно учитывать и такие вводные, как соблюдение всех условий при транспортировки необходимые перевозимому товару. Важно планировать не только маршруты пути к дистрибьютору или конечному потребителю, но и маршруты, по которым товары доставляются обратно на склад или в учреждения для их утилизации во избежание репутационных рисков и потерь клиентов.
Пандемия COVID-19 в 2020 году повлияла на все сферы жизни. Сильное влияние пандемия оказала и на управление цепями поставок. Многочисленные национальные локдауны тормозят или полностью перекрывают поток сырья, готовой продукции и товаров, в результате нарушая производство. Пандемия выявила уязвимые области многих компаний и увеличила проблемы в цепях поставок. COVID-19 нарушил глобальную деятельность во всех секторах экономики и отрасляхCOVID-19 также выявил уязвимость мировых цепочек поставок в продовольствии. По данным Всемирной Продовольственной Программы к концу 2020 года пандемия привела к острому голоду около 265 миллионов человек. Финансовые последствия COVID-19 для торговли и цепочек поставок значительны.
Существующие модели управления цепями поставок нацелены на эффективность и на оперативность. Эталонной моделью цепочки поставок считается SCOR — это инструмент управления, применяемый для решения, совершенствования и передачи решений по управлению цепочками поставок внутри компании, а также с поставщиками и клиентами компании [4]. Модель описывает бизнес-процессы, необходимые для удовлетворения требований клиента, также помогает объяснить процессы по всей цепочке поставок и гарантирует базу для улучшения этих процессов. SCOR состоит из 5 процессов управления: планирование, закупки, производство, доставка и возвраты. Первым шагом является планирование и управление спросом и предложением. На этапе закупок подписываются договора с поставщиками и соглашения по управлению запасами. Производственный процесс включает в себя производственную деятельность, упаковку, поставку продукта и выпуск. Также включает в себя управление производственной сетью, оборудованием и транспортом. Доставка представляет собой управление заказами, складирование, транспортировку и получение заказов от клиентов с выставление им счетов. Необходимым процессом является возврат. Компании должны быть готовы обрабатывать возвраты контейнеров, упаковки или дефектного товара.
Для зрелых компаний со стабильным спросом и предложением подходит Модель Непрерывного Потока, ориентированная на эффективность. Даная модель является одной из традиционной моделей цепи поставок, которая подходит компаниям производящие повторяющиеся товары с высокой стабильностью спроса с подходом к производству JIT и канбан — это система планирования бережливого производства, свое название берет от карт, которые отслеживают весь цикл производства на заводах и фабриках. Модель непрерывного потока обеспечивает высокий уровень обслуживания и низкий уровень запасов. Также к моделям управления цепями поставок, ориентированные на эффективность, можно отнести модель Эффективной цепи — подходит для компаний с высокой конкуренцией, и цена на товар является доминирующей. Для товаров с коротким циклом жизни подходит Быстрая модель управления цепями поставок, которая подходит компаниям, которые часто меняют ассортимент своих товаров и должны успеть вывести товар на рынок до окончания актуальности тренда.
В тех случаях, когда потребительский спрос непредсказуем имеет место применение Agile модели, ориентированная на оперативность. Такая модель подходит компаниям производящая специфичные товары. Ключевой компонент данной модели цепи поставок — это гибкость и оперативность, быстрое реагирование, возможность минимизировать влияние возникающих проблем, которые в дальнейшем становятся масштабными. Для сезональных товаров, когда компании сталкиваются с резким ростом спроса и с последующим длительным периодом снижения подходит Flexible модель управления цепями поставок. Данной модели характерен высокий уровень адаптивности, возможностью быстро перенастроить производственные процессы в соответствии с потребностями потребителей. Модель Индивидуальной настройки ориентирована на пользовательские конфигурации, в частности во время производственного процесса.
Из всех приведённых моделей УЦП решения планирования принимает покупатель или дистрибутор, в то время как в модели Vendor-managed inventory (VMI) поставщик сам планирует необходимое количество требуемого товара под определенный уровень запаса, опираясь на данные об остатках товара и продаж, которые предоставляет покупатель. Преимущество данной модели является — сокращение затрат дистрибутором на хранение товара, так как пополнение будет происходить всегда под определённый уровень (как пример: товара на складе у покупателя всегда должен быть на уровне продаж на 4 недели). Уровень запасов — основная необходимая информация, которая детально обговаривается между дистрибутором и поставщиком. Модель сокращает не только больших стоков на складе, что сокращает и складские затраты, но уменьшает замораживание денег в товаре. И немаловажным фактором является всегда свежая продукция с наилучшим сроком годности. Данная модель позволяет быстро реагировать на изменения спроса. Как мы видим, модель удобна как для поставщика, который отслеживает за трендом своей продукции, минимизирует репутационные риски, так и для дистрибутора, который сокращает свои затраты.
FMCG — товары массового потребления, с коротким сроком хранения, реализуемые в больших объемах. К ним можно отнести продукты питания, бытовую химию, гигиенические средства, канцелярию, лекарства, опускающиеся без рецепта врача. Они делятся на три категории: товары на запас с длительным сроком хранения — три года или более, повседневные товары — со сроком годности менее одного года и товары для оформления праздников. Отдельно выделяют сезонный товар, спрос на которых возрастает с наступление определённого времени, как пример: летом возрастает средство от комаров, в сезон начала учебного года — канцелярские принадлежности и т. д.
Рынок FMCG многоуровневый.
- Производство. На этом уровне компании-производители, разрабатывающие новый ассортимент товаров, рекламу, а также стретегию по продвижению товара для привлечения покупателей.
- Оптовики. На этом уровне товар приобретается в больших объемах оптовыми покупателями, в роли которых выступают дистрибьюторские компании или оптовая компании–склад. Дистрибьюторские компании развивают клиентскую базу, организовывают маркетинговые акции в локациях, где компания расположена. Стоит отметить, что на этом уровне товар приобретает наценку.
- Розничные торговые точки. К этому уровню относятся супермаркеты, сетевые магазины и другие каналы сбыта, включающие в себя отели и рестораны, места, тесно связанные с конечным потребителем.
- Четвертый уровень — это покупатель, физическое лицо, приобретающий товар для личного использования, на чьи спросы товаров и услуг ориентируются компании — производители.
Но существуют компании-производители, которые напрямую продают конечному потребителю. Компании производящие и реализующие товары массового потребления, непрерывно подстраиваются под быстроменяющиеся предпочтения потребителей, чтоб оставаться конкурентоспособными на рынке. Кроме быстрого производства широкого ассортимента товаров в больших объемах, необходимо расширение цепей поставок. Правильное управление цепями поставок важна для компаний, так как потребители выбирают товары, которые быстро и своевременно отвечают их потребностям.
В связи с объявлением эпидемии, закрытием государственных границ, введением мер по ограничению передвижения населения и полного локдауна в стране весной 2020 года произошел сильный всплеск закупа товаров первой необходимости потребителями. В таких непредвиденных условиях никто не мог предугадать и спрогнозировать достаточного и необходимого объема товара. В дальнейшем с увеличением безработицы и падением доходности населения произошло снижение спроса, что является немаловажным фактором для просчета и корректного прогнозирования спроса и поставок необходимого объема.
Для улучшения сервиса поставок и качества планирования следует применять VMI. Данную модель применяет такая крупная сеть как WalMart — крупная американская оптово-розничная сеть. Также данную модель применяют такие крупные транснациональные корпорации по производству продуктов питания как Nestle и PepsiCo.
Литература:
- Terminology in Logistics. Terms and Definitions: Glossary of Logistics Terms. European Logistics Association, 2005. P. 100
- Стивенс, Г.C. (1989), «Интеграция цепочки поставок»