Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (402) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.02.2022

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Малютина, Д. В. Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства / Д. В. Малютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88977/ (дата обращения: 28.04.2024).



В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ритма и координации у дошкольников (3–6 лет) средствами хореографического искусства.

Ключевые слова: развитие чувства ритма, развитие координации, дошкольники, хореографическое искусство.

Развитие чувства ритма и координации — важнейшая задача не только физического, но интеллектуального, эстетического развития дошкольников. В настоящее время наблюдаются проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Результаты тестирования будущих первоклассников часто показывают, что дети не могут прохлопать даже очень простой ритмический рисунок. Растет количество детских травм, связанных с проблемами в координации. Развиваются болезни вестибулярного аппарата.

Включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему развивать чувство ритма и координации, приобретать практический жизненный опыт, усваивать социальные ценности.

Первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. Цель их — активизация музыкального восприятия через движение.Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой её является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.

Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти — вот неполная характеристика красивого движения.

На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и эстетическое воспитание через комплекс ритмичных движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.

Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности: развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка [2].

Практическое исследование проходило в несколько этапов.

На констатирующем этапе был определен уровень развития чувства ритма и координации в двух группах детей 4-х и 5–6 лет.

На формирующем этапе проводилась серия занятий по развитию чувства ритма и координации.

На контрольном этапе была проведена диагностика в двух группах по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, и с теми же экспертами.

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 4 лет (баллы)

Задания по методикам

Группа 4 года

первичн.

повторн.

Методика 1

задание 1

16

17

задание 2

13

17

задание 3

8

11

Методика 2

задание 1

18

23

задание 2

15

21

задание 3

17

21

Итого

87

110

У 50 % детей группы 4 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент констатирующего эксперимента.

Получается, что после цикла занятий, способствующих улучшению координации и развитию чувства ритма кроме трех детей с высокими показателями на этапе первичной диагностики, прибавилось еще двое на этапе повторной.

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные данные по первичной и повторной диагностикам в группе детей 5–6 лет (баллы)

Задания по методикам

Группа 5–6 лет

первичн.

повторн.

Методика 1

задание 1

15

17

задание 2

8

13

задание 3

11

13

Методика 2

задание 1

19

23

задание 2

18

23

задание 3

18

23

Итого

89

112

У 60 % детей группы 5–6 года стал высокий уровень по развитию координации и чувства ритма на момент повторного эксперимента.

На момент первичной диагностики только 3 дошкольника показали высокий результат по проведенным методикам, а после занятий высокий уровень стали показывать еще трое ребят. Это хорошая тенденция.

Таким образом, из анализа полученных результатов видна положительная динамика в обеих группах, что свидетельствует об эффективности применения на практике предложенного комплекса занятий на развитие координации и чувства ритма у дошкольников.

Литература:

  1. Березкина Л. В. Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии // Молодой ученый. — 2013. — № 8. С. 373–378.

2. Васильева Д. В., Попова Л. В. Музыкально-ритмические движения, как средство развития координации детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5. С. 375–376.

3. Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). С. 259–261.

4. Тишунина А. Е. Возможности хореографии в развитии творческих способностей детей // Психолого-педагогический журнал «ГАУДЕАМУС». — Т. 17. — № 37. — 2018. С. 76–80.

Основные термины (генерируются автоматически): группа детей, задание, повторная диагностика, развитие координации, развитие чувства ритма, чувство ритма, координация, методика, высокий уровень, первичная диагностика.


Похожие статьи

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного...

Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать

4. Выявить динамику в развитии чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.

По завершении второго этапа эксперимента, нами была проведена контрольная диагностика.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

 В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике. Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи...

Библиографическое описание: Борисова, И. А. Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной

Уровень развития ритмического восприятия выявлялся по методике Уточкиной Е. Ю. (Диагностика развития музыкальных способностей и...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, число которых бурно увеличивается год от года. Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка.

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления...

Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных...

Развитие координации у детей старшего дошкольного... старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства...

Формирование и развитие чувства ритма у детей 6–7 лет — важная задача, т. к. ритм — это один из первоисточников, музыкальных первоэлементов, жизненно важный для музыкального искусства. Обоснуем возможность использования музыкально-спортивного досуга в качестве...

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

развитие чувства ритма; – развитие выразительности движений (способности ориентироваться в пространстве, эмоциональности и т

диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка, проводимая 2 раза в учебном году (начало и конец года).

Похожие статьи

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного...

Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать

4. Выявить динамику в развитии чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.

По завершении второго этапа эксперимента, нами была проведена контрольная диагностика.

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

 В статье представлены методические рекомендации по проблеме развития чувства темпо-ритма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ритмопластике. Проблеме развития чувства темпо-ритма нужно уделять особое внимание именно в дошкольном...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи...

Библиографическое описание: Борисова, И. А. Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной

Уровень развития ритмического восприятия выявлялся по методике Уточкиной Е. Ю. (Диагностика развития музыкальных способностей и...

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и ее влияние на музыкальное воспитание...

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, число которых бурно увеличивается год от года. Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка.

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления...

Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится...

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных...

Развитие координации у детей старшего дошкольного... старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства...

Формирование и развитие чувства ритма у детей 6–7 лет — важная задача, т. к. ритм — это один из первоисточников, музыкальных первоэлементов, жизненно важный для музыкального искусства. Обоснуем возможность использования музыкально-спортивного досуга в качестве...

Музыкальное сопровождение в группе кратковременного...

развитие чувства ритма; – развитие выразительности движений (способности ориентироваться в пространстве, эмоциональности и т

диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка, проводимая 2 раза в учебном году (начало и конец года).

Задать вопрос