SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 07.07.2019

Статья просмотрена: 2571 раз

Библиографическое описание:

Даниленко, О. И. SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия / О. И. Даниленко, О. В. Батманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61469/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены особенности анализа и реинжиниринга бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия, участника цепи поставок. Приводится обоснование целесообразности применения референтной отраслевой модели SCOR.

Ключевые слова: цепь поставок, SCM, конфигурация процессов, уровень декомпозиции, KPI.

Одной из ключевых задач, стоящих перед руководством предприятия, действующего в промышленной сфере Business-to-Business (B2B), участника цепи поставок, является не только получение экономического эффекта, но и занятие устойчивых позиций предприятия на внутреннем и международном рынках. Значительное влияние здесь оказывают сложность экономической структуры, частью которой является предприятие, уровень конкуренции и этап развития бизнеса, определяющий возможности и ограничения для руководителей по реализации стратегических целей.

В свою очередь динамическое развитие окружающей среды, меняющиеся условия ведения бизнеса, диктуют необходимость постоянного совершенствования, в некоторых случаях — радикального изменения, управленческих воздействий и модели бизнес-процессов предприятия. Подход, предполагающий переосмысление и перепроектирование процессной модели и затрагивающий фундаментальные основы бизнеса, представляет собой реинжиниринг — наиболее радикальный способ из известных в настоящее время.

При реализации проектов реинжиниринга для предприятий промышленной сферы B2B представляется важным учитывать следующие факторы:

  1. Этап развития бизнеса предприятия, который позволяет не только определить положение в цепи поставок относительно фокусной компании, но также формат сотрудничества с другими участниками, и оказывает влияние на оценку возможностей и ограничений для руководителей по реализации стратегических целей и проектов реинжиниринга.
  2. Положение предприятия вцепи поставок среди других участников. Промышленные предприятия так или иначе всегда входят в структуру цепи поставок: в качестве производственной фокусной компании, торгового или логистического посредника. Сами цепи при этом могут представлять собой структуры различной степени сложности (прямая, расширенная, максимальная) и таким образом влиять на оценку движения материальных, финансовых и информационных потоков.

Анализ публикаций показывает, что в проектах реинжиниринга немаловажную роль играет положение исследуемого предприятия относительно других участников цепи поставок. Одна из классификаций посредников цепи поставок и соответствующих им бизнес-процессов, предложенная авторами [1], помогает определить перечень ключевых бизнес-процессов SCM для реинжиниринга и проектирования внутренней и внешней интеграции.

Проекты реинжиниринга, как правило, предполагают создание и анализ текущей модели бизнес-процессов предприятия (в случае SCM — модели логистической системы), целевой, и предусматривают план перехода и изменения всей системы через некоторое множество промежуточных устойчивых состояний.

Использование отраслевых (референтных) процессных моделей значительно упрощает реализацию всех этапов проекта, поскольку эти модели уже содержат готовые проверенные элементы и параметры, упрощающие реализацию проекта. Так, одним из примеров референтной модели в управлении цепями поставок является модель SCOR (Supply Chain Operations Reference model) — эталонная модель операций в цепи поставок. [2].

Модель содержит:

– Перечень бизнес-процессов, соответствующую концепции SCM;

– Перечень показателей (метрик) для реализации сравнительного бенчмаркинга и проектирование системы контроллинга.

– Рекомендации лучших практик, задающие направление реинжиниринга и помогающих реализовать практически новую процессную модель.

В основе проектирования текущей модели бизнес-процессов с помощью SCOR находятся следующие укрупненные группы основных бизнес-процессов, распределённых по уровням декомпозиции [3]:

– Plan (планирование) — ключевой, позволяет интегрировать остальные элементы модели. Характеризуют планирование потребностей в ресурсах относительно остальных групп (снабжение, производство и другие);

– Source (снабжение);

– Make (производство);

– Deliver (доставка);

– Return (возврат);

– Transport (транспортировка);

– Enable (обеспечение).

В свою очередь данные процессы отражают концепцию SCM, в основе которой:

– Управление взаимоотношениями с потребителями;

– Обслуживание потребителей;

– Управление спросом;

– Управление выполнением заказов;

– Поддержка производственных процессов;

– Управление снабжением;

– Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;

– Управление возвратными материальными потоками.

Как и при моделировании в известных нотациях, SCOR-моделирование предполагает декомпозицию основных процессов на подпроцессы с использованием предусмотренной графической схемы, позволяющей визуально представить логику выполнения процессов, последовательность работ и функций.

В свою очередь уровни декомпозиции [4] представляют собой совокупность детализации, принятой в SCOR, и стандартов самого предприятия.

Первый верхний уровень (уровень возможностей).

Определяет направление деятельности предприятия. Содержит основные типы процессов: Plan, Source, Make, Deliver, Return.

Определяет границы моделирования, цели по достижению конкурентных преимуществ, характеристики основных предпосылок проекта реинжиниринга.

Второй уровень (уровень конфигураций).

Позволяет провести декомпозицию всех процессов первого уровня на подпроцессы, и далее смоделировать комплексную конфигурацию цепи поставок исследуемого предприятия.

Пример декомпозиции процесса E (enable, обеспечение) на подпроцессы:

– EP (обеспечение планирования);

– ES (обеспечение снабжения);

– EM (обеспечение производства);

– ED (обеспечение доставки);

– ER (обеспечение возврата).

Третий уровень (уровень процессов).

Детальная декомпозиция процессов до уровня цепочек операций, из которых проектируются сквозные межфункциональные процессы. Порядок выстраивания цепочек определяется жизненным циклом выпускаемой продукции.

Например, процесс Source Stocked Products выстраивается в следующую цепочку: Schedule Product Deliveries (S1.1) → Receive Product (S1.2) → Verify Product (S1.3) → Transfer Product (S1.4) → Authorize Supplier Payments (S1.5).

Четвертый ипятый уровни.

На данных уровнях предприятие внедряет специфические приемы управления цепями поставок. Здесь реализуется принцип адаптивности бизнес-процессов предприятия: каждый участник цепи поставок адаптирует операции или группы операций модели к собственным требованиям бизнеса.

В процессе проектирования также используются определенные моделью метрики (показатели) процессов, помогающие диагностировать состояние цепи поставок на внешнем и внутреннем уровне интеграции:

– Надежность поставок;

– Отклик цепи;

– Маневренность цепи;

– Затраты;

– Управление активами.

Проект реинжиниринга с использованием модели SCOR проводится в несколько этапов:

  1. Проектирование текущей процессной модели. Проектирование текущей модели бизнес-процессов (as is) в первую очередь проводится по критерию влияния на добавленную стоимость.
  2. Проведение процедуры бенчмаркинга.
  3. Анализ лучшей практики. Анализ применимости лучшей управленческой практики и программно-технической инфраструктуры, которые в совокупности позволяют получить наиболее оптимальные результаты.
  4. Реализация реинжиниринга. Проектирование и внедрение целевого состояния системы (to be): процессной модели, архитектуры предприятия, организационной структуры. Оценка изменений и затрат.

Заключение

Реинжиниринг с применением SCOR модели упрощает перепроектирование основных бизнес-процессов предприятия как на внутреннем уровне интеграции, так и на внешнем уровне в цепи поставок.

Модель ориентирована в первую очередь на неразрывность материального и информационного потока, что позволяет определить и оптимизировать точки интеграции, в которых информационный поток переходит из одной системы в другую. И при проектировании внешней интеграции помогает решить задачу создания единого информационного пространства, что достигается либо за счёт объединения существующих информационных систем и сервисов предприятия в единый программный комплекс с помощью интеграционного решения, либо за счёт внедрения готовых программных систем SCM.

Литература:

  1. Тяпухин Алексей Петрович, Тяпухина Ольга Алексеевна Классификация торговых посредников и варианты их использования в цепях поставок // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76)
  2. SCOR overview. Version 12.0. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://supply-chain.org/, свободный.
  3. Левина Т. В. Лучшие практики. SCOR-моделирование // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 2. С. 88–94.
  4. Левина Т. В., Черногоров А. В. Разработка системы контроллинга логистики на основе SCOR-модели // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 6. С. 89–98.
Основные термины (генерируются автоматически): SCM, SCOR, цепь поставок, модель, участник цепи поставок, уровень декомпозиции, внешняя интеграция, внутренний уровень интеграции, информационный поток, промышленная сфера.


Ключевые слова

KPI, цепь поставок, SCM, конфигурация процессов, уровень декомпозиции

Похожие статьи

Применение ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний

Исследование производит анализ особенностей применения ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний. Описаны функциональные возможности данных систем, выделена их роль в автоматизации логистических процессов. Произв...

Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок

В статье проанализированы ключевые логистические бизнес-процессы в цепях поставок. Сделан вывод о необходимости внедрения четырехуровневой системы метрик при мониторинге и оценке эффективности функционирования цепей поставок на основе системного подх...

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Использование имитационного моделирования в оценке и отборе альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК

В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС.

Применение бизнес-моделирования для анализа деятельности производственных предприятий

Для лучшего понимания деятельности организации используется моделирование. Рассмотрена методика и типовой бизнес-процесс производственного предприятия.

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы

В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).

Логистический аутсорсинг как институциональная инновация и фактор снижения транзакционных издержек в цепях поставок

В статье проанализирован логистический аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности фирм в цепях поставок на основе оптимизации административных и транзакционных издержек. Сделан вывод о необходимости использования логистических про...

Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе

В статье автор исследует теоретические аспекты совершенствования процессов планирования в цепях поставок для последующего внедрения систем мониторинга.

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Похожие статьи

Применение ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний

Исследование производит анализ особенностей применения ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний. Описаны функциональные возможности данных систем, выделена их роль в автоматизации логистических процессов. Произв...

Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок

В статье проанализированы ключевые логистические бизнес-процессы в цепях поставок. Сделан вывод о необходимости внедрения четырехуровневой системы метрик при мониторинге и оценке эффективности функционирования цепей поставок на основе системного подх...

К вопросу о требованиях к моделированию сети деловых процессов на базе IDEF0 в системах менеджмента качества на современном промышленном предприятии

Статья рассматривает применение моделирования по методике IDEF в системе менеджмента качества для описания и классификации процессов по данному направлению деятельности современного промышленного предприятия.

Использование имитационного моделирования в оценке и отборе альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК

В статье рассмотрены варианты использования имитационного моделирования в оценке альтернативных способов организации транспортной логистики на предприятиях АПК, рассматривающих возможность участия в ЦСС.

Применение бизнес-моделирования для анализа деятельности производственных предприятий

Для лучшего понимания деятельности организации используется моделирование. Рассмотрена методика и типовой бизнес-процесс производственного предприятия.

Некоторые аспекты совершенствования транспортной системы нефтегазовой компании на основе интегрированного планирования

В статье проанализирована цепочка поставок типичной нефтегазовой компании на основе SCOR-модели (Supply Operations Reference model), признанной в качестве международного эталона. В ходе анализа выявлены разрывы в цепочке поставок, негативно отражающи...

Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы

В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).

Логистический аутсорсинг как институциональная инновация и фактор снижения транзакционных издержек в цепях поставок

В статье проанализирован логистический аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности фирм в цепях поставок на основе оптимизации административных и транзакционных издержек. Сделан вывод о необходимости использования логистических про...

Анализ подходов к планированию и прогнозированию в FMCG-секторе

В статье автор исследует теоретические аспекты совершенствования процессов планирования в цепях поставок для последующего внедрения систем мониторинга.

Анализ конкурентоспособности гостиничного предприятия

В статье авторы изучают конкурентоспособность гостиничного предприятия. Представлен анализ комплекса маркетинга (4P), многоугольник конкурентоспособности, SWOT-анализ.

Задать вопрос